Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: И.Суриков "Детство"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Спильник Инна Алексеевна

План конспект урока литературного чтения  по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса Тема: Суриков И.З. «Детство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie.docx21.12 КБ
Office presentation icon lit.chtenie.ppt859 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока литературного чтения  по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса

Тема: Суриков И.З. «Детство»

Цель: создать условия на уроке для знакомства с творчеством писателя И.З.Сурикова и его стихотворением «Детство»

Задачи:

Предметные:  способствовать знакомству учащихся  с новым произведением; создать условия для развития  выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдения пауз и логических ударений, интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; .способствовать умению отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст.

Метапредметные: способствовать формированию УУД:

Регулятивных –принимать алгоритм выполнения учебной задачи; менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи.

Познавательных – пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии; понимать вопросы к тексту.

Коммуникативных –реализовывать потребность в общении со сверстниками; воспринимать мнение собеседников.

Личностных положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»; основы для эмоционального переживания художественного текста.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, портрет писателя.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Этапы урока

Содержание деятельности

Примечание

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок  литературного чтения.

Прием создания благоприятной психологической обстановки

2. Этап проверки домашнего задания

-А сейчас, ребята, мы наш урок начнем с речевой разминки.

Валя на проталинке

Промочила валенки.

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.

-А сейчас давайте приступим к проверке домашнего задания.

-Что вам было задано на дом? (М.Пришвин «Деревья в лесу»)

Чтение текста наизусть

3. Определение и формулирование темы урока

-Ребята, чтобы узнать чем мы будем заниматься на уроке, отгадайте загадки.

1) Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.(Снег)

2) Белый дед – белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму –

Никто не поднимает.

Весна придёт –

Он сам уйдет.(Сугроб)

3) Хоть сама – и снег, и лёд,

А уходит слёзы льет.(Зима)

4) Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.(Вьюга)

-Что у вас получилось?  (фамилия автора - Суриков)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Откройте учебники на странице 143. И сформулируйте цель нашей деятельности на уроке.

-Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова и его стихотворением «Детство».

Работа в парах.

Прием разгадывания кроссворда

Учащиеся ставят цель и задачи урока

4.Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!

Валенки наденем, шапку,

Шарф завязан?

Всё в порядке!

Раз – присесть,

Два – наклониться,

Три – снежок лепи,

На четыре и на пять,

Начинай снежки бросать!

Физкультминутку выполняет учитель

5. Подготовительная работа перед чтением произведения

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве. В восемь лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основа – тяжелое положение народа. Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в 39 лет.

Портрет писателя на доске

6.Первичное чтение текста

-  Первичное чтение учителем

Словарная работа

Учитель читает стихотворение наизусть

7. Беседа после первичного чтения

-Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

- Кто является рассказчиком и героем стихотворения? (автор и рассказчик и герой)

- Где произошло детство рассказчика?

- Каким оно было?

- Что так ярко запомнилось автору?

- Какое у мальчика воспоминание о катании с горки? (неудачным, мальчик свалился в сугроб)

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? (Мне в сугробе горе, а ребятам смех!...)

- А вам доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- И после этого вы были несчастны? И после падения никогда больше не катались с горы?

-А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? (С радостным – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека)

 Беседа

Фронтальная работа

8.Анализ произведения

-Открываем рабочие тетради на странице 64.

№ 1

Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение? Отмети + или напиши свой ответ.

Бодрое

Весёлое

Грустное

Радостное

_________

№ 2

Впиши пропущенные слова. В каких словах слышатся гордость и радость? Подчеркни.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

От качусь я в санках

По горе крутой.

№ 3

Сравни рассказ К.Ушинского «Мороз не страшен» и стихотворение И.Сурикова «Детство». Чем они похожи? Чем различаются? Заполни таблицу.

 

Фамилия автора

Заголовок

Герои

Настроение

Время года

Ушинский

Мороз  не страшен

Зима, ребятишки, мальчик

Радостное

Зима

Суриков

Детство

Друзья мальчишки, главный герой

Радостное, грустное

Зима

Работа в тетради

Индивидуальная работа

6. Подведение итогов. Рефлексия.

-Чему мы сегодня научились на уроке?

-Что вам показалось наиболее сложным на уроке? Лёгким?

-Что вам было интересно?

-Что не интересно?

7 .Этап информации о домашнем задании

Выучить стихотворение «Детство»

Запись на доске


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: И.З.Суриков «Детство»

Слайд 2

Валя на проталинке Промочила валенки. Валенки у Валеньки Сохнут на завалинке. Разминка:

Слайд 4

ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ 1841 г. – 1880 г. поэт-самоучка

Слайд 5

Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новоселово, расположенной в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно.

Слайд 6

ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ «ДЕТСТВО»

Слайд 7

Кубарем качуся Лапти Светец Прялка Приспособление для ручного прядения Стремительно, быстро Подставка для лучины, освещающей жильё Крестьянская обувь, сплетенная из лыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок литературного чтения по теме "Чтение слогов, слов, предложений с буквой «в». 1-й класс

Урок литературного чтения по теме "Чтение слогов, слов, предложений с буквой «в». 1-й класс...

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...