«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)
статья по чтению (3 класс) по теме

Петриченко Оксана Александровна

Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,управленческого,психологического и социокультурного).Показаны способы мотивации по изучению басни,понимание  ее глубинного смысла, стремление к познанию внешнего и внутреннего мира людей.От этого зависит будет ли ребенок,став взрослым человеком,стремиться к успеху,самореализации,самосовершенствованию или будет выбирать другую стратегию своей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад);

                                     Аннотация.

Данный доклад представляет  современное видение изучение нового жанра по литературному чтению «басня» в 3 классе через  раскрытие  пяти  аспектов качества образования(содержательного, коммуникативного, управленческого, психологического и социокультурного). Показаны  способы  мотивации  по  изучение басни, пониманию ее глубинного смысла,  к познанию внешнего и внутреннего мира людей . От этого зависит будет ли ребенок, став взрослым человеком, стремиться к успеху, самореализации, самосовершенствованию или будет выбирать другую стратегию своей жизни.

Формируя личность маленького ребёнка, мы должны чаще обращаться к  накопленному опыту русского народа, к басням “…ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение басен…"  Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и многие другие.

Ребята понимают назначение пословиц, поговорок, хотят знать и употреблять их в речи, а изучение басен побуждает их к этому действию. Это мнение  подтверждают слова К. Д. Ушинского: “Басни, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка" Интерес к книге, к чтению, к книжной культуре  с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к великой русской художественной литературе требует повышенного внимания. В наше время возникла необходимость приобщения ребенка к читательской культуре: научить школьника дружить и общаться с книгой, извлекать из нее полезную информацию и использовать в своей учебной деятельности.

     В ходе работы над разделом «Набираемся житейской мудрости» по литературному чтению ( ПНШ)  в 3 классе нами была поставлена цель: обучение умению исследовательской деятельности учащихся в изучении басен.

      Необходимо было стимулировать познавательный интерес в поисковой исследовательской деятельности младшего школьника. Уделялось внимание формированию умения работать с информацией, представленной в электронном  и книжном варианте, формирование практического навыка поиска информации сети Интернет школьника.

     Деятельность  учеников была направлена на развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать информацию; а также на развитие  творческих способностей обучающихся через инсценирование басен, создание творческих поделок, рисунков, сочинений.

       Перед учащимися был поставлен вопрос.  Что же такое басня?

       На первом этапе была поставлена задача, как построить занятия? Как включить детей в новый вид жанра?

       Деятельность началась  с планирования действий по разрешению  поставленной проблемы. Учащиеся решили изготовить альбом, посвященный басне и инсценировать понравившиеся произведения.       Задачи деятельности коллектива 3  класса является: познакомиться с басенным творчеством, с теоретико- литературными понятиями: « басня», «мораль», « аллегория», «афоризм»; научиться понимать общечеловеческую мораль басен, развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, иллюстрировать басни, составлять копилку метких выражений по басням И.А.Крылова, научиться использовать ресурсы сети Интернет для решения задач серии уроков.. В чем особенность жанра басни? Откуда берет свои истоки басня? Почему И.А.Крылов обращается к басенному жанру? Какие людские пороки высмеивал  И.А.Крылов в своих баснях?

       Цель деятельности: учитывая изменения, происходящие в современном обществе ( в том числе и детях), внести коррективы в методику изучения басен в начальной школе, чтобы дети научились и захотели их читать. Объектом исследования в таком случае выступают басни как учебный материал для формирования младших школьников- читателей, а предметом исследования- система обучения младших школьников чтению басен, позволяющая добиться того, чтобы учебный процесс оказал влияние на общее и литературное развитие детей  и был действенной частью  формирования их социально- нравственного опыта. Если   уже в начальной школе задать детям способность воспринимать специфику басенного мира как особого художественного способа видения баснописцем  действительности, отобрав с этой целью басни, в которых жанровые особенности проявляются  совершенно явно, то у детей возрастет интерес к басне, качество усвоения произведений этого жанра повысится, а влияние на личность каждого ребенка усилится.

