Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Рузавин Александр Андреевич

    Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_literaturnogo_chteniya_bukva_ya_1.docx23.72 КБ
    Office presentation icon bukva_ya.ppt1.42 МБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА «Я»

    Тема

    Гласные буквы Я, я

    Педагогическая цель

    Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти

    Тип урока

    Решение учебной задачи

    Планируемые результаты (предметные)

    Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии, как слог слияние [й’а]. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

    Личностные результаты

    Проявляют интерес к изучению нового

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

    Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а] [’а] и букву я.

    Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица

    Образовательные ресурсы

    Шнурок, нитки. Слоги- пазлы, карточки-буквы, карточки-слоги,  карточки с индивидуальными заданиями, презентация, изображение дерева.

    Ход урока

    Этапы урока

    Формы, методы, методические приёмы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Вид и форма

    контроля

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые

    умения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    I. Организация начала урока.

    Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

    Фронтальная. Словесный. Слово учителя

    Приветствие учащихся.

    У нас на парте всё в порядке:

    Альбомы, книги и тетрадки.

    Готовы мы начать урок,

    Звени скорей для нас, звонок!

    – Проверим готовность к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    Фронтальный. Наблюдение учителя

    II. Артикуляционная гимнастика

    Коллективная

    – Выполним упражнение «Лошадка». - Звонко «поцокать» языком о нёбо.

    - Упражнение «Язык-кисточка».

    - Во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя!

    Поют буквы

    Готовят артикуляционный аппарат к чтению

    Коллективный. Правильное выполнение заданий.

    III. Постановка учебной задачи

    Фронтальная. Словесный. Слово учителя

    – Перед вами карточки-буквы, разделите их на группы.

    М д а И Л н З К у о Я

    - Какую букву мы можем назвать лишней?

    -Определите тему и цели нашего урока.

    Выполняют классификацию, с указанием основания.

    Гласные – согласные.

    Строчные – заглавные.

    Печатные – прописные.

    (Лишняя буква «Я», так как мы её не изучали)

    Тема урока – буква «Я» и её свойства.

    Цели –учиться читать слоги и слова с буквой «Я», узнать свойства буквы «Я».

    Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

    Фронтальный. Наблюдение учителя

    IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

    1. Слого-звуковой анализ слов

    Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

    (Презентация – слайд 1)

    – Отгадайте загадку.

    Не человек, а пьет.

    Не повар, а всех кормит.

    Земля

    – Составьте это слово из слогов.

    Зем-ля

    - Давайте выполним слого-звуковой анализ слова,

    – Произнесите слово земля 
    по слогам.

    – Сколько слогов в слове?

    – Какой первый?

    – Какой второй?

    – Медленно произнесите последний слог [л’а].

    - Давайте сделаем вывод. Что мы узнали о букве «Я»?

    Отгадывают загадки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

    – Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй слог– это слог-слияние

    - Буква «я» обозначает гласный звук [а] и является показателем мягкости предшествующего согласного звука.

    Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, маяк: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Анализируют схемы-модели слов. Обозначают слияние [й’а] буквой Я.

    Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Я 

    Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов

    Физкультминутка

    Коллективная. Практический

    Танцевальная физминутка.

    Выполняют движения под руководством учителя

    Осуществляют профилактику утомления

    Коллективный. Правильное выполнение движений

    Слого-звуковой анализ слов

    Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

    - Отгадайте следующую загадку.

     (Презентация – слайд 2.)

    - Соберите это слово из пазл.

    – Выполните анализ слова яблоко.

    – Вывод : если гласная буква Я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

    - Отгадайте третью загадку.

    (Презентация – слад 3)

    - Соберите из букв слово змея.

    – Выполните анализ слова змеч.

    – Вывод : если гласная буква Я находится после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

    -Давайте обобщим что мы узнали о букве «Я».

    Отгадывают загадки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

    1) Если стоит после согласного – является показателем мягкости согласного и обозначает звук [а].

    2) Если стоит гласная буква Я находится после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

     

    (обозначать целый слог-слияние – два звука).

    Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Выявляют способ чтения буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод о чтении буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов

    2. Знакомство с бук-вой Я

    Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

    Показывает на «ленте букв» букву Я.

    – Это буква Я. Читать слова
    с буквой
    Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а].

    – На что похожа буква Я?

    Куча яблок на прилавке...

    И заметил, я друзья:

    Если б яблоку две лапки,

    Сразу б вышла буква Я.

    Находят букву Я
    на «ленте букв».

    Высказывают свое мнение

    Находят букву Я на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из шнурка или нитки

    Фронтальный. Устные ответы, моделирование

    – Выложите из шнурка или нитки букву Я

    Из шнурка или нитки выкладывают букву Я

    Физкультминутка

    Коллективная. Практический

    На болоте две подружки –

    Две зеленые лягушки

    Утром рано умывались,

    Полотенцем растирались,

    Ножками топали,

    Ручками хлопали,

    Вправо, влево наклонялись

    И обратно возвращались.

    Вот здоровья в чем секрет,

    Всем друзьям – физкульт-привет!

    Выполняют движения по тексту под руководством учителя

    Осуществляют профилактику утомления

    Коллективный. Правильное выполнение движений

    V. Закрепление знаний и способов действий.

    Работа с карточками в парах

    Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение

    – Вы получили карточки со словами. Ваша задача в парах выполнить слого-звуковой анализ этих слов.

    Для работы в парах классу выдается 3 набора карточек. Пары 1–го ряда – Таня,

    пары 2-го ряда – яма,

    пары 3-го ряда – Рая.

    - Представьте свою работу классу.

    Читают, выполняют задания в парах

    Анализируют высказывают свое мнение

    Фронтальный. Устные ответы, рассказ

    VI. Рефлексивно-оценочный

    Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

    – С какой буквой мы работали на уроке?

    – Что особенного о ней вы узнали?

    – Что вызвало затруднение? Почему?

    – Оцените свое настроение после урока.

    У вас на партах карточки-яблоки.

    Если на уроке вам было интересно и вы узнали много интересного – то закрасьте ваше яблоко зелёным цветом, если урок вам понравился, но было сложно – то жёлтым, а если не понравилось и вы ничего не поняли – то красным.

    - Расположите свои яблоки на общем дереве.

    Отвечают на вопросы учителя

    Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу
    на уроке

    Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Не человек, а пьет. Не повар, а всех кормит. ЗЕМЛ Я

    Слайд 2

    Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. Я БЛОКО

    Слайд 3

    Кто длиннее, чем чулок? У кого ни рук, ни ног? Кожа, словно чешуя. По земле ползет ... ЗМЕ Я

    Слайд 4

    НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА Я ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."

    I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД...

    конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления

    Методические рекомендации по подготовке и проведению урока            Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...

    Обучение грамоте Заглавная и строчная буква Мм

    Презентация к уроку обучение грамоте Заглавная и строчная буква Мм...

    Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

    Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....

    Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

    Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...

    Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

    Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

    План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс

    План  конспет  урока  литературного  чтения  ( обучение  грамоте ) 1 класс.  Тема  урока  ; " Знакомство  с  буквой  Оо,  звук о....