Тема урока: «Согласные звуки [ г],[г,]. Буквы Г, г.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Донская Ольга Николаевна

Данный урок знакомит учащихся с буквой г и со звуками, которые она обозначает.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka1_klass_soglasnye_bukvy_g_g.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Согласные звуки [ г],[г,]. Буквы Г, г. 

Цели урока: познакомить учащихся с буквой г и со звуками, которые она обозначает;

продолжить обучение плавному послоговому чтению; развивать речь, внимание и память учащихся; прививать учащимся интерес к чтению детской литературы.

Оборудование. Учебник «Азбука»; предметные картинки, схемы слов, корзинки, портрет «Якоб и Вильгельм Гримм»

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

 

II. Работа над пройденным материалом.

1. «Расскажи о букве»

У.: Вчера я, когда уходила домой, расставила  на нашем наборном полотне некоторые  изученные вами буквы, но ночью открылось окно и буквы разлетелись.

Давайте вернём буквы в свои домики!

(Беру букву, дети рассказывают всё, что о ней знают. Ставлю букву на  своё место в кассу букв)  

 

/Какая буква?  Какой (-ие) звуки ею обозначаются? Этот (эти) звуки гласные или согласные? Почему? Что ещё можете рассказать о них (о нём)?/

2. Повторение изученного.

а) Работа с лентой букв.

-Ребята, посмотрите на ленту букв. Скажите, на какие 2 группы делятся все буквы?

-Как произносится гласный звук?

-Что вы можете сказать о произношении согласного звука?

б) Игра “Найди лишнюю букву”.

Посмотрите на таблички, найдите на каждой лишнюю букву и докажите свой ответ.

                           

У.: Ребята, а как вы считаете, надо ли нам еще знакомиться с новыми звуками и буквами?

III. Работа над новым материалом.

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, как она: гласная или согласная, научимся читать слоги и слова с ней.

1. Выделение звуков [ г],[г,]

Вывешивается картинка грибы.

У.: Что лежит у меня в корзинке?

У.: Произнесите слово грибы, разделите его на слоги. Сколько слогов? Какой первый слог? Какой второй? Какой ударный?

У.: Произнесите первый слог. Вслушайтесь в первый звук. Что это за звук?

Произнесите его отдельно.

Охарактеризуйте его.

Д.: Этот звук согласный, т.к. при его прознесении выдыхаемый воздух встречает на своём пути преграду.

Вывешивается картинка круги.

У.: Что изображено?

У.: Произнесите слово круги, разделите его на слоги. Сколько слогов? Какой первый слог? Какой второй? Какой ударный?

У.: Произнесите второй слог. Что можете о нём сказать?

Д.: Это  слог - слияние

 

Вслушайтесь в первый звук слога - слияния. Что это за звук?

Произнесите его отдельно. Охарактеризуйте его.

Д.: Этот звук согласный, т.к. при его прознесении выдыхаемый воздух встречает на своём пути преграду.

У.: Произнесите поочередно звуки [ г],[г,].

(устанавливаем, что  [ г] – твердый, а  [г,] – мягкий согласные звуки.  Эти  звуки – звонкие.  

2. Упражнение в подборе слов  со звуками [ г],[г,].

а) Читаю стихотворение:

(Услышали звук – хлопок. Твердый  или мягкий?)

Гусь  хозяин был хороший,

Чтобы вырастить горошек,

Купил грабли и лопатку

И окапывает  грядку.

б)Газета, гитара, глаза, газ, гири, гуси, генерал.

в) Подбор слов.

– Назовите слова, противоположные по смыслу данным:

тихо – (громко),

веселый – (грустный),

сытый – (голодный),

мелкий – (глубокий),

чистый – (грязный).

г) Придумайте слова с [г,].

Дети печатают в тетради схему слов  грибы,  круги.

 Чистоговорка.

– Запомните и повторите:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

3. Знакомство   с буквами Г, г.

У.: Чем отличаются эти буквы?

Д.: Одна большая, другая маленькая.

У.: В каких случаях пишется  слово пишется с заглавной буквы?

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь.
За работу я возьмусь.)

Дети печатают буквы Г, г в тетрадях для печатания.