 Хотелось, чтобы дети научились  умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы и картины, во многом на интуитивном уровне улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей и  « присваивать»  все это как жизненный опыт, особенно необходимый детям в новых социальных условиях. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является « одним из способов познания житейских отношений, характера человека». Все сказанное определяет актуальность представленной темы.

       Что же такое басня?

        Чтобы ответить на этот глобальный вопрос учащиеся разбились по интересам: 1. теоретики; 2.актеры; 3.художники; 4. скульпторы; 5. писатели.

      Началась работа. Детей заинтересовала тема. Группа « теоретиков» провела работу по поиску информации: что такое басня? ( басня как жанр, история басни, этимология басни, родоначальники басни, древние баснописцы) . Дети познакомились с биографией  И.А.Крылова, совместно с родителями были вновь прочитаны басни, изучены иллюстрации разных художников. Родители помогали детям и ребята из группы теоретиков использовали  в своей работе конкретные издания: «Русский биографический словарь», Большую советскую энциклопедию « Москва», энциклопедический справочник « Санкт- Петербург».                                                                                      Была проделана большая работа: поиск информации, ее обработка и представление ее в виде готовой работы Ребята  рассказали в интересной и доступной форме одноклассникам о жизни и творчестве И.А.Крылова., были использованы и показаны иллюстрации, по теме.

    Свое выступление дети  дополнили сведениями  о необыкновенном баснописце Лафонтене. Именно, он заключил басню в стихотворную форму. До него они писались в прозе.  Ведь И.А.Крылов делал перевод его басен. Ученик выяснил, что  он испытывал свои силы в переводе басен. А в 50 лет баснописец  выучил древнегреческий язык и читал в подлиннике своих любимых авторов  и баснописца  Эзопа .

        Басни И.А.Крылова - прозвучала идея в докладе ребят.- « книга мудрости самого народа»/Н.В.Гоголь .                                                                                                             Ребята  в своей поисковой деятельности  не только раскрыли  смысл термина «басня» и его происхождение, а познакомились с другими баснописцами, рассказали об И.И.Дмитриеве и его баснях( « Павлин», «Щегленок», «Воробьи»), о баснях А.П.Сумарокова и его басенном творчестве.

   С этой информацией он охотно знакомили  свих одноклассников.

      Анализируя работы,  творческий подход к поиску, не тяжело было сделать вывод, что все названные выше ученики заинтересованы были темой и плодотворно над ней трудились.

       Это способствовало углублению знаний по литературному чтению. Все, что детьми было собрано во время поисковой деятельности- рассказывалось, зачитывалось и обсуждалось в классе вместе с учителем.

      На уроках русского языка продолжалась исследовательская работа по этой теме: ученики  делали морфемный  анализ слов под руководством учителя при помощи  « Словообразовательный словарь» Тихонова ,

       Ученики образовывали слова:

 Басн(я )— басен-к-а

                    басен-ник

                    басен-н-ый

                    басн-о-пис-ец

       Каждый урок литературного чтения начинался с прослушивания басни И.Крылова. Таким образом, учащиеся познакомились со многими баснями И.Крылова, что расширяло их личный кругозор.

       Дальше шла непосредственно творческая работа.

       Дети по желанию выбирали разный художественный материал и способ изображения ( гуашь, акварель, пастель, пластилин).

       Группа  художников создала дом И.А.Крылова, где он смотрел на них и окошка. А жители этого необыкновенного дома – были герои из басен хозяина.

 

По мере того, как дети узнавали новых героев басен, они заселяли этот домик все новыми  «жильцами». Экспозиция была сменной, каждый ребенок мог поселить « нового жильца» , которого он узнал, прочитав басню.

      Группа « скульпторов» изготовляли свои поделки из пластилина и других разных материалов на уроках технологии.

В ходе нашей работы был проведен  уроки  по басням И.А.Крылова. На этапе подготовки к уроку детям предлагалось подобрать всевозможный материал по теме: « Жизнь и творчество И.А.Крылова» и рассказать его на уроке. Была выполнена коллективная работа- создана газета « В мире басен И.А.Крылова». Ребята должны выбрать понравившуюся басню и выучить ее. Выступали как артисты,

 выразительно , меняя интонации, с костюмами,  у одного из ребят получился театр одного актера при чтении басни «Мартышка и очки»

      Поскольку способности учащихся различны, проводилось дифференцированное обучение среди ребят .Способные дети проводили  больше исследований, у них  более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу, менее способные учащиеся острее нуждались  в помощи учителя.

