КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 СПЕЦИАЛЬНОМ /КОРРЕКЦИОННОМ/ КЛАССЕ VIII ВИДА
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

 

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ    В  1 СПЕЦИАЛЬНОМ  /КОРРЕКЦИОННОМ/  КЛАССЕ  VIII  ВИДА

 

 

Тема:  Буква Ь (мягкий знак). Употребление Ь для обозначения мягкости согласных на письме.

Цель: раскрыть значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Задачи:

  • способствовать  раскрытию значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
  •  коррекция фонематического восприятия;
  • воспитывать мотивацию к учению;

 

Оборудованиетаблицы слогов и соединений, предметные картинки

Программные средства: «Букварь»  В.В. Воронкова  Москва «Просвещение» 2006г.

 

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

 

2. Артикуляционная гимнастика.

- Прочитайте вполголоса слоги и соединения букв. (дети читают хором)

Таблица слогов 1

- Прочитайте по строкам. (читаем вполголоса хором)

ро       ук       ол

ус       ла       бы

уго     оку     оло

 

Таблица слогов 2

- Прочитайте по строкам. (читаем вполголоса хором)

ло       лу      ла

ра       ру      ри

пы      бы     гу

око   оло    оро

 

- Прочитайте по столбикам.

- Прочитайте по столбикам понижая голос (повышая голос)

(Таблица составлена исходя из слов, которые дети будут читать на уроке)

 

3. Сообщение темы урока.

  

- Отгадайте загадку :

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква... (мягкий знак)

Таблица 3

Тема сегодняшнего урока:  «Буква мягкий знак».

- Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается)

- Ь знак – это буква или знак?  (Знак)

- Почему? (Он не обозначает звука)

- Для чего нам нужен Ь знак? Какую роль играет Ь знак в словах? (В конце урока вы

мне сделаете полный вывод для чего нам нужен Ь. Будьте внимательны.)

- На что похожа буква Ь знак? (сравнение буквы Ь с предметами)

 

Зарядка для пальчиков: « По грибы»

                                Этот пальчик в лес пошёл,

                              Этот пальчик гриб нашёл,

                              Этот пальчик чистить стал,

                              Этот пальчик жарить стал,

                              А вот этот всё съел –

                                 Оттого и потолстел

Таблица 4.

4. Работа в тетрадях.

 - Я рисую мягкий знак нежной капелькой - вот так...

Самостоятельная работа.

- Сравните написания буквы ь с буквой ы (общие элементы

 и разные.)

Показ на доске. Самостоятельная работа.

- Прочитайте соединения.

- Что заметили во время чтения? (Ь знак не произносится)

- Как соединяется ь с буквами? (Внизу или петлей - поворотом в сере­дине буквы.) 

Показ на доске 1 нижнее соединение, 1 верхнее соединение.  

Самостоятельная работа.

5. Чтение по букварю.

Чтение буквосочетаний - согласных букв с Ь в столбиках. Наблюдение за произно-

шением.

-Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква (знак); она обозначает                                          мяг­кость согласных звуков на письме, если стоит после согласного.

- Для чего нам нужно смягчать согласные? Давайте прочитаем слова

и попытаемся ответить на этот вопрос.

Таблица 5.

Чтение 1-го столбика самостоятельно.

(Мол – моль, угол – уголь, был – быль, пыл – пыль, кон - конь)

Предметные картинки  6-10.

Беседа о лексическом значении слов каждой пары.

- Объясните лексическое значение слов мол – моль

 Мол – оградительное сооружение для защиты портовой акватории от волн.

Моль- маленькая бабочка, вредитель (меха, шерсти)

- Какую роль играет мягкий знак? (смягчает звук Л)

- Как изменилось слово, если звук Л смягчили? (Поменялось его лексическое значение.)

Аналогичная работа со словами угол – уголь; пыл – пыль; кон - конь.

Угол – место, где пересекаются две стороны.

Уголь – ископаемое горючее твёрдое вещество.

Пыл – сильный жар от огня.

Пыль – мельчайшие частицы, которые находятся в воздухе.

Кон – в некоторых играх отдельная партия.

Конь – лошадь.

- Объясните лексическое значение слов был – быль

 Был – находился где-то.

Быль – что было в прошлом.

 Вывод:

- Что происходит со словом, если после согласной добавить Ь? (меняется его значение)

 

Работа в тетрадях

был – быль

пыл – пыль

кон – конь

угол – уголь

- Запишите слова, в которых последний звук мягкий.

Самостоятельная работа. Проверка.

- Сколько букв в слове быль? Сколько звуков? Почему?

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише –

Деревцо всё выше, выше.

Чтение по «Букварю» .

- Прочитайте слово, которое обозначает название птицы Гусь .

Прочитайте слово, которое обозначает крупное парнокопытное животное  (Лось.)

 Составьте звуковую схему к слову гусь.

- Что заметили, составляя звуковую схему?

- Почему звуков меньше, чем букв?

Звуко-буквенный анализ слова лось.

- Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Работа в тетрадях.

- Запишите эти слова письменными буквами.

- Как соединяется ь знак со словами. С какой буквой можно сравнить соединения?

 (С буквой Ы)

Взаимопроверка.

Чтение по «Букварю».

Прочитайте слова: (окунь - окуньки)

- Что в этих словах одинаковое?

-  Благодаря чему изменилось слово?

Аналогичная работа со словами хорь – хорьки.

Итог урока.

- Что нового  вы узнали на уроке?

- Какие новые слова узнали?

- Для чего нужен Ь знак?

 

Молодцы! Сегодня все активно работали на уроке и узнали много нового.

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...