У.: А теперь, давайте, обозначим звуки  [ г],[г,] в схемах буквами.

Вы умеете печатать эту букву?

На что похожа буква?

Д.: Буква г похожа на кочергу.

У.:.Перед нами буква Г стоит подобно кочерге. (Рисунок)

У. Чтение слогов  - слияний.

4. Чтение слов с буквой Гг.

а) чтение по слоговой таблице.

(Cначала читает учитель, а затем - учащиеся)

б) – В каких слогах мы слышим твердый звук (г), а в каких – мягкий?

IV. Физкультминутка.

V. Упражнение в чтении слов, предложений с новой буквой

У.:.А теперь отправляемся в лес вместе с … (?) – читаем имена детей, слова с пометами, затем читаем текст по отдельным предложениям (подчеркнуть слоги - слияния).

У.:.Куда и зачем пришли дети?

У.: Какие грибы собрала Галя?

Д.: Боровики.

У.: А какие грибы в корзинке у  Гены?

Д.: Поганки.

У.: Как вы думаете, что ему сказала  Галя?

Д.: Поганки – ядовитые.

У.: А можно ли уничтожать все ядовитые грибы?

Д.: Нельзя. Они для людей ядовитые, а для животных полезные, например, это лекарство для лося.

У.: В природе все важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать.

А теперь прочитайте отрывок стихотворения, которым заканчивается рассказ.

Определяем интонацию.

У.: А как читаем первую строчку стихотворения?

Какое слово выделяем голосом?

Д.: Читаем восторженно. Выделяем голосом слово боровик.

У.: А как читаем вторую строчку? Какое слово ударное?

Д.: Читаем тоже восторженно. Ударное слово велик.

У.: О чем вы  думали, когда читали  стихотворение?

У.: Как назвать того, кто собирает грибы?

Д.: Грибник

У.: Что такое «Грибные места»?

Д.: Там, где много грибов.

У.: А кого можно назвать горе – грибником?

Д.: Грибника – неудачника, который или не нашёл грибов или набрал несъедобных грибов.

У.: Как назвать слова: Гриб, Грибник, Грибные (места)

VI. Игра «Съедобные – несъедобные»

Задание: Собрать грибы в две корзинки.

VII. Работа по картине с.122 – 123

1.У.:  Посмотрите, какой грибной город придумали для вас авторы учебника.

- Можно ли этот город назвать сказочным? Почему?

Как можно назвать эту картину? (Грибная страна. Город грибов)

Представьте, что вы  с помощью волшебной палочки попали в эту необычную грибную страну. Как бы вы себя повели? Что попытались бы узнать у «грибожителей»?

Как  вы думаете, а что едят жители этой страны?

Какие блюда можно приготовить из грибов?

2.Чтение стихотворения:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

3.Работа над скороговоркой.

В перелеске у пригорка

Собирал грибы Егорка.

У.: А вы собираете грибы? Как их нужно собирать? (Не повредить грибницу)

VIII. Работа в тетради для печатания.

У.: Я зашифровала для вас слово, расшифровав которое, вы узнаете, кого ещё можно встретить в сказочной стране.

90, 8, 62  - напечатайте это слово в своей тетради. (Гном)

IX. Чтение дополнительного текста

    Гном гулял,
   Гном играл.
   Грянул гром.
   -Ау, гном!

  ( Работа на интонацией последнего предложения. Это предложение восклицательное)

X I. Итог урока.

У. С какими звуками и буквами познакомились на уроке?

У. Что для вас было особенно интересным? Для чего изучаем азбуку?

У. Дети, мы учим буквы, читаем слоги, составляем слова и предложения для того, чтобы суметь потом прочитать наши любимые книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Открытый урок. Тема урока: Согласные звуки [р], [р\'], буквы Р, р.

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.Тип урока: Решение учебной задачиПлани...

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийПособия к уроку: лента букв, карточки, рабочая тетрадь,  Азбука, электронное приложение к ученику (УМК «Школа России»)...

Приложение к уроку обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Презентация "Спорт" используется на уроке обучения грамоте по теме "Согласные звуки [в],[в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья" на этапе МОТВАЦ...

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»...

Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.

Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...