Внеклассное чтение. Произведения о маме
план-конспект урока по чтению (2, 3, 4 класс) по теме

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока и презентацию по внеклассному чтению на тему: "Произведения о маме". Надеюсь, они помогут вам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_mamochka_milayamama_moya.rar2.76 МБ
Файл mama.docx23.29 КБ

Подписи к слайдам:

* Кого мы ласково и нежно называем «МАМА»?
* Кто такая мама для каждого из нас?
* Как вы относитесь к своей маме?
* За что вы любите её?
* Как проявляется ваша любовь к самому дорогому человеку на Земле?
* Какое событие мы отмечали в прошедшее воскресенье?
Это международный праздник, в разных странах он празднуется в разные дни. Праздник День Матерей России был утверждён президентом РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. В этот день все мы воздаём должное материнской любви и бескорыстному подвигу женщин ради блага своих детей.
Слово «МАМА» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Со словом «МАМА» мы связываем и начало жизни, и настоящее, и надежду на будущее. Материнская любовь делает нас сильнее и увереннее в себе, помогает преодолевать невзгоды, заставляет верить в успех.
Произнесите это слово с улыбкой,
задумчиво,
шепните,
скажите его звонко,
протяните его нежно.
- А как вы думаете, какое это слово – «МАМА»?
- Подберите подходящие слова, чтобы описать слово «МАМА»:
- Как ещё мы обращаемся к своему самому близкому и дорогому человеку на свете?
Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Почему так говорят?
Ю.Яковлев «МАМА»
* Как автор описывает мамин голос?
* Какие у мамы руки?
* Какое у мамы сердце?
* В каком возрасте человеку нужна мама? Почему?
* Что вы всегда будете помнить, даже став взрослыми?
Мы внимательно читали и немножко все устали,А теперь мы отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.
Отдохнуть чуть-чуть успели и на место тихо сели
Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз:
Чтение с элементами драматизации рассказа А. Седугина «Морщинки»
Что заметил мальчик на лице у мамы?
Кому он сказал об этом?
Почему появилась морщинка на мамином лице?
Кто был виноват в появлении этой морщинки?
Какое настроение было у мальчика?
Почему мальчику стало грустно?
Что папа предложил мальчику?
Как надо относиться к маме? Почему?
* Вспомните, кого считают Покровительницей всех мам на Земле?
- Нет священнее имени «Мама», но у всех женщин-мам есть Небесная заступница, Всемилостивая Покровительница – Божья Матерь. Она - является Матерью всех людей. В трудных жизненных ситуациях, во время войны, стихийных бедствий, болезней наши мамы обращаются с просьбой о сохранении жизни, о здоровье своих детей к Пресвятой Богородице с особенными словами – молитвой.
Нет, наверное, среди нас ни одного, кто ни разу не видел иконы Божьей Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головкой к щеке Пречистой Девы, которая обнимает рукой своего Сына и смотрит на нас с иконы, скорбя и молясь о каждом из нас. Столько любви, тепла, света в её взгляде, с такой трепетной заботой смотрит она на каждого из нас. Она – великая и милосердная заступница за всех нас. Она окружена особым почитанием, особой любовью. Впустив Её святой лик в свои сердца, вы почувствуете Её бесконечную материнскую любовь к вам.
Берегите матерей, потому что в каждой из них есть частица образа Пресвятой Богородицы, Матери человеческой…
Кому был посвящён сегодняшний урок?
Какие добрые и ласковые слова, обращённые к маме вы запомнили?
За что каждый человек, живущий на Земле, так любит и уважает маму?
Как нужно относиться к маме? В чём может проявляться забота?


Предварительный просмотр:

Тема. Внеклассное чтение. Произведения о маме.

Цель: ознакомить со стихами и рассказами о маме; развивать мышление, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к маме, желание ей помочь.

Оборудование: выставка книг, выставка рисунков на тему «Моя мама», презентация.

ХОД  УРОКА:

I.ОРГМОМЕНТ

- Станьте ровно. Сейчас у нас урок внеклассного чтения. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

- Сядьте тихо и правильно.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  НАСТРОЙКА:

1) Эмоциональный настрой на урок:

-  Каждый час, каждую минуту человек произносит много разных слов: весёлых и грустных, нежных и ласковых. Вспомните самое тёплое с и нежное слово, которое согревает душу и сердце каждого человека, не важно, мал он или стар. Запишите его на карточке. А теперь прослушайте внимательно стихотворение Н.Бромлей.

  Какое самое первое слово?

  Какое самое светлое слово?

              Какое самое главное слово?

              Его никогда не напишут с ошибкой,

  На первой странице оно в букваре,

  Его произносят повсюду с улыбкой,

  И каждый малыш говорит во дворе…

  Шепни его тихо, скажи его громко.

  Главное слово любого ребёнка – МАМА

- Проверьте, вы такое же записали слово?

