Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гвоздовская Ольга Владимировна

Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy_pryzhok.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его былью «Прыжок».

Задачи:

1.Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

2.Формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение.

3.Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость,  обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

4.Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат        

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климанова, Горецкий 3 класс, Толковый словарь С. И. Ожегова, презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание работы

Примечания

1.Орг. момент.

- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Улыбнитесь им и друг другу.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях -

Мудрейший мастер слова.

СЛАЙД 1.

2.Подготовительная работа перед чтением художественного текста

Учитель.

- Эти слова о писателе, который изображен на портрете. (слайд с портретом)

- Известен ли вам этот человек?  (Л.Н.Толстой)

- Давайте вспомним, что мы знаем о писателе.  

Ученики:

- Л.Н.Толстой - известный русский писатель. Родился в 1828 году в имении Ясная Поляна.  Он очень любил детей и поэтому много писал для них. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Любил спорт и в 72 года прекрасно катался на коньках. Знал в совершенстве 13 иностранных языков. Любил музыку и сам много играл на рояле. Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.

Учитель.

- Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

 ( Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого )

Учитель.

- Из букв составьте слово. Это и будет название произведения которое мы сегодня прочитаем. (Прыжок.)

Учитель:   - Назовите тему нашего урока.  (Л.Н.Толстой «Прыжок»)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке. (Учиться  правильно отвечать на вопросы, анализировать, понимать произведение, выразительно читать)

Речевая разминка.

- Прочитайте скороговорку шепотом, с удивлением.

   Вёз корабль карамель, 
        наскочил корабль на мель, 
   И матросы три недели 

карамель на мели ели.

Учитель: - Подумайте, где же будут происходить события в новом произведении?

(События будут происходить на море, на корабле.)

Учитель: - Откройте учебник на стр.156

 – Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации на слайде.

-   Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении?

Ученики высказывают свои предположения.

-Мы прочитаем рассказ и проверим наши предположения.

- Объясните, как вы понимаете  значение слова прыжок. (Прыжок – быстрое с отталкиванием перемещение тела. )

- Какими бывают прыжки? (Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.)

СЛАЙД 2-3

СЛАЙД 4-5

СЛАЙД 6

Учебник стр.156

СЛАЙД 7-9

3. Изучение нового материала.

Словарная работа.

1.Словарная работа.

Учитель.

- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

(Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.)

Учитель.

- Найдите в словаре значение слов  мачта, аршин, каюта.

( Работа со словарями)

Ученики.

(Мачта -  высокий столб для парусов на судне.  Аршин – старинная мера длины, равная 71см. Каюта – отдельное жилое помещение на корабле.

Учитель.

- Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник. Палуба на этом корабле была из твёрдых пород дерева. Мачты – высокие столбы  на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах – перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц.

СЛАЙД 10

4. Чтение произведения и беседа по вопросам. 

6.Работа над содержанием произведения. 

Физкультминутка

2. Чтение произведения учителем , комбинированное с чтением сильными учениками по логически законченным частям и беседа по вопросам. 

Учитель:

- Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).

- Что происходило на корабле? ( Посреди народа вертелась большая обезьяна…) 

Учитель:   - Как ведет себя обезьяна?

– Как понять выражение “ещё больше расходилась”? (Разыгралась  ещё больше.)

- Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите в тетради число, кл. работа, план)

1.На палубе

Учитель:

– А откуда на корабле была обезьяна? 

(Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли. Для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением.)

- Послушаем сообщение об обезьяне.

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

Учитель.

– Почему мальчик залез на мачту корабля?  Прочитайте. ( Матросы громче стали смеяться…)

Учитель: 

-Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия? (Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно).

Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите)

2. Проделки обезьяны.

Учитель. – Предположите, что же произошло дальше? Прочитаем и проверим.

Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите)

3. Погоня за обезьянкой.

- Как реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной? (Сначала люди смеялись, потом испугались.)

- Где находились мальчик и обезьяна?  (на перекладине)

- Чего все испугались? Что могло произойти, если бы мальчик оступился?

