Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:

- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?

- Можете предположить, о чем будет сказка?

-Что еще хотите добавить к предположениям?

Логика обнаружения детьми дефицита знания (способа) прослеживается в течении урока и интерес к интригующему вопросу поддерживается учителем при применении методики « Диалог  с автором».

2. Дети сами «обнаруживают» цель урока, предлагают версии, формулируют предположения . И гипотезы учеников фиксируется на доске для дальнейшей проверки своих предположений.

3.    Ученики рассматривают иллюстрацию к рассказу, самостоятельно строят догадки и задают вопрос к автору.

 - Что произошло с этим стариком?

 

Эти  вопросы и задания (приёмы, формы, методы) заставляют учащихся работать самостоятельно.

4. Оценочное взаимодействие в ходе урока организовано удачно. При выборе пословицы и составлении характеристики герою ученики сами оценивают свои действия и полученные  знания

5. Формы коллективно-распределенной деятельности в отношении достижения предметных и метапредметных результатов целесообразны. Ученики работают самостоятельно и в парах, советуются друг с другом и помогают соседу .Создается благоприятная рабочая обстановка, при котором могут чувствуют себя успешными « сильные» и « слабые» ученики.

         6.  Картину сформированности понятия, освоенности способа действия или метапредметного результата для каждого ребёнка позволяют обнаружить  при  составлении характеристике герою и ответах на вопросы:

1. Имя героя.

2. Какие поступки совершает герой?

3. Как автор относится к герою?

4. Как ты относишься к герою?

 

         7. Формируемые УУД соответствуют возрастным возможностям учащихся и могут быть формированы при соответствующем построении урока и умении учителя вести диалог с автором и классом.

         8. Для формирования данных УУД, способностей учеников подобранный учебный материал соответствует.

9. Удачной педагогической находкой можно считать выбор домашнего задания, так как каждому ученику захочется описать свою смешную историю, оформить рисунками или даже фотографиями 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока:  "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс» 2-я часть. Авторы: Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева .

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Прочитайте  слова.

 Как понимаете эти слова?

Что означает слово мудрость?( можно посмотреть по словарю) Мудрость-глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт . Зуб мудрости - третий коренной зуб, появляющийся после 20 лет.

Можно ли назвать мудрыми маленьких детей ? А кого можно назвать мудрым?

Прочтите тему урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

«Сказка мудростью богата»

Сказка учит мудрости, смекалке.

Ответы учеников.

Предполагаемые ответы учеников:Нет, у детей нет опыта, мало знаний.Стариков и взрослых можно назвать мудрыми.

«Как мудрость в жизни помогает»

Высказывают свои догадки: О мудрости и о том могут ли маленькие дети быть мудрыми.

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- А помогут нам в этом герои из произведения « Мудрый старик»

- Откройте учебники на стр. 5.

- Произведение какого жанра мы будем читать?

- Докажите, что это сказка.

А какая это сказка волшебная или бытовая?

- Прочитайте название сказки.

Интересное название. На ваш взгляд кого можно назвать мудрым?

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа?

Можете предположить, о чем будет сказка? Обращение к ключевым словам. Чтение « Пирамиды слов».

Прочитайте ключевые слова: ( На доске)

падишах

жестокий приказ

визири

загадки

мудрый старик

Значение какого слова необходимо объяснить?

( падишах - властитель
господин), титул монарха в некоторых странах Ближнего и Ср. Востока, напр. в Османской империи)

- Какой вопрос вы хотите задать автору?

2. Постановка цели

- На какие вопросы мы хотим найти ответы в тексте?

Вопросы напечатаны на листах формата А 4.

- В чем мудрость старика и как она в жизни помогает?

- Мы будем читать сказку.

-  Есть зачин, текст небольшой по объёму.

 Это бытовая сказка,герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по иллюстрации.

«Мудрый старик.»

Старика.

- Дедушка и юноша,скорее всего сын этого старика.

Высказывают свои преположения.

- о  мудром старике

- В чем мудрость старика и как она в жизни помогает?