- Кого мы ласково и нежно называем «МАМА»?

- Кто такая мама для каждого из вас?

- Как вы относитесь к своей маме?

- За что вы любите её? Как проявляется ваша любовь к самому дорогому человеку на Земле?

        

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА:

- Сегодня к уроку внеклассного чтения вы подготовили произведения о самой светлой женщине на Земле -  той, что подарила вам жизнь, той, что с трепетной заботой оберегает ваше детство и юность, той, что тревожится за вас, когда вы становитесь взрослыми. На уроке мы  все вместе будем читать МУДРУЮ И ДОБРУЮ  КНИГУ О МАМЕ. На каждой страничке этой увлекательной книги вас ждут интересные задания и встречи.

IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА:

1) СЛОВАРНАЯ  СТРАНИЧКА

- Слово «МАМА» - особое, оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Материнская любовь делает нас сильнее и увереннее в себе, помогает преодолевать невзгоды, заставляет верить в успех. Какими бы взрослыми и сильными, умными и красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского порога, мама всегда остается для нас мамой.

а) Речевая и мимическая разминка:

- Произнесите это слово с улыбкой, задумчиво, шепните, скажите его звонко, протяните  его нежно. 

б) Словарная работа:

- А как вы думаете, какое это слово – МАМА?

- Подберите подходящие слова, чтобы описать слово «МАМА»:

ТЁПЛОЕ, НЕЖНОЕ, ЛАСКОВОЕ, МИЛОЕ, ДОБРОЕ, НАДЁЖНОЕ, ЛЮБИМОЕ, МОДНОЕ, ДОРОГОЕ, КРАСИВОЕ, РАДОСТНОЕ, ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ…

- Как ещё мы обращаемся к своему самому близкому и дорогому человеку на свете?

МАМОЧКА, МАМУЛЯ, МАМУЛЕЧКА, МАТУШКА

2) СТРАНИЧКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ 

 Работа  в парах над пословицами о маме:

- В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери, ставших пословицами и поговорками. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они верны и часто повторяются в жизни и переходят из уст в уста, от поколения к поколению. Готовясь к уроку, вы подбирали пословицы и поговорки о маме, материнской любви и верности. Сейчас мы проверим, какие из них вы запомнили.

- На столах у вас лежат конверты с пословицами. Но вот беда: слова в них рассыпались. Попробуйте собрать слова так, чтобы восстановить народную мудрость:

НЕТ, БЛИЖЕ, ДРУГА, МАТЕРИ  

  (Ближе матери друга нет.)

МАТУШКА, НЕТ, ДРУЖКА, ЛУЧШЕ, РОДНАЯ, ЧЕМ

 ( Нет лучше дружка, чем родная матушка.)

СОЛНЫШКЕ, ПРИ, МАТЕРИ, ПРИ, ДОБРО, ТЕПЛО 

(При солнышке тепло, а  при матери добро)

МАТЕРИНСКИЙ, ЧТО, СНЕГ, ГНЕВ, ВЕСЕННИЙ

(Материнский гнев, что весенний снег)

- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Почему так говорят?

3) СТРАНИЧКА ВНИМАТЕЛЬНОГО СЛУШАТЕЛЯ

а)  слушание рассказа  в исполнении учителя и релаксация в музыкальном сопровождении:

-Садитесь поудобнее, прикройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно и плавно выдохните, расслабьтесь.

- Послушайте рассказ Ю.Яковлева «МАМА» (чтение рассказа в сокращении учителем, дети слушают с закрытыми глазами)

        Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже, когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама… Ты, маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить… Мама прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц, узнал, что у каждого цветка есть имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. Каждый день детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

До сих пор слышу мамин негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение её рук, шершавое тепло платья на её плече.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

б) анализ содержания прослушанного произведения:

-  Как автор описывает мамин голос? Какие у мамы руки?  В каком возрасте человеку нужна мама? Почему? Что вы всегда будете помнить, даже став взрослыми?

4) СТРАНИЧКА  ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО  ЧТЕНИЯ

Выразительное чтение стихотворений о маме, подготовленных детьми к уроку

- За что мы любим свою маму? Кто нас всегда поймёт и простит? Кому мы доверяем все свои тайны?

- На что похож голос мамы? Какой у мамы взгляд? Какой смех у мамы? Почему каждый ребёнок считает, что его мама лучше всех?

- За что мы всегда будем благодарны своей маме? Почему мы называем маму самым лучшим другом?

- Как мама заботится о нас? Отчего мама иногда плачет из-за своих детей? Что нужно делать нам, чтобы мамочка никогда не огорчалась из-за нас?

ФИЗМИНУТКА  

5) СТРАНИЧКА ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

Чтение по ролям рассказа А.Седугина «Морщинки»

( читают учащиеся Iгруппы)

«Мальчик и отец не заметили, как мама уснула.