- Проверим наши предположения. Прочитаем. (Стоило ему только…) 

Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите)

4.На перекладине.

Учитель.

- Что заставило мальчика  опомниться?  (В народе кто-то ахнул от страха. Мальчик глянул вниз и зашатался.)

Учитель.  – Что же произошло дальше? Прочитаем.

- Почему мальчик не понимал, что говорит отец?  (Он был очень высоко и не слышал его)

- Почему капитан сказал сыну такие слова? (Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: Прыгай или застрелю!.. Он хотел спасти сына.)

Учитель: 

- Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите)

5. Прыжок.

Учитель. – Предположите, что же произойдет дальше ?

- Проверим ваши предположения, прочитаем.

Учитель.

- Как спасли мальчика? (Матросы прыгнули в море и подняли  мальчика на корабль.)

-Время 40 секунд- показалось долгим. А на самом деле это много? (нет, почти полминуты)

Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите)

6.Спасение.

 Учитель.

-Почему капитан плакал?  ( Он очень переживал, испугался за сына, плакал от счастья, что сын остался жив).

- Понравилось ли вам произведение? К какому литературному жанру мы его можем отнести? (рассказ-быль, потому что мы узнали о событиях из жизни писателя)

Физкультминутка

   Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

7.Творческие задания.

1. Работа в парах (задание по рядам).      

Учитель.

- Поработаем в парах. Задание будет дано по рядам.

(1 ряд  получает задание  найти предложения в тексте, в которых говорится о поведении  людей на палубе.      2 ряд – о поведении мальчика, 3 ряд –  о капитане. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.) 

- Возьмите карандаши и отметьте эти предложения галочкой.

1 ряд:

- Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросы не раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.

Учитель - Как вели себя люди на палубе? Менялось ли их поведение?  Что могли бы сделать взрослые? (остановить мальчика)

2 ряд:

-  Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним  смеются,  он не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

-   Поведение мальчика напрямую связано с поведением  людей на палубе: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись.

Учитель.

- Что заставило мальчика прыгнуть?  ( Крик отца, приказ капитана на корабле выполняется немедленно)

3 ряд:

- Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Учитель.

- Как вы думаете, каким человеком был капитан? ( сильным, решительным человеком, любящим своего сына)

- Как вы считаете кто же главный герой рассказа? С кем произошла эта история? (мальчик)

СЛАЙД 11

  1. Работа по карточкам  (Составим  характеристику героя рассказа)

а) Подумай, из-за чего мальчик полез за обезьянкой. Выбери правильный вариант ответа, подчеркни, докажи .

- Мальчику было жалко потерянной шляпы;
- Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной.
- Ему стало  обидно из-за смеха матросов.  

б) Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор .

Смелость, желание испытать себя, упрямство, глупость, желание доказать, что он сын капитана

3.Проверка выполнения заданий на карточках.

4. Работа с пословицами.

- Выберите  из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.

1. Все, что делается на корабле, делается быстро. ( Матросы)

2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)

3. Всякому своя честь дорога. (Мальчик)

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

8. Подведение итогов.

5. Работа над заглавием рассказа.

Учитель:  - Почему же автор назвал своё произведение «Прыжок»?

(Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который совершил мальчик и  спас свою жизнь).

- Чему автор нас учит своим рассказом? - Какова идея этого произведения?


( Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не совершать необдуманных поступков, учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций. Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение, решительно и находчиво действовать в сложных ситуациях.)

СЛАЙД 14

9.Рефлексия.

Учитель: - Чтобы взял из рассказа каждый для себя?

- Какие  выводы вы сделали для себя?  (Стараться не замечать насмешек,  не делать необдуманных поступков)

Закончите предложение:

Я задумался…

Я понял (а)…

Мне захотелось…

Оценка работы детей.

- Дети как вы считаете кто сегодня лучше всех работал на уроке?

СЛАЙД 15

Домашнее задание.

Творческое задание.
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и  переживаний персонажей.

СЛАЙД 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс

Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...