Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    И.А.Кузьмина

    Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Системно-деятельностный подход помогает   включать  ученика в деятельность на каждом этапе урока. Инновационные технологии, методы и приемы, используемые на уроке, его структура позволяют  создать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Системно-деятельностный подход помогает   включать  ученика в деятельность на каждом этапе урока. Инновационные технологии, методы и приемы, используемые на уроке, его структура позволяют  создать условия для формирования у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД): личностных – проявлять интерес к литературной сказке, желание читать литературные сказки русских писателей; познавательных – определять главную мысль произведения, признаки литературной сказки, ее особенности и обосновывать свое мнение; регулятивных – выполнять учебное действие в соответствии с целью, выполнять учебное задание, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять самопроверку и самооценку учебного задания; коммуникативных – формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога, использовать речевые средства для представления результата деятельности.

    Технологическая карта урока литературного чтения

    Класс: 3Б.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Технология построения урока: технология смыслового чтения, работы в группах сотрудничества, игровая технология.

    Тема урока: В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и  народной сказок.

    Цель урока: создание условий для формирования:

    1. понятия «литературная сказка»; сравнения литературной и народной сказок;
    2. умения работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; находить жанровые особенности сказки;

    Этап урока

    цель

    Формы, методы, приемы

    Содержание урока

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    I этап. Организационный момент

    Цель: активизация учащихся

    Фронтальная работа, прием «мозговой штурм».

    - Сегодня у нас урок открытия нового, и вы на этом уроке – самые настоящие исследователи.

    - Какие качества вам необходимы?

    -По какому плану действуют ученые- исследователи? Это и наш план.

    План действий исследователя (на слайде):

    1. Определяем тему исследования.
    2. Определяем задачи.
    3. Наблюдаем, исследуем, ищем информацию.
    4. Анализируем. Делаем вывод.

    Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует действия в соответствии с поставленной задачей; оценивает свою работу и работу соседа на каждом этапе урока в «Маршрутном листе».

    Ставит задачу перед учащимися.

    II этап.

    Актуализация знаний

    Цель: активизировать знания о народной и литературной сказке.

    Определение темы урока

    Фронтальная работа, прием «мозговой штурм»; графическая техника «кольца Венна».

    -Рассмотрите изображение на слайде(рис. «Кольца Венна»), сформулируйте тему исследования. Обоснуйте свое решение

    Участвует в обсуждении проблемных вопросов; формулирует собственное мнение и аргументирует его; учитывает выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

    Определяет для учащихся ориентиры действия в учебном материале

    Постановка задач урока

    Фронтальная работа, прием «корзина идей».

    -Каковы ваши дальнейшие действия?

    -Какие задачи хотите поставить перед собой?

    -Чему сможете научиться на этом уроке в плане общения?

    1. Больше узнать о В.Ф. Одоевском.
    2. Сравнить литературную и народную сказку (найти общее и различное).

    Определяет  умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определяет круг своего незнания; корректирует с по- мощью учителя

    Организует и координирует работу учащихся; коррек- тирует поставленные цели; включает уча- щихся в обсуждение проблемных вопросов

    III этап.

    Открытие новых знаний

    Работа с текстом об В.Ф. Одоевском

    Технология смыслового чтения, работа информационной таблицей

    Для решения первой задачи требуется поработать с текстом «Владимир Федорович Одоевский»

    После прочтения текста нужно кратко   заполнить таблицу, и поставить значки значки «+» – « уже знал» «!» – «узнал новое»;

    Обсуждение.

    Читает, осуществляет поиск информации, анализирует, вносит необходимые сведения в соответствующие графы таблицы.

    Обеспечивает контроль за выполнением задания

    Работа со словарем сказки

    Групповая работа; презентация слов группами.

    -Какие слова при прочтении сказки вам были непонятны? Где можно узнать или уточнить их лексическое значение?

    -Какой словарь больше подходит

    Почему?

    - Составим толковый словарик к сказке. Какие правила нужно вспомнить? – Располагать слова по алфавиту в начальной форме.

    Воспользуемся словарем Даля. Чте- ние слов и объяснение их лексического зна- чения.

    Самостоятельно определяет и называет незнакомое слово; осуществляет поиск информации.

    Организует и координирует работу группы

    Физминутка.

     Игра «Растущий цветок».

    Игровая, здоровьесберегающая.

    Выслушивает и принимает правила-инструктаж; выпол- няет их.

    Организует и координирует деятельность учащихся.

    Слушание и чтение вслух. Исследование сказки 

    В.Ф. Одоевского.

    Слушание, чтение «цепочкой»; прием «мозговой штурм»; деловая игра.

    -Для решения третьей задачи исследуем сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и сравним ее с народной сказкой.

    -Прочитайте сказку и определите ее главную мысль.

    - Назовите главных героев сказки.

    -Проведите исследование содержания сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и запишите результаты в таблицу.

    Исследовательская работа первой группы: составление и сравнение плана на- родной сказки и сказки Одоевского.

    Исследовательская работа второй группы: особенности композиции народной сказки и сказки Одоевского

    Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; работает в группе; сотрудничает, осуществляет поиск информации, результаты записывает в таблицу; делает вывод.

    Организует и координирует деятельность учащихся

    Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исход-  ных знаний. Вывод.

    прием «устная презентация».

    - Вы завершили исследование, сделали открытие! И, как настоящие ученые, поделитесь с одноклассниками результатами  своего исследования.

    Вывод (закончить фразу-конструкт):

    1. Сравнив планы сказки В.Ф. Одоевского» и народной волшебной сказки, мы выяснили, что…
    2. Сказка В.Ф. Одоевского» имеет элементы народной сказки, так как…

    Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; строит речевое высказывание в устной и письменной форме

    Организует и координирует деятельность учащихся

    IVэтап.

     Итог урока.

    Рефлексия деятельности

    Цель – подвести итог проделанной работы

    Индивидуальная работа

    - Подумайте, какие цели вами достигнуты, над чем вам нужно еще поработать, что пока не удалось.

    На уроке я узнал(а)… понял(а)… научился(лась)…

    «Билетик на выход».

    Узнал….вспомнил…, понял…., научился…

    Организует и координирует деятельность учащихся

    V этап.

    Домашнее задание

    Индивидуальная работа

    Прочитать сказку и подготовиться к игре «Верю- не верю»

    Записывает домашнее задание в дневник.

    Организует и координирует деятельность учащихся


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

    Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

    Технологическая карта урока по чтению 2 класс

    Технологическая карта урока стала необходимым условием для оформления конспекта урока. Предлагаю один из вариантов такой карты. Если пригодится в работе, буду очень рада....

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

    Урок литературного чтения. 3 класс. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

    Цели урока:                    - продолжить работу со сказкой...

    Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

    В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

    конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"

    Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать х...

    Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на сравнение"

    Материал представляет разработку урока математики и представлен в виде технологической карты с указанием планируемых результатов на каждом этапе урока. Будет полезен начинающим коллегам, тем кто затру...