Главные вкладки

    Конспект урока на тему: «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Конспект урока на тему:  «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_.docx27.72 КБ

    Предварительный просмотр:

       Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    литературного чтения

    Челябинск, 2016

    Технологическая карта урока литературного чтения

    Тема : «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»

    Цели деятельности учителя: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» ; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

    Планируемые результаты:

    предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;  выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;

    личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;

    Тип урока: открытие нового знания

         Оборудование: Литературное чтение: 2кл.: поурочные по учебнику Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий./ авт.-сост. М.В. Бойкина.-Москва: Просвещение, 2012.- С.251-257; Литературное чтение: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.-М.: Посвещение.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1. 1.

    Мотивационный

    Словесный: приветствие

    Практич.: артикуляционные упражнения

    ≈3

    -Здравствуйте ребята, присаживайтесь, меня зовут Альбина Рафиковна , сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

    Речевая разминка

    - Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.

    Речка голубая

    Под небом голубым,

    И туман растаял,

    Голубой,как дым.

    Будто бы кивая

    Круглой головой,

    Пьет сойка голубая

    Из лужи голубой.

    - Прочитайте с удивлением, раздражением.

    - Прочитайте стихотворение выразительно.

    Приветствовать учителя.

    Читать, правильно артикулируя.

    П: осмысленно читают текст.

    Р: принимают и со храняют уч задачу

    2

    Постановка учебной задачи и её решение. Словес.: ответы на вопросы.

    Словес.: слушание, ответы на вопросы.

    Прак.: слушание и чтение стихотворения.

    Слово о писателе.

    Словес.: ответы на вопросы.

    Прак.: работа со сложными словами.

    Словесный: ответы на вопросы.

    ≈ 2

    ≈5

    ≈5

    ≈2

    ≈3

    ≈3

    -Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? О чем мы с вами сегодня будем говорить?(предположения детей)

    -Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите на доску и попробуйте расшифровать название раздела.(на доске шифр !ОДАР ЙЕ ЕСВ И!АНСЕВ,АНСЕВ-(Весна,весна!И все ей радо(!Дети расшифровывают название)

    -Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?(весне все радуются,и люди,и животные, и растения)

    Предположите,о чем мы с вами будем сегодня говорить?( о весне)

    -Определите тему и цель нашего урока.(тема:«Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», цель:познакомиться с лирическими произведениями о весне)

    Изучение нового материала.

    - Вот и подходит к концу самое суровое время года. Наступил последний зимний месяц – февраль. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе.

    -Откройте свои учебники на стр. 50.Давайте прочитаем диалог Ани и Вани.(дети читают)

    -Что вы узнали из этого разговора?(Самое главное в стихотворение -это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывает такие,  в которых нет рифмы. Но такие стихи не менее ритмичны и красивы, чем первые, ведь главное в этих стихах настроение. )

    -Чем стихи отличаются от прозы?(рифмой, ритмом,образными словами)

    -Прочитайте,что нам говорит профессор Самоваров.

    -Что вы узнали из этого разговора?( в стихотворениях важна рифма. В некоторых стихотворениях нет рифмы, но они не менее красивы)

    -С какими определениями мы будем работать на уроках при изучении этого раздела?(олицетворение, воображение)

    -посмотрите на доску. Что здесь написано:

    ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ?

    (Федор Иванович Тютчев)

    -Что вы знаете о поэте Ф.Тютчеве?(предположения детей)

    Федор Иванович Тютчев- человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.

    Первичное знакомство с текстом.

    - А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Закройте свои глаза и попробуйте представить картины которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения.(учитель читает стихотворение на фоне музыки)

    - Кто является главными героями этого стихотворения?

    - «Зима не даром злится...».Что вы представили, услышав название этого стихотворения?(высказывания детей)

    -Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Что происходит между героями в стихотворении?(Зима и Весна борятся за власть на Земле) Кто прав?(Весна) Кто должен отступить?(Зима) Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль?(да, подходит так как февраль последний месяц зимы) В природе  нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. 

     Словарная работа.

    -Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения.

     Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по другому? Если да, то исправьте свои ошибки.

    Первичный анализ.

    -Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?(Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди)

    Посмотрите,  как Тютчев называет Зиму?(Ведьма злая), а Весну?(прекрасное дитя)

    А на самом деле Весна и Зима живые существа?(нет)

    Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает.(кто-то из учащихся читает) Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора?(ответы детей) Почему? Докажи.  Зима не хочет уходить почему?(потому что ей понравилось,  что  всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить) Как шумит весна?(ручьями, пением птиц) Как в природе зима хлопочет, ворчит?(Вьюгами, метелями, пургой) Как отреагировала весна?( с забавой, с задором) Почему? (потому что она молодая, энергичная)

    Отвечать на вопросы.