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Объяснять выбор автором заглавия.

Приводить доказательство (Познавательные УУД

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

2. Обобщающая беседа

- Вспомним, на какие вопросы искали ответ.

Обращает внимание на вопросы на доске.

-  В чем мудрость старика и как она в жизни помогает?

- Сколько  загадок  юноше  надо  было  отгадать?  Какие?

- Как  юноша  смог  их  разгадать?

- Почему  падишах  не  поверил,  что  юноша  сам  догадался?

- Кто  является  положительным  персонажем,  отрицательным,  нейтральными  героями?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

3: про камень, про коней, про бревна

Отец помог.

Он был не настолько опытным.

Старик и юноша

Падишах и визири

 

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься эта сказка?

- Выберите из пословицу ту, в которой заключена главная мысль сказки.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Сказка мудростью богата.

Мудрость в голове, а не в бороде.

Один ум хорошо, а два лучше.

2. Составление характеристики героев

- Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план:

Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                           опытный

                           добрый

                            спокойный

                            терпеливый

                           заботливый

Падишах            любящий

Старик               жестокий

Юноша               мудрый

                             Злой

                             молодой

                            глупый

                            находчивый

                            веселый

Организует проверку.

3. Творческое задание.

- Дома предлагаю вам подготовиться к чтению по ролям, по желанию проиллюстрировать любой отрывок из сказки.

Высказывают своё мнение.

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

- Сказку «Мудрый старик».

- Это татарская народная сказка

В чем мудрость старика и как она в жизни помогает?

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

 

 

2

Знаю цель урока

 

 

3

Знаю план достижения цели

 

 

4

Могу работать по плану

 

 

5

Могу хорошо читать текст

 

 

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

 

 

7

Сам могу составить вопрос к тексту

 

 

8

Умею работать в группе

 

 

9

Могу доказать свои высказывания

 

 

10

Могу оценить свою работу на уроке

 

 

11

Могу оценить работу своих товарищей

 

 

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

 

 

Приложение1.

Мудрый старик.

( татарская сказка)

