Конспект урока "Творчество Сергея Есенина. Стихотворение «Черемуха» 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Староверова Татьяна Вадимовна

Творчество Сергея Есенина. Стихотворение «Черемуха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.esenin_-_cheremuha.doc93 КБ
Office presentation icon esenin.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.02.2017                                                                                                     Учитель:  Листофорова Ксения Александровна

Школа:№148                                                                                                          Методист: Зубарева Н.С.

Класс: 3-е                                                                                                                Студентка: Кузнецова Т., 33 гр.

Урок: № 3

Урок литературного чтения

Творчество Сергея Есенина. Стихотворение «Черемуха».

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, с его стихотворением «Черемуха»; учить понимать и чувствовать окружающую природу; совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста. 

Планируемые результаты

Предметные: содействовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста, формированию читательских умений: пониманию авторского отношения, образов рисуемых автором в стихотворении, основной мысли;  находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

читать правильно, осознанно, выразительно вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; находить необходимую информацию в учебнике в процессе выборочного и повторного изучающего чтения, анализировать содержание информации; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения.

Личностные: учиться выражать свое мнение, мысли в речи; формировать любовь к чтению, познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: Литературное чтение, 3 класс: Учеб. для 3 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, - М.: Просвещение, 2013.-Ч.2.; презентация, аудиозапись.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный /Мотивационный этап 

Словесный:

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

10:20-10:21

- Тихо в классе, тихо в школе.

Все на месте?

Все готовы?

Ну-ка улыбнитесь!

Здравствуйте, садитесь.

Меня зовут Татьяна Вадимовна. У нас урок литературного чтения – это урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным.

 Итак, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

Принимать установку учителя,  настраиваться на активную работу на уроке

П: выделять существенную информацию из слов.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания

Практический: чтение отрывка из стихотворений

10:21-10:24

Определение темы и целеполагание.  

( 1 ученику  выдается отрывок из стихотворения  «Береза», а 2 ученику – из стихотворения «Поет зима – аукает»).

Сейчас те ученики, перед которыми на парте лежит  отрывок из стихотворения, громко и  выразительно нам их прочитают.

- Кто  уже узнал, чьи эти стихотворения? Какого поэта?

- Кто назовет его фамилию  и имя? С этими стихотворениями вы уже знакомы, но у С.Есенина  есть еще очень много стихотворений.

- Итак, кто уже догадался, какая тема урока у нас с вами сегодня?

Чем мы с вами будем заниматься? ( знакомиться с биографией автора и его стихотворением) А  с каким именно стихотворением, мы узнаем чуть позже.

Читать выразительно отрывки из стихотворений поэта

Отвечать на вопросы учителя

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

II. Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: беседа, слово об авторе, определение темы урока

Наглядный: рассматривание иллюстрации

10:24-10:28

Подготовительная работа.

- Что вы знаете об этом поэте?

Сергей  Есенин считал, «писать для детей - надо особый дар иметь», поэтому «детских» стихов у него мало.

С.А Есенин- русский народный поэт. Родился Сергей Александрович Есенин 1895г., (в конце XIX в. – больше 100 лет назад), в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта).
Детство Есенина было такое же как у всех сельских ребятишек. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.  Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина, и она тесно переплетается с темой природы.  Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

    Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново сейчас называется Есенино.

Посмотрите на слайд, что это за растение? (черемуха)

- А что такое черемуха?(дерево или кустарник с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)

-  Когда цветёт черёмуха? ( в мае )

-  Как выглядят её цветы? (белые, маленькие)

- А как вы думаете, почему, говоря о природе, я выбрала именно это дерево?

( потому что, сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Черемуха»)

Осознанно воспринимать информацию

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию; определение основной и второстепенной информации;

Практический: артикуляционные упражнения

Индивидуальное чтение

10:28-10:30

Артикуляционная разминка

Прочитайте пословицу со слайда про себя:

«Никакое искусство не достигнет природы»

-Кто прочитает всему классу?

- Как вы ее понимаете?

- Кто прочитает пословицу медленно, четко проговаривая все слова?

- А теперь, прочитайте в быстром темпе, но тоже четко проговаривая все слова.

- Кто прочтет с вопросительной интонацией?