    Предполагать.

    Отвечать на вопросы, формулировать тему и цель урока.

    Слушать, отвечать на вопросы.

    Предполагать.

    Слушать чтение.

    Проводить анализ чтения.

    Определять конкретный смысл понятий.

    Анализировать, отвечать на вопросы.

    Определять конкретный смысл понятий.

    Отвечать на вопросы учителя,

    выделять необходимую информацию из худ. Т

    Слушать, отвечать на вопросы, находить в тексте подтверждение своим словам.

    П: строят речевые высказывания.

    П: анализируют.

    П: строят речевые высказывания.

    К.: формулируют собственное мнение.

    П.: строют речевое высказывание.

    П.:  анализируют ; выделять существенную информацию из Т.

    П.: строют речевое высказывание.

    Физминутка

    ≈2

    - А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

    Повторять движения.

    Л: установка на ЗОЖ.

    3

    Решение частных задач на основе анализа текста

    Практический: чтение и анализ Т

    Словес.: монологические высказывания уч-ся.

    Прак.: чтение по частям; оценивание выступающих.

    ≈4

    ≈4

    ≈4

    ≈4

    ≈4

    ≈4

    Повторное чтение и углубленный анализ.

     -Перечитайте стихотворение про себя. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

    -На чьей стороне симпатия автора?(Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то,что она не уходит)

    -Какое же время года, по-вашему, лучше?(каждое время по своему прекрасно)

    -На сколько частей вы поделили стихотворение?(на 5)

    Прочитайте 1 часть.(один из уч-ся читает вслух)

    Почему Зима злится?(прошла ее пора,наступает Весна,Зиме нужно уходить)

    Замените близким по значению слово недаром.(неспроста, т. е. У Зимы есть причины злиться на Весну)

    -Как понимаете 2 последние строчки?(сменяются времена года, зима уходит и наступает весна)

    -Прочитайте эту часть выразительно. Попробуй проанализировать?

    Прочитайте 2 часть.(Один читает)

    -Как понимаете слова «Все засуетилось»?(начало суетиться,действовать торопливо)

    -В каком темпе будем читать эту часть?(быстро, торопливо)

    -Прочитайте эту часть выразительно.

    -Прочитайте 3 часть.(Один читает)

    -Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.(зима-хлопочет,ворчит;весна-хохочет,шумит)

    -Как шумит Весна?(ручьи шумят весной)

    -Прочитайте эту часть выразительно.

    -Прочитайте 4 часть.(Один читает)

    -Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.(Зима хлопочет, на Весну ворчит)

    -Как называет поэт Зиму?(ведьма злая)

    -А Весну?(прекрасное дитя)

    -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне.

    -Прочитайте 5 часть.(Один читает)

    -Как отреагировала Весна на проказы Зимы?(не замечает Зиму, умылася в снегу)

    -Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

    -А теперь, кто хочет прочитать всё стихотворение    выразительно? (Несколько детей читают стихотворение вслух)   Каким тоном надо его читать?(бодро,ведь Весна побеждает)

    Читать выразительно.

    Характеризовать героев, осмысливать худ. Т

    Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

    Читать выразительно.

    Оценивать выразительное чтение товарищей.

    Р: принимают и со храняют уч задачу

    П: осмысленно читают текст

    П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

    П: строят речевое высказывание

    К.: умение слушать других.

    Р.: Оценивать правильность выполнения задания.

    Р.: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий.

    4

    Рефлексия

    Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

    ≈3

    А. Предметная

    - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?

    (Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе)

    С каким стихотворением мы познакомились на уроке? (стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..»)

    - Что было для вас особенно интересно? (ответы детей)

    Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе?( чтобы представить  картины которые возникают при чтении прозы и поэзии)

    Б. Деятельностная

    Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежать листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске.

    - Выберите и продолжите любое предложение.

    • На сегодняшнем уроке я узнал…
    • На этом уроке я похвалил бы себя за…
    • После урока мне захотелось…
    • Сегодня я сумел…

    Домашнее задание: выучите стихотворение Ф. Тютчева.

    Молодцы я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать.

    Отвечать на вопросы, обобщать.

    Оценивать свои достижения.

    П: строят речевое высказывание

    П: осуществляют синтез

    П: строят рассуждения

    Р: осуществляют итоговый контроль


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

    Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

    Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."

    ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...

    Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

    Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."

    Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....

    Урок по литературному чтению во 2 классе по теме " Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"

    Урок по литературному чтению во 2 классе по теме " Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...

    Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

    Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

    Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".

    Конспект открытого урока  чтения  во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...