Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Денисенко Виктория Анатольевна

Цель:

1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.

2.Формировать правильный тип читательской деятельности; помочь осознать целостность и динамику литературного процесса; обсудить проблемные, активизирующие жизненные представления учащихся; систематизировать сведения об авторе.

3.Воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.

4.Развивать речь учащихся, умение вести диалог с автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_4_klasse.doc41 КБ
Office presentation icon prezentatsiya2.ppt536 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Обучение по образовательной программе «Школа 2100»

(Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»)

Тема:

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.

Цель:

1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая

героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка,

Д. В. Григоровича.

2.Формировать правильный тип читательской деятельности; помочь осознать целостность и динамику литературного процесса; обсудить проблемные, активизирующие жизненные представления учащихся; систематизировать сведения об авторе.

3.Воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.

4.Развивать речь учащихся, умение вести диалог с автором.

Ход урока:

1. Обобщение.  СЛАЙД 2.

-Дети, давайте вспомним, произведения каких писателей мы с вами читали на предыдущих уроках. ( А. И. Купринн,  Д. Н. Мамин – Сибиряк, Д. В. Григорович, Л. Чарская)

-Назовите произведения этих писателей. («Слон», «Емеля – охотник», «Белый пудель», «Гуттаперчивый мальчик», «Записки маленькой гимназистки»)

СЛАЙД 3

-Назовите главных героев этих произведений. (Надя, Гришутка, Петя, Серёжа, Лена)

-Что объединяет все эти произведения? (В этих произведениях рассказывается о жизни детей).

-На какие группы вы могли бы разделить этих героев?

  • Надя – героиня рассказа А. И. Куприна из обеспеченной семьи, её любят родители, она больна равнодушием к жизни;
  • Гришутка из произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка, Серёжа из произведения А. И. Куприна «Белый пудель», Петя из произведения Д. В.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик» - сироты, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь самостоятельно;
  • Лена Иконина - тоже сирота, но она живёт у родственников и учится в гимназии.

На доске запись, которая получилась в результате моделирования:  :СЛАЙД 4

Лидия Чарская.

(1875 – 1937)

«Записки маленькой гимназистки».

Лена Иконина.

Дмитрий Васильевич                                        Дмитрий Наркисович

Григорович                                        Мамин – Сибиряк

                                                                                (1852 – 1912)

«Гуттаперчивый мальчик».                        «Емеля – охотник»

Петя                                                                Гришутка

Александр Иванович

Куприн.

(1870 – 1938)

«Белый пудель»

Серёжа

«Слон»

Надя

-Кто из этих героев мог бы болеть равнодушием к жизни? (Никто, потому что эти дети были сироты, им надо было зарабатывать на жизнь своим трудом, они любили тех людей, с которыми жили.)

-Сегодня на уроке мы составим характеристику Лены Икониной и посмотрим, какие жизненные события оказали большее влияние на  формирование характера девочки.

2. Работа над жанровыми особенностями текста.

-Что узнали мы о Лене Икониной из предыдущих уроков?

-Понравилась ли вам Лена? Обоснуйте свой ответ.

-А как постепенно раскрывается в повести характер Лены?

Составление характеристики, используя текст учебника.

На доске таблички, для составления характеристики. Моделирование.

СЛАЙД 5

1-я глава – маленькая, растерянная девочка.

2-я глава – начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства.

3-я глава - ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.

-Понятно ли из содержания прочитанных глав, как относится к своей героине автор?

-Каким образом автор может выражать своё отношение к героине? Свой ответ подтвердите словами из текста. СЛАЙД 6

Через отношение других героев.

Через описание внутреннего мира.

Через установление гармоничных и контрастных связей.

3. Выявление первичного восприятия.

-Итак, Лена, безусловно, нравится автору, писательница искренне её жалеет и переживает за неё. Испытываете ли вы эти чувства, читая главы 10 – 11? Когда именно?

-Как бы вы определили свою реакцию на описанные события: СЛАЙД 7

жалость

сопереживание

гнев

негодование

отчаяние

-Прочитайте самый волнующий отрывок.

-Кто по – настоящему жалеет девочку?

-Можно ли действия Толи назвать мужским поступком? Почему?

-О ком и о чём думает Лена после спасения? Как это её характеризует?

4. Диалоговое чтение 11 главы.

-Обратите внимание на то, что невозможно отличить прямую речь Лены от слов автора.

5. Работа с текстом после чтения.

-Прокомментируйте последние слова 11-й главы.

-Понравилась ли вам главная героиня этого произведения?

-Могла ли она заболеть равнодушием к жизни? Почему?

-Какие черты характера вам особенно симпатичны у этой девочки?

6. Введение книги в читательский круг чтения.

-Как вы думаете, почему долгие годы книги Чарской были любимым детским чтением?

-Какую реакцию они вызывают у современных читателей?

-Что дарят книги Чарской каждому читателю?

7. Биография писательницы. (Рассказывает подготовленный ученик).

-Что мы узнали о Лидии Чарской? (Моделирование). СЛАЙД 8

Лидия Чарская

(1875 – 1937)

детская писательница

поэтические сборники

исторические романы

повести

8. Домашнее задание. СЛАЙД 9

Составить рассказ «Друзья и враги Лены Икониной».

Литература:  Е. В. Бунеева «В океане света», учебник для 4 класса,

                        Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова Уроки чтения по книге «В океане света».Москва «Баласс»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной. Учитель: Денисенко В.А.

Слайд 2

А. И Куприн Д. Н. Мамин - Сибиряк Д. В. Григорович

Слайд 3

Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»

Слайд 4

Серёжа Надя Гришутка Петя Лена Произведения писателей о детях

Слайд 5

1 глава – маленькая, растерянная девочка 2 глава – начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства 3 глава – ранимая, смелая, старательная, наблюдательная

Слайд 6

Через отношение других героев. Через описание внутреннего мира Через установление гармоничных и контрастных связей.

Слайд 7

жалость сопереживание гнев негодование отчаяние

Слайд 8

Лидия Чарская (1875-1937) детская писательница поэтические сборники исторические романы повести

Слайд 9

Составить рассказ: Друзья и враги Лены Икониной Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку.Литературное чтение.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Образовательная программа "Школа 2100"2 классТема : А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц...

Урок литературного чтения по произведению А.Экэюпери "Маленький принц"

Урок представлен в форме технологической карты с указанием основных этапов урока и УУД....

Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»

Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА  «НА ГОРКЕ», презентацию и при...

4 класс. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.

Урок: литературное чтение.Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.Место урока в разделе: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями...

Конспект урока литературного чтения "М. Бородицкая "На контрольной", Л. Яковлев "Для Лены", М. Яснов "Подходящий угол" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями М. Бородицкой «На контрольной», Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол», а также ...