Проект урока обучения грамоте (чтение) по системе Давыдова - Эльконина
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Катышева Наталия Михайловна

Проект урока обучения грамоте, тема «Обозначение гласных звуков после букв ж и ш. Орфограмма жи – ши». Система развивающего обучения Давыдова - Эльконина. Проект содержит поэтапное описание урока с хронометражом, а также виды УУД, которые формируются на каждом этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_chteniya.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

  1. Общие сведения о проекте:
  • Обучение грамоте (чтение)
  • 1 класс
  • Система развивающего обучения Давыдова – Эльконина
  • Программа по обучению грамоте (Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.), рабочая тетрадь Агарковой Н.Г.
  • Раздел: «Формирование действий чтения и письма».
  1. Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв ж и ш. Орфограмма жи – ши».
  2. Задачи урока :
  • Развитие познавательного УУД постановки и решения проблемы на основе открытия учащимися способа обозначения гласного звука [ ы ] после букв ж и ш;
  • Развитие познавательного общеучебного УУД моделирования на основе составления звуковых моделей слов и преобразования модели «жи-ши»;
  • Развитие регулятивного УУД самооценки при оценивании учащимися результатов своей работы на уроке.

  1. Ожидаемые результаты:
  • Предметные:
  • Умение строить графические звуковые модели слов
  • Умение обозначать звуки буквами
  • Умение обозначать буквами звук [ ы ] после букв ж и ш

  • Метапредметные:
  • Умение сравнивать результаты своей работы с результатами работы своих одноклассников
  • Умение оценивать свою работу по совместно составленным критериям
  • Умение пользоваться знаками для составления моделей слов
  • Личностные:
  • Повышение познавательной мотивации
  • Способность оценивать и характеризовать собственные знания и деятельность.

  1. Оборудование урока:
  • Букварь 1 часть  
  • рабочая тетрадь
  • звуковые карточки
  • изображения  предметов для демонстрации
  1. План урока с хронометражом

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

  1. Оргмомент         1 мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Создание ситуации успеха.             5- 7 мин
  • «Звуковая разминка». Учитель произносит звук .

  • Составление звуковых моделей слов. Учитель показывает изображения машины и пружины и предлагает составить звуковые схемы этих слов.

Дети хором повторяют звук, произнесенный  учителем, и показывают карточку, которая содержит характеристику этого звука.

Один ученик составляет модель у доски, остальные – в своих тетрадях (пользуются простым карандашом). Затем класс проверяет схему на доске и оценивает их правильность с помощью знаков + и - . Обнаруженные в ходе проверки ошибки исправляются.

Общеучебное познавательное УУД

Общеучебное знаково-символическое УУД моделирования

Регулятивное УУД контроля и оценки

  1. Постановка учебной задачи                 10 мин

Учитель просит обозначить буквами звуки в словах.

          ·

      м    а     ш   __    н       а

Учитель просит объяснить, почему выбрана каждая буква.

Учитель формулирует проблему: «Какую же букву нужно выбрать, чтобы обозначить звук [ы] после буквы Ш?»( В модели с помощью знака «?» фиксируется возникшая проблема.)

    м      а       ш      ?       н      а

А что мы с вами знаем о звуке [ш]?

Нужно ли тогда гласной букве показывать его твердость и выполнять лишнюю работу?

А буква Ы может выполнять одну работу? (Обращаются к ранее составленной модели «Работа гласных букв»)

            а  о  у  э  и

          я  е  ё  ю  ы

Есть ли у нас такая гласная буква для обозначения звука [ы], которая может выполнять одну работу?

По аналогии идет работа со словом «пружина».

При обозначении звука [ ы] в слове «машина» мнения детей расходятся. Предлагаются буквы «ы» и «и».

  Большинство детей предлагают следующее объяснение: «Буква Ы нужна потому, что звук [ ш ] твердый, поэтому после буквы Ш должна стоять буква – твердый командир».

   Некоторые дети объясняют так: «Я видел в книге» или «Мне говорила мама».

Этот звук твердый и у него нет мягкой пары. Он непарный по твердости-мягкости.

 - Нет, не нужно. Гласная буква может выполнять только одну работу.

 - Не может, она всегда выполняет две работы.

 Дети еще раз анализируют модель и выбирают букву И как наиболее подходящую.

(Далее дети завершают буквенную запись слова).

Познавательное УУД постановки и решения проблемы

Общеучебное УУД знаково-символического действия

4.Моделирование 2 – 3 мин

 - Для того, чтобы мы не ошиблись в записи слов, дядюшка Ага решил  помочь нам и придумал такую карточку-помощницу(на доске):

           

- Вам понятно, о чем рассказывает эта карточка?

- Да, мы видим, что после буквы Ж пишется буква И, после буквы Ш пишется буква И.

Общеучебное УУД знаково-символического действия

  1. Физкультминутка.  1мин

  1. Решение частных задач              8 мин

Учитель предлагает прочитать слова в учебнике.

Учитель спрашивает, чем похожи слова, которые мы прочитали?

- Как можно дополнить карточку, которую нарисовал дядюшка Ага?

Дети используют введенный ранее и отработанный на предыдущих уроках способ чтения с опорой на гласные буквы, когда дети перед чтением отмечают точками гласные буквы, дугами делят слова на слоги.

- Во всех словах есть сочетания ЖИ и ШИ.

- Ударение во всех словах падает на ЖИ или ШИ.

- Нужно поставить ударение.

Познавательное логическое УУД сравнения

Общеучебное УУД моделирования (преобразование модели)

  1. Рефлексия, самооценка.  2 – 3 мин

- Что нового мы узнали на уроке? Будут ли нам полезны эти знания? Оцените свою работу на уроке.

Дети оценивают свою работу по разным критериям: трудность (Т), активность (А), понимание (П) на оценочных линейках

           А        Т       П

Регулятивное УУД самооценки

Личностное УУД смыслообразования



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...