Внеклассное чтение "Сказки и стихи К.И.Чуковского" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Молнар Елена Владимировна

Данная разработка расширит читательский кругозор учащихся, познакомит с творчеством К.И.Чуковского, сформирует привычку и способность к самостоятельному выбору и чтению книг. Учащиеся на произведениях К.И.Чуковского учатся оценивать поступки персонажей, различные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Данный материал позволит увидеть красоту поэтического слова, образные слова и выражения, проявить позитивные чувства к произведениям писателя. Интерессная викторина, кроссворд, загадки, аудиозаписи с авторским исполнением произведений, а также небольшая театральная постановка сделают урок интересным, познавательным и ярким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_i_stihi_chukovskogo.doc492.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Учитель: Молнар Е.В.

ТЕМА: Внеклассное чтение « Сказки и стихи К.И. Чуковского».

ЦЕЛЬ: Расширять читательский кругозор учащихся, формировать привычку и          способность к самостоятельному выбору и чтению книг, познакомить с творчеством К.И.Чуковского, формировать навыки выразительного чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.И.Чуковского, аудиозаписи произведений для викторины, книги для выставки.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и целей урока

II. Новый материал                                                                                                                                                                                       1.Вступительное слово учителя.                                                                                                                            Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме жил высокий седой человек.  С ним были знакомы все дети поселка. Малышам он казался великаном и волшебником из сказки, и называли великана ласково – Чукоша. Великан этот был писателем К. Чуковским.

    1 апреля этого года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет. К. Чуковский сочинил не только множество книг, но и свое имя. Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчук.

     Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупный нос, смеющиеся светлые глаза, и удивительно легкая походка.

     С ранних лет стихи К.Чуковского приносят всем радость. Ваши родители, бабушки и дедушки читали в детстве его стихи и сказки. Они легко читаются, запоминаются и очень нравятся детям.

     2. Дети рассказывают наизусть стихотворения                                                                                       « Скрюченная песня», « Ежики смеются»,«Черепаха», « Храбрецы».                                                                                                                                        К. Чуковский придумывал перевертыши, небылицы, одна из них « Путаница ».

                       3. Чтение учащимися стихотворения «Путаница». 

К. Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в       очереди за хлебом, в приемной у врача, он чтобы попусту не тратилось время, сочинял загадки для детей.

     4. Загадывание загадок.

         1)  На малину налетели,

              Поклевать ее хотели,

              Но увидели урода –

              И скорей из огорода!

              А урод сидит на палке

              С бородою из мочалки.

              ( Огородное чудище)

          2) Я лаю со всякой собакой,

              Я вою со всякой совою,

              И каждую песню твою пою

              Когда же вдали пароход

              Быком на реке заревет,

              Я тоже реву: у-у!

               ( Эхо)

          3) Вдруг из черной темноты,

              В небе выросли кусты,

              А на них то голубые,

              Пунцовые, золотые

              Распускаются цветы

              Небывалой красоты.

              ( Салют)  

    5. Рассказ учителя.

        Детским поэтом и сказочником Чуковским стал случайно. А вышло это так, заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вез его в ночном поезде, мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь  развлечь его, отец стал рассказывать ему:  

 Жил да был крокодил,

 Он по улице ходил.

       Мальчик неожиданно затих и стал слушать. А однажды, работая в своем кабинете, он услышал громкий плач, это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, не желая мыться. К. Чуковский вышел из кабинета, взял дочку на руки и неожиданно для себя сказал:

             Надо, надо умываться

             По утрам и вечерам.

             А не чистым трубочистам

             Стыд и срам!  Стыд и срам!

Так появился на свет « Мойдодыр».

     6. Викторина «Сказки дедушки Корнея».

          1.Если топну я ногою,                                           6. А потом позвонила свинья:

             Позову моих солдат         - Нельзя ли прислать соловья?

             В эту комнату толпою            Мы сегодня вдвоем с соловьем

             Умывальники влетят,                                             Чудесную песню споем!

             И залают, и завоют,                                             -  Нет, нет! Соловей

             И ногами застучат,                                                  Не поет для свиней!

             И тебе головомойку,                                               Позови - ка лучше ворону!

             Неумытому дадут                                                     (Телефон)

             Прямо в мойку,                                                    7. Тут зайчиха выходила

             Прямо в мойку,        И Медведю говорила:

             С головою окунут!                                                  Стыдно старому реветь-

     ( Мойдодыр)                                                        Ты не заяц, а Медведь!

