Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Цель:
1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.
2.Формировать правильный тип читательской деятельности; помочь осознать целостность и динамику литературного процесса; обсудить проблемные, активизирующие жизненные представления учащихся; систематизировать сведения об авторе.
3.Воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.
4.Развивать речь учащихся, умение вести диалог с автором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_4_klasse.doc | 41 КБ |
prezentatsiya2.ppt | 536 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Обучение по образовательной программе «Школа 2100»
(Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»)
Тема:
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.
Цель:
1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая
героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка,
Д. В. Григоровича.
2.Формировать правильный тип читательской деятельности; помочь осознать целостность и динамику литературного процесса; обсудить проблемные, активизирующие жизненные представления учащихся; систематизировать сведения об авторе.
3.Воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.
4.Развивать речь учащихся, умение вести диалог с автором.
Ход урока:
1. Обобщение. СЛАЙД 2.
-Дети, давайте вспомним, произведения каких писателей мы с вами читали на предыдущих уроках. ( А. И. Купринн, Д. Н. Мамин – Сибиряк, Д. В. Григорович, Л. Чарская)
-Назовите произведения этих писателей. («Слон», «Емеля – охотник», «Белый пудель», «Гуттаперчивый мальчик», «Записки маленькой гимназистки»)
СЛАЙД 3
-Назовите главных героев этих произведений. (Надя, Гришутка, Петя, Серёжа, Лена)
-Что объединяет все эти произведения? (В этих произведениях рассказывается о жизни детей).
-На какие группы вы могли бы разделить этих героев?
- Надя – героиня рассказа А. И. Куприна из обеспеченной семьи, её любят родители, она больна равнодушием к жизни;
- Гришутка из произведения Д. Н. Мамина – Сибиряка, Серёжа из произведения А. И. Куприна «Белый пудель», Петя из произведения Д. В.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик» - сироты, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь самостоятельно;
- Лена Иконина - тоже сирота, но она живёт у родственников и учится в гимназии.
На доске запись, которая получилась в результате моделирования: :СЛАЙД 4
Лидия Чарская.
(1875 – 1937)
«Записки маленькой гимназистки».
Лена Иконина.
Дмитрий Васильевич Дмитрий Наркисович
Григорович Мамин – Сибиряк
(1852 – 1912)
«Гуттаперчивый мальчик». «Емеля – охотник»
Петя Гришутка
Александр Иванович
Куприн.
(1870 – 1938)
«Белый пудель»
Серёжа
«Слон»
Надя
-Кто из этих героев мог бы болеть равнодушием к жизни? (Никто, потому что эти дети были сироты, им надо было зарабатывать на жизнь своим трудом, они любили тех людей, с которыми жили.)
-Сегодня на уроке мы составим характеристику Лены Икониной и посмотрим, какие жизненные события оказали большее влияние на формирование характера девочки.
2. Работа над жанровыми особенностями текста.
-Что узнали мы о Лене Икониной из предыдущих уроков?
-Понравилась ли вам Лена? Обоснуйте свой ответ.
-А как постепенно раскрывается в повести характер Лены?
Составление характеристики, используя текст учебника.
На доске таблички, для составления характеристики. Моделирование.
СЛАЙД 5
1-я глава – маленькая, растерянная девочка.
2-я глава – начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства.
3-я глава - ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.
-Понятно ли из содержания прочитанных глав, как относится к своей героине автор?
-Каким образом автор может выражать своё отношение к героине? Свой ответ подтвердите словами из текста. СЛАЙД 6
Через отношение других героев.
Через описание внутреннего мира.
Через установление гармоничных и контрастных связей.
3. Выявление первичного восприятия.
-Итак, Лена, безусловно, нравится автору, писательница искренне её жалеет и переживает за неё. Испытываете ли вы эти чувства, читая главы 10 – 11? Когда именно?
-Как бы вы определили свою реакцию на описанные события: СЛАЙД 7
жалость
сопереживание
гнев
негодование
отчаяние
-Прочитайте самый волнующий отрывок.
-Кто по – настоящему жалеет девочку?
-Можно ли действия Толи назвать мужским поступком? Почему?
-О ком и о чём думает Лена после спасения? Как это её характеризует?
4. Диалоговое чтение 11 главы.
-Обратите внимание на то, что невозможно отличить прямую речь Лены от слов автора.
5. Работа с текстом после чтения.
-Прокомментируйте последние слова 11-й главы.
-Понравилась ли вам главная героиня этого произведения?
-Могла ли она заболеть равнодушием к жизни? Почему?
-Какие черты характера вам особенно симпатичны у этой девочки?
6. Введение книги в читательский круг чтения.
-Как вы думаете, почему долгие годы книги Чарской были любимым детским чтением?
-Какую реакцию они вызывают у современных читателей?
-Что дарят книги Чарской каждому читателю?
7. Биография писательницы. (Рассказывает подготовленный ученик).
-Что мы узнали о Лидии Чарской? (Моделирование). СЛАЙД 8
Лидия Чарская
(1875 – 1937)
детская писательница
поэтические сборники
исторические романы
повести
8. Домашнее задание. СЛАЙД 9
Составить рассказ «Друзья и враги Лены Икониной».
Литература: Е. В. Бунеева «В океане света», учебник для 4 класса,
Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова Уроки чтения по книге «В океане света».Москва «Баласс»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. И Куприн Д. Н. Мамин - Сибиряк Д. В. Григорович
Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Серёжа Надя Гришутка Петя Лена Произведения писателей о детях
1 глава – маленькая, растерянная девочка 2 глава – начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства 3 глава – ранимая, смелая, старательная, наблюдательная
Через отношение других героев. Через описание внутреннего мира Через установление гармоничных и контрастных связей.
жалость сопереживание гнев негодование отчаяние
Лидия Чарская (1875-1937) детская писательница поэтические сборники исторические романы повести
Составить рассказ: Друзья и враги Лены Икониной Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку.Литературное чтение.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.
Образовательная программа "Школа 2100"2 классТема : А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц...
конспект урока по литературному чтению в 4 классе Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»
конспект урока по литературному чтению с уде....
Урок литературного чтения в 4 классе "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки"
Заключительный урок...
Урок литературного чтения по произведению А.Экэюпери "Маленький принц"
Урок представлен в форме технологической карты с указанием основных этапов урока и УУД....
Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»
Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ», презентацию и при...
4 класс. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.
Урок: литературное чтение.Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.Место урока в разделе: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями...
Конспект урока литературного чтения "М. Бородицкая "На контрольной", Л. Яковлев "Для Лены", М. Яснов "Подходящий угол" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями М. Бородицкой «На контрольной», Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол», а также ...