      Высокая  активность учащихся в ходе деятельности  приводит их к большей самостоятельности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. В ходе нашей деятельности у учащихся формировался ряд коммуникативных умений, лежащих в основе личностных качеств, читательских способностей и жизненных умений и навыков, к которым относится:

            - умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий).

           - умение управлять голосом ( говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

           - умение выражать свою точку зрения( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

           - умение договариваться ( выбрать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное решение, рассуждение);

            - умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

            - умение обоснованно и доброжелательно оценивать как результаты, так и процесс  решения учебной задачи с акцентом на положительное.

           

По программе учащиеся знакомились с баснями Эзопа, Лафонтена И.А.Крылова, с лентой времени, с иллюстрациями  В.Серова к изученным басням.  В ходе совместной деятельности дети овладевали:

          - умением коллективного планирования;

          - умением взаимодействовать с любым партнером;

          - умением взаимопомощи в группе в решении общих задач;

          - умением делового партнерского общения;

          - умением находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

     

Очень важно. что дети сами рассказывали, как именно они работали над своей задачей в группе. При этом демонстрировали   наглядный материал, поделки детей, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

  Детям младшего школьного возраста легко перевоплотиться в образ животных, так как они открыты, непосредственны и честны в своем проявлении. С детства им знакомы образы животных русских народных сказок: « хитрая лиса, трусливый заяц, косолапый медведь, волк, зубами- щелк и т.п.».      

Учащиеся, работая над темой, выяснили:

        - историю становления басни как жанра;

        - этимологию литературного термина «басня»;

        - познакомились с родоначальниками басни;

        - познакомились с баснописцами: Лафонтеном, С. Полоцким, А.Кантемиром, А.Сумароковым, И.Дмитриевым, Д. Бедным, С. Михалковым).

      Учащиеся создали « копилку метких выражений».

        Ребята написали сами басни по теме «Любишь кататься- люби и саночки возить»

               Басня  «Хозяин и лошадь» Кудрявцева Елизавета

С красивой рыжей гривой лошадь

Любила погулять и травку пощипать.

Покрасоваться, поскакать,

Ну, а работать, нет, увольте…

Тяжелый труд не для нее.

-Я ж Лошадь, не Корова,

И грива у меня к поводьям не готова.

И медленно хвостом виляя,

Она к ведру с овсом идет.

Хозяин вдруг ее остановил

И строго так провозгласил:

-Чтоб получить на ужин

Патоки  и полведра зерна,

Возов с овсом перевезти за целый день

Ты множество должна.

 

Басня «Овца и свинка» Карабанова Дарья

Бежала свинка по двору,

Повстречала там овцу.

-Здравствуй, милая овечка,

Как здоровье, как дела?

Ты все в той же старой шубке,

Не модна  сейчас она.

Да и сумочка- не  класс!

Маникюр давно не делан,

Макияжа нет совсем!

Отвечает ей овца:

-Ты, подруга, хороша,

Разодета и модна.

Можешь шубой ты гордиться,

Только надо бы умыться!

Хоть с лица не воду пить,

Чистой надо бы ходить!

   Мне было интересно наблюдать за исследовательской  деятельностью учащихся, открывать в них новые способности и личностные качества, помогать анализировать материал, раскрывать смысл непонятного. Родители помогали детям в изготовлении костюмов, положительно оценивали самостоятельность своих детей.

Таким образом, исследовательская работа по изучению басен проведена успешно и достигла своей цели через творческий и поисковый подход, через стремление учащихся самовыразиться , раскрыть себя .

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время

Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяс...

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.

      В сфере образования одной из серьезных проблем стала проблема повышения уровня читательской культуры. Творчески работающий учитель не раз задавал себе вопросы: Почему не вс...