Урок литературного чтения в 4 классе I отделения «Поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Работа над содержанием и выразительностью стихотворений: «В зимние сумерки нянины сказки», «Школьник»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

ТИМОФЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

На уроке учащиеся анализируют  литературные произведения, опираясь на вопросы учителя. На занятии  закрепляется произношение звуков [c] - [з], проходит работа по развитию слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_nekrasova.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30  имени К.А. МИКАЭЛЬЯНА»

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Работа над содержанием и выразительностью

стихотворений: «В зимние сумерки нянины сказки», «Школьник»

урок литературного чтения в 4 классе

(Литературное чтение. 4 класс / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.)

Учитель: Тимофеева Е.В.

Формирование УУД

предметные: уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух и про себя; работать на дифференциацией звуков [с] - [з] на речевом материале урока;

познавательные: находить необходимую информацию в тексте, анализировать  литературное произведение с опорой на вопросы учителя;

регулятивные: воспроизводить текст в соответствии с целью чтения, исправлять ошибки при повторном чтении текста; развивать слуховое внимание;

коммуникативные: использовать материал текста в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях, вести диалог;

личностные: формировать чувство патриотизма, воспитывать художественно-эстетический вкус;

Ход урока

1.Организационный момент, объявление темы урока.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Вот уже несколько уроков мы знакомимся со стихотворениями русских поэтов. Сегодня нас ждёт встреча с ещё одним замечательным поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым. (портрет)

2.Фонетическая зарядка

Чтение стихотворений требуется от нас не только правильной интонации, но и точного произношения звуков.  Сегодня  на уроке мы будем уделять внимание правильному произношению звуков [с], [з].

                                                                           Сумерки – вечер

(обратите внимание: пишем З, говорим [С])      Сказки, салазки – санки

(тут наоборот. Пишем С, говорим [З])               с горы        

                                                                          Саша садилась в салазки.  

                                                                                  летела стрелой с горы.

-Кто будет героем этого стихотворения Некрасова? Почему вы решили, что это девочка?

-Откройте учебник на странице 148. Владик начнёт читать стихотворение Николая Алексеевича Некрасова. Потом кто-нибудь из вас продолжит чтение. Следите внимательно. Помните про звуки [с], [з].

3.Изучение нового материала

Чтение стихотворения учащимися (в учебниках заранее проставлены паузы и ударение).

–Теперь я хочу узнать, как вы поняли содержание этого стихотворения. Слушайте внимательно вопросы:

(на слух)   1.Что любила слушать Саша вечером?

                 2.Что любили Саша утром?

                 3.Что произошло во время катания?

                4.Расстроена ли Саша после падения?

                5.Кто гуляет вместе с Сашей?

                6.Как няня относится к девочке? (Как она к ней обращается?)

                7.Какое детство у Саши? (запишите в карточку «У Саши было счастливое детство.»)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (имитация движений катания на лыжах, коньках)

-Перед вами еще один ребенок.(картинка). Кто это? (современный школьник)

Он такой же, как и вы. Как вы добираетесь до школы?

-Вот еще один школьник? Когда и где он жил? Как он добирается до школы?

Сегодня мы подробно разберем отрывок еще из одного стихотворения Н.А.Некрасова. Но прежде, ответьте мне еще на один вопрос. Кто это? (портрет М.В.Ломоносова) Когда-то в юности этот великий человек проделал долгий путь из северной деревни до Москвы.

Чтение (учителем) и разбор стихотворения:

1.К кому обращается автор в первой (в четвёртой) строчке?

2.Прочитай, как выглядит мальчик.

3.О каком архангельском мужике говорится в стихотворении? Почему он стал великим?

4.Какой сон должен свершиться наяву?

5.поприще – работа

Что надо делать, чтобы добиться успеха, славы?

6.Чем восхищается поэт? (За что автор любит Русь?)

Работа со значением слов. Найди в тексте слова – синонимы

(путь) известных (людей) –  славных

умный и известный –  разумен и велик

не глупа, талантлива – не бездарна

не стесняйся – не стыдися

нелёгкая жизнь –  невесёлая дорога

-Какое детство у этого мальчика? (У мальчика было нелёгкое детство.)

-В стихотворении есть вопросительное и восклицательные  предложения. Прочитаем их с правильной интонацией. Я прошу Ксюшу начать, а потом кого-нибудь продолжит  выразительное чтение этого стихотворения.

-В стихотворении «Школьник» Некрасов говорит всем ребятам, «чтобы достичь успеха в любом деле, надо работать и не бояться трудностей.»  

4. Подведение итога урока, выставление отметок, домашнее задание

-Стихотворения какого поэта мы сегодня читали и разбирали на уроке?

-Определите общую тему этих стихотворений? (Детство)

-Каким оно может быть?

-К кому приходит успех и слава?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы с опорой на грамматическую конструкцию)

За работу на уроке я бы поставил(а) себе _____________, потому что я (как? что делал? что?)

Домашнее задание: с.147-149 выразительное чтение, письменный ответ на вопросы «К кому приходит успех и слава?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: «Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»»

Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон...

Урок литературного чтения в 4 классе Н.А. Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."

Учащиеся работают с выставкой книг, вспоминают произведения Н.А. Некрасова. Рассказывают об одной из книг по плану: автор, название, тема, образы...Слушают историю создания стихотворения "Школьник". У...

А.Н.Некрасов " Школьник", " В зимние сумерки нянины сказки".

Знакомство с автобиографией Некрасова ( презентация). Учащиеся знакомятся с его произведениями....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Н. А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки..."

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...