Eщё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и приказывал убивать всех, кому исполнилось семьдесят лет. (Почему падишаха назвали жестоким?) «Всё равно от них нет никакой пользы», - говорил при этом безжалостный падишах.( Как вы думаете , есть ли польза от стариков?)
В столице падишаха жил в это время один юноша. У него был семидесятилетний отец. Юноша очень любил отца и спасал его от казни. Он следил, чтобы старик никому на глаза не попадался. ( Почему юноша прятал отца?) Каждый вечер юноша приходил к отцу и рассказывал обо всём, что видел и слышал за день.
Вот однажды пришёл юноша к отцу, и отец спросил его:
- Что нового на свете, сынок?
- Сегодня днём, — начал свой рассказ юноша, - падишах со своими визирями пришёл на берег реки. Увидел он
на дне реки сверкающий драгоценный камень и приказал достать его. Пловцы нырнули в воду, но не нашли там никакого камня, а когда вынырнули - увидели, что драгоценный камень по-прежнему сверкает на дне реки. Ни падишах, ни его визири не могут узнать, где же находится камень. ( Как вы думаете , почему пловцы не смогли достать драгоценный камень?)
- Скажи, сынок, нет ли на берегу дерева? - спросил старик.( А вы бы смогли догадаться об этом сами? Почему?)
- Есть. Ветви его свисают над водой в том месте, где падишах увидел драгоценный .камень, - сказал юноша.
- А нет ли на том дереве гнезда?-снова спросил старик.
- Есть. 
- Ну, так слушай, что я тебе скажу. Драгоценный камень лежит не на дне реки, а в птичьем гнезде. В воде же блестит только его отражение, - уверенно сказал старик.
Наутро собрались падишах с визирями на берегу реки,смотрят - камень по-прежнему сверкает на дне. Нырнули -нет ничего! Стоят визири, ничего понять не могут. Тут подошёл к падишаху юноша, поклонился и говорит:
- Позволь, великий падишах, слово молвить: не ищите камень в воде. Видите дерево? На том дереве есть гнездо, а в гнезде лежит камень. Там его и ищите.
Падишах только бровью повёл  - кинулись к дереву визири и через минуту принесли ему драгоценный камень величиной с гусиное яйцо. ( Ваши догадки потдвердились о местонахождении камня?)Удивился падишах.
- Считаетесь вы людьми учёными, а оказались глупее этого юноши! - упрекнул он своих визирей. А у юноши он спросил:
- Кто тебе рассказал об этом?
- Я сам догадался, - ответил юноша. (Почему на вопрос падишаха: «Кто тебе рассказал об этом»,- юноша не сказал правду?)
Визири затаили против юноши злобу. И то сказать - опозорил он их перед падишахом! И решили визири сжить юношу со свету. Пришли они к падишаху и сказали:
- Джигит-то хвастается - говорит: «Я всё на свете могу отгадать». Позволь, падишах, показать ему двух жеребцов, одинаковых по виду, и пусть он, не подходя близко к ним, отгадает, который жеребец молодой, который - старый.
- Хорошо, - согласился падишах.
Призвал он юношу и говорит:
- Приди сюда завтра, мы тебе покажем двух жеребцов, а ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который - старый. ( А вы сможете догадаться ?)
Поклонился юноша и, печальный, вернулся домой. Дома он опять пришёл к отцу и молча сел около него.
- О чём думаешь, сын мой? - спрашивает старик.
- Ты, отец, правду сказал о драгоценном камне: его нашли в птичьем гнезде! Теперь падишах задал мне другую задачу. - И юноша рассказал отцу, какую задачу придётся ему завтра разгадывать.
- Не горюй, сынок! Эта загадка очень простая, - успокоил его отец. - Ты пойдёшь завтра к падишаху и, когда выведут жеребцов, внимательно посмотри на их повадки: молодой жеребец шагу спокойно не сделает - издали начнёт приплясывать, а старый только головой поведёт и молодому дорогу уступит.
На другое утро пришёл юноша на падишахский двор. Через некоторое время и падишах со своими визирями туда же вышел. Махнул падишах рукой - вывели двух одинаковых жеребцов. Один жеребец идёт, всё приплясывает, а другой идёт и только головой мотает.
- Вот этот жеребец молодой, а тот старый, - уверенно сказал юноша.( Как вы думаете, на этом испытания для юноши закончились?)


Не успел юноша отгадать эту загадку, как визири приготовили ему новую. Они велели обтесать два одинаковых бревна, и юноша должен был отгадать, какое бревно отпилено от верхней половины дерева, какое - от нижней. ( А вы сможете догадаться ?)
Печальный вернулся юноша домой. Пришёл к отцу и рассказал про новую загадку.
- Не горюй, сынок, - успокоил его отец, - разгадать эту загадку нетрудно. Ты вели опустить оба бревна в воду и посмотри: бревно от верхней половины дерева всплывёт всё целиком, а бревно, отпиленное от нижней половины, одним концом опустится в воду.
Наступило утро. Пришёл юноша в назначенное место, а там лежат два одинаковых бревна. Падишах сказал юноше: 
- Вот тебе два бревна. Ты к ним не прикасайся, но отгадай, какое отпилено от верхней половины дерева, какое -от нижней.
- Опустите оба бревна в воду, - сказал юноша.
Опустили брёвна в воду, и сразу одно всплыло наверх, а другое наполовину погрузилось в воду.
- Вот это - верхняя часть дерева, это - нижняя, уверенно сказал юноша.
Удивился падишах и спрашивает: Кто тебя научил этому? ( Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался?)
- Я сам догадался, - отвечает юноша.
- Нет, ты ещё слишком молод и неопытен и не можешь всё знать, - сказал падишах. Говори правду: кто тебя научил? Если не скажешь, прикажу тебя казнить!
«Что будет, то и будет - скажу правду», подумал юноша и признался:
- Меня научил отец, которому исполнилось семьдесят лет. Я прячу его, чтобы уберечь от смерти.
- Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!- сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс

Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Предмет: литературное чтение.  Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)"....

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...