Интегрированный библиографический урок в 4 классе "Осень в поэзии"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лаврентьева Влада Дмитриевна

Предлагаемый Вашему вниманию урок позволяет ввести учащихся в образный мир поэзии, показать возможности отражения в нём мира природы.

          - Показать, как при помощи слова  можно изобразить красоту природы, её необычность, неповторимость.

          - Работать над развитием выразительной, красивой речи, умением вслушиваться в слово.

           -Воспитывать любовь к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Интегрированный                библиографический урок

 в 4 классе

Библиотекарь: Лаврентьева В.Д.

Тема: «Осень в поэзии»

Цели: 1. Ввести учащихся в образный мир поэзии, показать возможности отражения в нём мира природы.

          2. Показать, как при помощи слова  можно изобразить красоту природы, её необычность, неповторимость.

          3. Работать над развитием выразительной, красивой речи, умением вслушиваться в слово.

          4. Воспитывать любовь к родной природе.

0борудование: Репродукции с картин: Левитан И.И. «Золотая осень», Васильев Ф.А. «Осенний лес», рисунки ребят, конверты с шаблонами-листочками, портреты А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, С.А.Есенина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина, карточки со словами, отрывки из стихов.

                                                     

           Ход урока

I.Орг. момент

Дети входят в класс под звуки музыки А. Вивальди «Осень» («Времена года»), садятся на места. За детьми входит библиотекарь.

II. Вводная часть.

- Всем, всем добрый день!

- Здравствуйте!

- Сегодня мы с вами познакомимся с осенней поэзией наших русских поэтов.

Я- библиотекарь. Меня зовут Влада Дмитриевна.

           

Смотрим видеозапись «Краски осени»

                      (Сопровождается музыкой)

- В конце этого урока мы подведём итог, узнаем, кто из участников передачи был самым активным. У каждого из вас, ребята, лежат конверты. Из этих конвертов вы будете доставать жетоны и класть рядом в том случае, если вы ответили на вопрос, высказали свои мысли, прочитали вслух, приняли участие в обсуждении.

И так, мы начинаем!

III. Основная часть

1. Прочитаем на экране телевизора тему нашего урока.

                                    Осень в поэзии

- Назовите символ осени (листья)

Приколоть листья участникам и зрителям, чтобы чуть-чуть прикоснуться и соответствовать теме передачи.

- Давно отцвели цветы, опали почти все листья, птицы молчат, лес пустеет и затихает… Осень.

«Вечер года» - так называл Баратынский осень.

- Кто любит осень?

- А кто из участников и зрителей передачи не любит осень? За что?

                    (высказывания детей)

- «Унылая пора!» - говорит Пушкин. А сейчас послушаем и Пушкина, и других авторов, у которых осень вызывает грустные чувства.

2. Чтение учащимися отрывков из стихотворений.

А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Какая осень у Пушкина?

               Карточки: Красивая    пышная     золотая

- Как удалось Пушкину доказать, что осень печальная,  скучная?

- Какие приёмы использует автор, чтобы показать нам, какое настроение вызывает у него это время года (метафоры)

 Ф.И.Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

- Какие чувства навевает осень на поэта? Почему?

- А что привлекает его?

- Какие слова показались вам более ёмкими, отражающие настроение поэта?

- Какая осень у Тютчева ?

                            Карточки:   дивная       лучезарная  хрупкая

А. Майков

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с берёзы спадает.

И поздних кузнечиков треск.

- Как действует осень на Майкова? Какая она?

               Карточка:    Раздражительная   Грустная

С.Есенин

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

- Что заставляет грустить Есенина? Какие картины природы вам представились?

                                                   Физкультпауза

- Да, есть такой период осени, который вызывает чувства печали, грусти, скуки, да и не только у поэтов, но и у композиторов.

3. Библиотекарь :

- А сейчас мы, ребята, послушаем музыкальное произведение.

            (звучит «Осенняя песнь» «Октябрь» П.И.Чайковского)

- Скажите, какое настроение выражено в этой музыке? Какой характер, темп?

- На каком инструменте исполнено?

- Мы сегодня говорим о природе осенью.

