Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

И.А.Кузьмина

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Системно-деятельностный подход помогает   включать  ученика в деятельность на каждом этапе урока. Инновационные технологии, методы и приемы, используемые на уроке, его структура позволяют  создать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Системно-деятельностный подход помогает   включать  ученика в деятельность на каждом этапе урока. Инновационные технологии, методы и приемы, используемые на уроке, его структура позволяют  создать условия для формирования у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД): личностных – проявлять интерес к литературной сказке, желание читать литературные сказки русских писателей; познавательных – определять главную мысль произведения, признаки литературной сказки, ее особенности и обосновывать свое мнение; регулятивных – выполнять учебное действие в соответствии с целью, выполнять учебное задание, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять самопроверку и самооценку учебного задания; коммуникативных – формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога, использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 3Б.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения урока: технология смыслового чтения, работы в группах сотрудничества, игровая технология.

Тема урока: В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и  народной сказок.

Цель урока: создание условий для формирования:

  1. понятия «литературная сказка»; сравнения литературной и народной сказок;
  2. умения работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; находить жанровые особенности сказки;

Этап урока

цель

Формы, методы, приемы

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

I этап. Организационный момент

Цель: активизация учащихся

Фронтальная работа, прием «мозговой штурм».

- Сегодня у нас урок открытия нового, и вы на этом уроке – самые настоящие исследователи.

- Какие качества вам необходимы?

-По какому плану действуют ученые- исследователи? Это и наш план.

План действий исследователя (на слайде):

  1. Определяем тему исследования.
  2. Определяем задачи.
  3. Наблюдаем, исследуем, ищем информацию.
  4. Анализируем. Делаем вывод.

Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует действия в соответствии с поставленной задачей; оценивает свою работу и работу соседа на каждом этапе урока в «Маршрутном листе».

Ставит задачу перед учащимися.

II этап.

Актуализация знаний

Цель: активизировать знания о народной и литературной сказке.

Определение темы урока

Фронтальная работа, прием «мозговой штурм»; графическая техника «кольца Венна».

-Рассмотрите изображение на слайде(рис. «Кольца Венна»), сформулируйте тему исследования. Обоснуйте свое решение

Участвует в обсуждении проблемных вопросов; формулирует собственное мнение и аргументирует его; учитывает выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Определяет для учащихся ориентиры действия в учебном материале

Постановка задач урока

Фронтальная работа, прием «корзина идей».

-Каковы ваши дальнейшие действия?

-Какие задачи хотите поставить перед собой?

-Чему сможете научиться на этом уроке в плане общения?

  1. Больше узнать о В.Ф. Одоевском.
  2. Сравнить литературную и народную сказку (найти общее и различное).

Определяет  умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определяет круг своего незнания; корректирует с по- мощью учителя

Организует и координирует работу учащихся; коррек- тирует поставленные цели; включает уча- щихся в обсуждение проблемных вопросов

III этап.

Открытие новых знаний

Работа с текстом об В.Ф. Одоевском

Технология смыслового чтения, работа информационной таблицей

Для решения первой задачи требуется поработать с текстом «Владимир Федорович Одоевский»

После прочтения текста нужно кратко   заполнить таблицу, и поставить значки значки «+» – « уже знал» «!» – «узнал новое»;

Обсуждение.

Читает, осуществляет поиск информации, анализирует, вносит необходимые сведения в соответствующие графы таблицы.

Обеспечивает контроль за выполнением задания

Работа со словарем сказки

Групповая работа; презентация слов группами.

-Какие слова при прочтении сказки вам были непонятны? Где можно узнать или уточнить их лексическое значение?

-Какой словарь больше подходит

Почему?

- Составим толковый словарик к сказке. Какие правила нужно вспомнить? – Располагать слова по алфавиту в начальной форме.

Воспользуемся словарем Даля. Чте- ние слов и объяснение их лексического зна- чения.

Самостоятельно определяет и называет незнакомое слово; осуществляет поиск информации.

Организует и координирует работу группы

Физминутка.

 Игра «Растущий цветок».

Игровая, здоровьесберегающая.

Выслушивает и принимает правила-инструктаж; выпол- няет их.

Организует и координирует деятельность учащихся.

Слушание и чтение вслух. Исследование сказки 

В.Ф. Одоевского.

Слушание, чтение «цепочкой»; прием «мозговой штурм»; деловая игра.

-Для решения третьей задачи исследуем сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и сравним ее с народной сказкой.

-Прочитайте сказку и определите ее главную мысль.

- Назовите главных героев сказки.

-Проведите исследование содержания сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и запишите результаты в таблицу.

Исследовательская работа первой группы: составление и сравнение плана на- родной сказки и сказки Одоевского.

Исследовательская работа второй группы: особенности композиции народной сказки и сказки Одоевского

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; работает в группе; сотрудничает, осуществляет поиск информации, результаты записывает в таблицу; делает вывод.

Организует и координирует деятельность учащихся

Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исход-  ных знаний. Вывод.

прием «устная презентация».

- Вы завершили исследование, сделали открытие! И, как настоящие ученые, поделитесь с одноклассниками результатами  своего исследования.

Вывод (закончить фразу-конструкт):

  1. Сравнив планы сказки В.Ф. Одоевского» и народной волшебной сказки, мы выяснили, что…
  2. Сказка В.Ф. Одоевского» имеет элементы народной сказки, так как…

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; строит речевое высказывание в устной и письменной форме

Организует и координирует деятельность учащихся

IVэтап.

 Итог урока.

Рефлексия деятельности

Цель – подвести итог проделанной работы

Индивидуальная работа

- Подумайте, какие цели вами достигнуты, над чем вам нужно еще поработать, что пока не удалось.

На уроке я узнал(а)… понял(а)… научился(лась)…

«Билетик на выход».

Узнал….вспомнил…, понял…., научился…

Организует и координирует деятельность учащихся

V этап.

Домашнее задание

Индивидуальная работа

Прочитать сказку и подготовиться к игре «Верю- не верю»

Записывает домашнее задание в дневник.

Организует и координирует деятельность учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Урок литературного чтения. 3 класс. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Цели урока:                    - продолжить работу со сказкой...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать х...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на сравнение"

Материал представляет разработку урока математики и представлен в виде технологической карты с указанием планируемых результатов на каждом этапе урока. Будет полезен начинающим коллегам, тем кто затру...

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев".

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев". 3 класс...