- А теперь, прочитайте с радостной интонацией.

Молодцы, ребята!

Выполнять артикуляционные упражнения

Отвечать на вопрос учителя

К: учебное сотрудничество со сверстниками;

П: строить речевое высказывание;

II. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: беседа

Практический: самостоятельное чтение

10:30- 10:36

Словарная работа

Откройте ваши учебники на с. 55. Возьмите в руки карандаш, прочитайте стихотворение самостоятельно и отметьте непонятные слова, некоторые из них у вас уже выделены синим цветом.  Давайте познакомимся со словами, которые у вас уже выделены?

- Какое первое слово? (пряная)

- Кто – нибудь знает значение его значение?

  • Зелень пряная - с острым ароматным запахом.

-Кто прочтет его медленно, с выделение ударного слова, чтобы оно звучало мелодично?

 - Еще какое выделенное слово вы нашли? (вкрадчиво)

- А что оно обозначает?

  • Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

-Кто прочтет его медленно, с выделение ударного слова, чтобы оно звучало мелодично?

- Кто еще себе отметил слова, значение которых вам неизвестно?

  • Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)
  • Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.
  • Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
  • Под кручею – под обрывом.

Осмысливать лексическое значение новых слов.

П: осуществлять подведение под понятие.

Л: действие смыслообразования

Наглядный: слушание аудиозаписи

10:36-10:38

Первоначальное знакомство с текстом

Сейчас, послушайте аудиозапись, как читают стихотворение «Черемуха» и поделитесь своими впечатлениями, что вы представляли, когда слушали стихотворение?

- А теперь, закроем все глазки и внимательно будем слушать.

Внимательно слушать стихотворение

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Словесный: беседа

10:38-10:40

Проверка первичного восприятия

- Открываем глазки.

- Что вы себе представляли, когда слушали чтение стихотворения?

Высказывать представления о стихотворении

Беседовать об ощущениях

К: участие в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Физминутка

Наглядный: видеофрагмент

10:40-10:41

Смотреть на экран и повторять движения (0-47)

Выполнять движения вместе

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

III. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: выборочное чтение

Словесный: беседа

10:42-10:58

Повторное чтение. Углубленный анализ.

Сейчас мы с вами вместе прочитаем стихотворение. Начинает читать 1 ученик, остальные все внимательно следят, я останавливаю читающего и назначаю следующего, кто продолжит чтение стихотворения.

- Поделитесь своими впечатлениями, какая картина возникаем в вашем воображении, когда вы читаете строчки « И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравилось ли вам такое сравнение веток с кудрями? Почему?

 - Вы согласитесь со мной, что поэт нарисовал в своем стихотворении очень живую картину?

- А как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

- Найдите строчки в стихотворении, которые подтверждают, что мы слышим эту жизнь. (А рядом, у проталинки, в  траве, между корней…, )

- Прочитайте строчки как поет ручей.

(Ручей волной гремучею)-да,  в этой строчке мы видим довольно шумную жизнь ручья, как он громко шумит.

- А есть у нас строчки, в  которых описаны почти беззвучные движения природы? (Кругом роса медвяная сползает по коре) – сползает – тихо, бесшумно, мы этого не слышим.

- Какой вывод мы можем сделать из этого? Раз слышим звуки, значит картинка живая?

- А кто скажет, что еще свойственно живой природе? (запахи)

- Тогда скажите, а  камни могут пахнуть? (не могут)

- А что пахнет в  стихотворении С.Есенина?

«Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах.

«Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету.

«Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.

Читать стихотворение

Работать с текстом: анализировать, находить строчки, отвечающие на вопросы учителя

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

П: анализировать текст; устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Словесный: работа над партитурой

Коллективная работа, работа в паре

Практический: выразительное чтение стихотворения

Подготовка к выразительному чтению.

Посмотрите на слайд. Прочитайте начало стихотворения.

- Какое настроение передает поэт в этом четверостишии? (радостное)

- Почему? (весна пришла, все просыпается).

- Сейчас в парах в полголоса  попробуйте прочитать это четверостишие с радостной интонацией. Первыми начинают читать ребята, которые сидят на 1 варианте, а ваш сосед со 2 варианта вас внимательно слушают и анализируют, получилось ли  у вас  прочитать стихотворение с радостной интонацией.

