Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Коткова Светлана Борисовна

Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

Цели:

-познакомить с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»,

- работать над техникой и выразительностью чтения,

- развивать внимательность, память,

- развивать умение работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы.

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, учебник литературное чтение 4 класс часть 1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

Цели:

- познакомить с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»,

- работать над техникой и выразительностью чтения,

- развивать внимательность, память,

- развивать умение работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы.

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, учебник литературное чтение 4 класс часть 1.

Ход урока

1. Биография Г.Х.Андерсена

2 апреля 1805 - 4 августа 1875 (70 лет)

Детство Андерсена прошло в бедности и нужде. Когда ему было 11 лет, у него умер отец, и ему пришлось работать ради пропитания. В 14 лет он решил повидать мир и отправился в Копенгаген «Чтобы стать знаменитым!». Андерсен был актером, учился пению, балету, пытался писать стихи и пьесы. В 17 лет за пьесу получил стипендию. Став взрослым много путешествовал.

- Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете? (Гадкий утёнок, Снежная королева, Дюймовочка, Русалочка, Стойкий оловянный солдатик, Свинопас, Принцесса на горошине, Дикие лебеди).

- Сегодня мы познакомимся с произведением Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди».

2. Анализ произведения

Учебник с. 119.

Название «Дикие лебеди».

Почему Г.Х.Андерсен так озаглавил эту сказку?

Дикий - неприрученный, неодомашненный.

Лебедь - символ чистоты, мужества, любви.

1часть

Где и с кем происходят события, описанные в сказке?

Как изменилась чудесная жизнь героев во дворце и почему? (Умерла мать, и король женился, мачеха была злой колдуньей и невзлюбила детей)

Как поступила мачеха с Элизой и принцами? (Элизу отправила к крестьянам на воспитание, а братьев хотела превратить в черных воронов)

Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

2 часть

Почему отец Элизы, взглянув на нее, испугался и сказал, что это не его дочь? (Так как злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха и спутала ее волосы, и отец ее не узнал)

- Какой вы видите мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри неё в виде низких чувств и мыслей)

3 часть

1.   Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)

Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший)

Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).

4 часть

1.   Какой способ придумали братья, чтобы взять сестру с собой? (Сплели сетку из ивовой коры и тростника)

5 часть

      1.    Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).

     2.    Как можно освободить братьев от чар? (Нарвать крапивы, размять ее и свить нити, из которых нужно сплести 11 рубашек и не говорить ни слова пока не окончит работу)

- А какой вы видите Элизу? (Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой, ленивой и безобразной, и сердце её не стало злым)

6 часть

1. Почему епископ потребовал, чтобы Элизу сожгли на костре? (Он подумал, что она злая колдунья, так как ходит ночью на кладбище)

7 часть

 1. Какие события говорят о том, что Элиза невинна? (Каждое полено в костре пустило корни и ростки, а на том месте где хотели сжечь Элизу вырос куст, покрытый розами)

- Что автор хотел донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть добрым или нет)

3. Итог урока

Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.

И вот произошло долгожданное чудо, как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность, чары рассеялись!

Рефлексия

Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились? Кто написал? Сколько частей в тексте сказки?

4. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Презентация к уроку литературного чтения на тему:"Х.К. Андерсен "Снежная королева""

Презентация разработа к уроку литературного чтения. Тема урока "Х.К. Андерсен "Снежная королева""Разаботка содержит в себе высказыкание для мотивации, речевую разминку, название те...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "«Г. Х. Андерсен «Русалочка»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсена и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:Предметные:зна...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст пр...

Технологическая карта урока литературное чтение по теме Г.-Х. Андерсен "Гадкий утёнок"

Технологичсекая карта урока литературное чтение по теме Г.-Х. Андерсен "Гадкий утёнок" с описанием использования приёмов парной и групповой работы для формирования коммуникативных УУД....