2.Кто злодея не боится        Ты поди- ка, косолапый

   И с чудовищем сразится        Крокодила исцарапай!

   Я тому богатырю                                                      (Краденое солнце)

   Двух лягушек подарю                                          8.Вдруг откуда-то шакал

   И еловую шишку пожалую!                                   На кобыле прискакал:

   (Тараканище)                                                         Вот вам телеграмма

3. А кузнечик, а кузнечик,                                         От Гиппопотама!

    Ну, совсем как человечек                                       (Айболит)

    Скок,скок,скок,скок!

              За кусток,

              Под мосток

              И молчок!

              ( Муха – цокотуха)

           4.Нам акула Каракула

              Нипочем, нипочем,

              Мы акулу Каракулу

              Кирпичом, кирпичом,

              Мы акулу Каракулу,

              Кулаком, кулаком,

              Мы акулу Каракулу

              Каблуком, каблуком.

              ( Бармалей)

           5.А на нем, а на нем,

              Как на лошади верхом,

              Самоварище сидит

              И товарищам кричит:

              « Уходите, бегите,  спасайтеся!  ( Федорино горе)

    7. Инсценировка сказки на новый лад« Нынче Муха-Цокотуха именинница»  

    8. Кроссворд

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

http://festival.1september.ru/articles/518574/img1.gif

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

     

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

9.«Корзинка с потерянными вещами».

- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

III. Итог.

 

       Недалеко от Москвы, в п. Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме жил высокий седой человек. Длинные руки, крупные черты лица, большой любопытный нос и смеющиеся светлые глаза. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. Корней Чуковский – это его псевдоним, а настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. И сегодня наш литературный утренник мы посвящаем  этому замечательному человеку, поэту, писателю, критику и переводчику. Мы надеемся, что в этом зале собрались те, кто любит творчество Чуковского, хорошо знает его произведения.

- Ребята, а вы хорошо знаете сказки Корнея Ивановича? А вот мы сейчас проведём викторину  и проверим.

  1. Конкурс «Доскажи словечко»

1.Веселится народ-                                                                                                    Муха замуж идёт                                                                                                 За лихого, удалого                                                                                     Молодого …(комара)                                                                                                                                                                                                                                              

2.И мне не надо                                                                                                    Ни мармелада, ни шоколада                                                                                    А только маленьких, ну очень маленьких…(детей) – «Бармалей»                        

3.А за ним – то народ и поёт, и орёт:                                                                       - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот!                                                      И откуда такое…(чудовище)   - «Крокодил»                                                        

4. Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.                                                     Глянул заинька в окно,                                                                                     Стало заиньке… (темно)  -  «Краденое солнце»                                      

5.Свинки замяукали – мяу-мяу,                                                                    Кошечки…(захрюкали, хрю-хрю) –«Путаница»                                              

6. Лечит маленьких детей,                                                                                 Лечит птичек и зверей,                                                                                    Сквозь очки свои глядит                                                                             Добрый доктор…(Айболит)                                                                                

7.Он рычит и кричит, и усами шевелит:                                                   Погодите, не спешите, я вас мигом …(проглочу) –«Тараканище»                      

8.А посуда вперёд и вперёд                                                                              По полям, по болотам идёт.                                                                                   И чайник сказал утюгу :                                                                                             – Я больше идти …( не смогу)- «Федорино горе»

2. Музыкальная страничка. Прослушай отрывок и назови произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству К.И.Чуковского

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству К.И.Чуковского...

Урок внеклассного чтения во втором классе «Стихи К.И.Чуковского»

Форма проведения урока: литературная игра.Цели и задачи урока:расширять знания детей о писателе К.И. Чуковском и его творчестве;прививать любовь к его творчеству;на произведениях К.И. Чуковского показ...

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ… Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.Учитель: Шалимова О. В.Цели: знакомство детей начальной школы с творчеством К. И. Чуковского...

Конспект по литературному чтению по теме: "Стихи К.И.Чуковского".

Тема: Стихи К. И. Чуковского.Цели : формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /,    познакомить уч-ся с...

Внеклассное мероприятие по сказкам К.И. Чуковского. 1 класс.

Необычная викторина по творчеству К.И. Чуковского. Можно проводить в параллельном классе или в актовом зале для всей параллели начальных классов. Много инсценировок. В подготовке и проведении викторин...