- А какие картины природы рисуются вам под эту музыку?

                (звучит повтор)

- А может кто-то назовёт композитора этого произведения?

- Музыку русского композитора П.И.Чайковского (портрет), создателя опер и балетов, романсов и симфоний и многих других замечательных произведений, любят все. Его справедливо причисляют к величайшим композиторам мира. Чайковского ценят и любят за то, что в своём творчестве он воспел не только внутренний мир человека, но и красоту природы. Сейчас для вас прозвучала «Осенняя песнь. Октябрь».

Мы убедились в том, что осень навевает грусть не только у поэтов, но и композиторов.

Но задачей нашего урока  является то, что мы должны вызвать у читателей хоть толику чувства любви и восхищения к этому удивительному и прекрасному времени года.

И так продолжаем

Н.А.Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд, не окрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар лежит.

- Что нравится Некрасову осенью? (воздух)

- Какой воздух осенью?

- Какая осень?

               Карточки:  Бодрая   свежая

А.Майков

С холоду щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

- Что привлекает осенью поэта?

-Что он любит делать?

- Какая осень?

                  Карточка:   Радостная

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила.

Читатель, дорогой.

Говорит А.С.Пушкин о своём любимом времени года

- Сегодня на этом уроке  мы познакомимся ещё с одним автором произведений и узнаем его отношение к этому времени года.

- Кто это? (портрет И.Бунина)

- Что вы о нём знаете? (лауреат нобелевской премии за выдающийся вклад в литературу)

а) чтение стихотворения учителем

(сопровождение музыки)

- О каком явлении природы идёт речь в стихотворении?

- Какое настроение вызывает у поэта осень? (ощущение красоты, торжественности, покоя и лёгкой грусти).

- Перечитайте описание леса. Какой приём использовал автор? (сравнение)

- Какие краски увидел поэт?

- Докажите, что лес кажется прекрасным, сказочным.

- А какие строки вызывают чувство лёгкой грусти?

- С кем сравнивает автор осень?

- Кто такая вдова? (женщина, потерявшая мужа).

Она чаще всего немолода. Возраст сделал её движения спокойными, неторопливыми. В то время, когда вокруг праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень, пора увядания, напомнила поэту такую женщину. Но, несмотря на лёгкую грусть, осень в этом стихотворении яркая, праздничная. Чтобы убедиться в этом, ещё раз прочтите стихотворение.

      Карточки:   яркая      праздничная

б) Чтение стихотворения самостоятельно. Найти приёмы, которые использует автор в стихотворении. (Метафоры, сравнения, аллитерация)

- Какая осень у Бунина?

               Карточки: Сказочная          торжественная

- Вот видите, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила осень, чтобы показать её красоту.

9. Библиотекарь.

- Что же объединяет поэтов и композиторов, когда они изображают в своих произведениях осень? (Любовь к природе, умение восхищаться удивительными и неповторимыми явлениями и красками).

- А теперь посмотрим, как художники отобразили в своих произведениях это удивительное время года.

              (Рассматривание репродукций с картин  на тему «Осень»)

- Какая осень?

- С помощью чего удалось художникам показать необычность, красоту, неповторимость этого времени года? (краски)

- Какие краски использовали художники?

                 (Рассматривание рисунков ребят нашего класса)

- Как  авторы рисунков относятся к осени?

IV. Обобщение

- Изменилось ли ваше отношение к осени, если да, то кто помог изменить его?

Поэты при помощи чего? (слова)

Композиторы при помощи чего? (музыки)

Художники при помощи чего? (красок)

V. Итог

Выявить самых активных участников урока.

VI. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Листопад», по желанию нарисовать к нему рисунок, вложив в него те чувства, которые испытали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок/лит.чтение,музыка,ИЗО/ Поэзия К.Д.Бальмонта

Урок был проведён по программе "Начальная школа 21 века", после  изучения всех произведений К,Д,Бальмонта....

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Интегрированный урок во 2 классе по теме: «Унылая пора! Очей очарованье!». Осень в поэзии, музыке, живописи.

          Через музыку, пейзажную живопись, поэзию  почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа Ро...