- Смотри, папа, - сказал мальчик чуть слышно, - у мамы около брови морщинка. Откуда она взялась?

- А помнишь, как ты обидел маленькую девочку? – спросил папа.

-Помню.

- Так вот. На следующий день у мамы появилась морщинка.

- А около губ морщинка тоже моя?

- Наверное, твоя.

Папа задумался. Потом  посмотрел на маму и сказал:

-Вот и на лбу морщинка появилась.

Мальчику стало грустно. Папа сказал:

- Мы с тобой оба виноваты. Давай не огорчать маму.

- И морщинок совсем не будет? – спросил мальчик.

- Совсем, - ответил папа.

Мама спала. А отец и сын сидели тихо-тихо».

-Что заметил мальчик на лице у мамы? Кому он сказал об этом?  Почему появилась морщинка на мамином лице? Кто был виноват в появлении этой морщинки? Какое настроение было у мальчика? Почему мальчику стало так грустно? Что папа предложил мальчику?

-Как надо относиться к маме? Почему?

6) СТРАНИЧКА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

- Вспомните, кого считают Покровительницей всех мам на Земле? К кому обращается мама за помощью в своих молитвах в трудные минуты, кого молит она о сохранении жизни и здоровья своих детей?                                                                                                                  

  - Нет священнее имени «Мама», но у всех женщин- мам есть Небесная заступница, Всемилостивая Покровительница – Божья Матерь. Она является Матерью всех людей. В трудных жизненных ситуациях, во время войны, стихийных бедствий, болезней наши мамы обращаются с просьбой о сохранении жизни, о здоровье своих детей к Пресвятой Богородице с особенными словами – молитвой. Всю земную жизнь Богородица была рядом со своим Сыном. Ваши мамы всю свою жизнь находятся рядом с вами: заботясь о вас в раннем детстве, помогая в школе и на протяжении всей вашей жизни.

Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. 
Но она не уснет, продолжая нас ждать. 
Я сегодня хочу до земли поклониться 
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. 
Той, которая жизнь подарила нам в муках, 
Той, что с нами, порой, не спала по ночам. 
Прижимали к груди ее теплые руки. 
И молилась за нас всем Святым Образам.

        Нет, наверное, среди нас ни одного, кто ни разу не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головкой к щеке Пречистой Девы, которая обнимает рукой своего Сына, смотрит на нас с иконы, скорбя и молясь о каждом из нас. Столько любви, тепла, света в её взгляде, с такой трепетной заботой смотрит она на каждого из нас. Она – великая и милосердная заступница за всех нас. Впустив Её святой лик в свои сердца, вы почувствуете Её бесконечную материнскую любовь к вам.

- Берегите матерей, потому что в каждой из них есть частица образа Пресвятой Богородицы, Матери человеческой…

7) СТРАНИЧКА БИБЛИОТЕЧНАЯ

        -  Мамина любовь и нежность, материнская вера и надежда вдохновили почти каждого писателя, поэта, художника, композитора рассказать о Матери словом, цветом, звуками. И на одном уроке просто невозможно прочитать и рассказать,  показать и услышать  все эти произведения, поэтому,  сегодня очень хочется предложить вам серию книг для детского чтения, посвящённых нашим самым любимым и дорогим мамочкам.

(краткое знакомство с выставкой книг)

IV. ОБОБЩЕНИЕ ПО УРОКУ

- Кому был посвящен сегодняшний урок?

- Какие добрые и ласковые слова, обращенные к маме, вы запомнили?

- За что каждый человек, живущий на Земле, так любит и уважает маму?

- Как нужно относиться к маме?

- В чем может проявляться забота?

V. ИТОГ УРОКА

- Чем отплатить маме за её любовь, пронесённую, словно горящая свеча, через все годы её жизни? Чем отплатить маме за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки? Кто из нас может в полной мере по достоинству оценить ежедневный кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе с тем столь незаметный труд мамы по дому? И всё ради нас, чтобы дети были сыты, чисты и опрятны, чтобы детство осталось самой счастливой порой жизни. Воздать маме мы сможем только благодарностью, явленной в словах и делах.

- Понятия «мать» и «материнство» святы. Чем немощнее с годами будет становиться мама, тем больше внимания мы должны к ней проявлять за то, что она лелеяла и растила нас. Пренебречь матерью, оставить ее без заботы и попечения – это то же самое, что зачеркнуть все доброе и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет.

        Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь согрела ее и наше  сердце, связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти. Любите своих мам, говорите им каждый день самые нужные и ласковые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ "МАМОЧКА МИЛАЯ, МАМА МОЯ"

Урок внеклассного чтения по произведениям советских писателей о маме с использованием педтехнологий личностно-ориентированного, коррекционно-развивающего обучения и воспитания,  уровневой диффере...

Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".

Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...