- Ребята со 2 варианта, поднимите руку те, кто услышал радость при чтении своего соседа.

- А теперь, поменялись ролями, ребята 2 варианта читают, а  ребята 1 варианта слушают и анализируют.

- Поднимите руку те, кто услышал радость при чтении своего соседа.

- Молодцы,  с настроением вы справились!

- А как вы думаете, с какой силой голоса нужно читать это четверостишие? (громко-средне-тихо)

-Сейчас, при чтении, постарайтесь передать радостное настроение и прочитать со средней силой голоса. Каждый про себя.

- Кто уже готов прочитать вслух?

- Ну а теперь, осталось выяснить, в каком темпе нужно читать это четверостишие?( в быстром- среднем или медленном)

- Попробовали прочитать соседу с радостной интонацией, со средней силой голоса и с медленным темпом. Та же работа.

- Кто прочтет выразительно все четверостишие вслух классу?

- Теперь, прочитаем 2 четверостишие.

- А как нам преподносит поэт данные строчки?(спокойно)

- Как вы думаете, с какой силой голоса можно прочитать четверостишие? А темпом?(средним)- ( медленном)

- Кто попробует выразительно вслух прочитать все четверостишие?

- Читаем следующее четверостишие.

- Кто уже определил, с какой интонацией можно прочитать? С какой силой голоса и темпом? (загадочно-тихо-медленный темп- средняя сила голоса, средний темп). Попробуй прочитать.

- Кто прочтет его выразительно?

- Следующее четверостишие. (нахваливая-средняя-средний темп)

- Кто его прочитает нам?

- И последнее? (утверждая-громко-быстрый темп;

Загадочно- средняя- средний темп)

- Кто прочитает это четверостишие?

- А теперь, давайте прочитаем выразительно все стихотворение.

Чтение вслух

Называть особенности поэтического творчества; проверять одноклассников и самостоятельно оценивать достижения на основе диагностической работы.

Чтение в парах

Чтение вслух

Р: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет выучить стихотворение на с. 55 и выразительно его прочитать наизусть.

 Записывать д/з в дневник

П: понимать значение знаний для человека и принимать его;

IV.  Итог урока. Рефлексия

Практический: самооценка

Словесный: беседа

10:59-11:00

- Кто попробует на оценку прочитать выразительно  и без ошибок все стихотворение С.Есенина «Черемуха» на оценку?

- Сейчас на экране вы видите предложения, дополните их:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Было интересно…
  • Знания, полученные на уроке ,мне пригодятся…

Оценивать свою работу на уроке, беседовать с учителем

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин

Слайд 4

«Никакое искусство не достигнет природы»

Слайд 5

Зелень пряная - с острым ароматным запахом. Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

Слайд 6

Роса медвяная - ароматная, с запахом мёда. Проталина - место, где растаял снег, и оголилась земля. Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки. Под кручею - под обрывом.

Слайд 8

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Радостно Средняя Средний темп

Слайд 9

Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. Спокойно Средняя Медленный темп

Слайд 10

А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. . Тихо Медленный темп Средняя Загадочно Средний темп

Слайд 11

Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. . Средняя Средний темп Нахваливая

Слайд 12

Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. . Громко Быстрый темп Загадочно Утверждая Средний темп Средняя

Слайд 13

С. 55 - выучить стихотворение и научиться выразительно его читать наизусть.

Слайд 14

Сегодня на уроке я узнал… Было интересно… Знания, полученные на уроке ,мне пригодятся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного  урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Мир волшебных красок и звуков в поэзии Сергея Есенина

Раскрыть  своеобразие  личности поэта, его творчества,  обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет - основная цель урока....

жизнь и творчество Сергея Есенина

презентация для учащихся начальных классов о жизни и творчестве Сергея Есенина...

Конспект урока С. Есенин «Черемуха» 4 класс

Предмет:  литературное чтениеКласс: 4Тема урока: С. Есенин «Черемуха»Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина « Черемуха»Планируемые результаты:·...

Тема занятия: Словесное рисование , сравнение и олицетворение на основе стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.Дети научились находить в тексте об...

Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»

Тип урока: интегрированныйФорма проведения урока: коллективная и индивидуальнаяУчастники: 3 классЦель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. ...