Урок обучения грамоте "Сопоставление звуков з-с" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Макарова Валентина Викторовна

Урок проводился в рамках преемственности "детский сад-начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sopostavlenie_zvukov_z-s.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова».

Цели: способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([з] – [с]); формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь.

Планируемые результаты:

Предметные: различать устную и письменную речь и основные языковые средства ( текст, предложение, слово).

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации - организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия, использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллектив­ном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя, 

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, лента букв, медальки для детей.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг.момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Все мы очень дружный класс,

Всё получится у нас.

Я думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Ребята у нас сегодня гости. Это дети из детского сада.

2.Актуализация опорных знаний.

Сегодня к нам на урок пришёл ещё один гость.
Чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку:

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, 
Спит на дереве лишь днем.

(картинка с изображением совы на интерактивной доске)

Главные помощники совы это зрение и слух. Сегодня на уроке у вас тоже главными помощниками будут зрение и слух. Вместе с мудрой совой мы продолжаем путешествие в мир звуков и букв.

Что вы видите на экране?

Мы отправляемся с Мудрой совой на лесную поляну. И здесь задание для вас. (Задание на интерактивной доске).

Вы уже знаете, что буквы делятся на 2 группы. На какие 2 группы делятся звуки?

На нашей сказочной лесной поляне мы видим буквы. Внизу 2 корзинки. На одной сбоку нарисован красный кружок. Что он означает?

А на другой – чёрный квадрат.  Это для букв, обозначающих  согласные звуки. Соберите буквы в 2 корзинки. В корзинку с красным кружком собираем буквы, обозначающие гласные звуки, а в корзинку с чёрным квадратом – согласные.
Молодцы! Давайте хором по порядку произнесём их.

Как определить, что звук гласный? Как мы его произносим?

Сколько в русском языке гласных букв?

Сколько в русском языке гласных звуков?

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных.

Спит сова на старой ели,
Все в лесу ей надоели.
Снег засыпал стайку сосен -
Это вовсе вам не осень.
Знать зима в права вступила,
Вот сова и загрустила.

А чтобы наша гостья не грустила, поиграем в игру.

Сова

Лесная поляна

Гласные и согласные

Гласные звуки

Дети распределяют гласные в корзинки.

Дети хором называют буквы: сначала гласные, затем – согласные.

Мы его тянем, можем пропеть.

10

6

А, о, у, ы, э

Я, ё, ю, и, е

3.Ввведение в тему урока.

Игра «Рассыпанные слоги».

Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе все кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать.

Вам надо соединить слоги, чтобы получились слова.

Зо-я, Зи-на, Си-ма, Со-ня.

4. Сообщение темы и цели урока.

Какую закономерность вы заметили в именах гостей? На какие 2 группы мы их можем распределить?

Что мы знаем о согласных звуках? Напомните мне ещё раз.

Какие звуки будем сравнивать на уроке?
Верно, сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [з],[c], читать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой.

Начинаются на звук [з],[c]: Зоя, Зина; Сима, Соня.

Они бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие

звуки [з],[c]

5.Открытие новых знаний.

1.Дифференцированная работа

Рассмотрите рисунок на доске. Кто нарисован? (открываю занавес на интерактивной доске наполовину).

Проведём звукобуквенный анализ слова «коза».

Обозначим гласные звуки буквами.

Какой звук обозначим колокольчиком? Почему?

Расскажите, как можно проверить, что звук [з] звонкий согласный.

Замениту звук буквой «з».

Дайте полную характеристику звуку [з].

Рассмотрите модель, расположенную ниже от модели слова коза. (открываю вторую половину доски). Чем отличаются модели друг от друга? Сравните третьи звуки?

Можно ли во второй схеме вместо третьей фишки поставить букву «з»? Почему?

Назовите звук, в который превратится звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость.

«Прочитайте» слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [c].

Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.

(вывешиваю на доску картинки с «косой)».

Дайте полную характеристику звуку [c].

Рассмотрите следующий рисунок. (Открываю следующую страницу интерактивной доски наполовину). Что изображено?

Проверьте, правильно ли составлена звуковая модель слова зубы.

Сравните эту модель с моделью, расположенной ниже. (Открываю вторую половину интерактивной доски). Чем отличаются?

Прочитайте слово, которое получится.

Рассмотрите модель слова «лиса». (Открываю следующую страницу интерактивной доски наполовину). Нет ли ошибок в слове?

Сравните с моделью ниже.

«Прочитайте слово, модель которого изображена ниже.

Чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов?

Коза

Дети проводят звукобуквенный анализ слова, обозначают звуки буквами.

Третий звук. Обозначаем звонкий согласный колокольчиком.

Дети показывают, как можно проверить, что звук звонкий.

Согласный, твёрдый, звонкий

Здесь нет колокольчика.

Нет. Звук [з] звонкий, а здесь нет колокольчика, значит, это глухой согласный звук.

[с]

Коса

Коса девочки, и коса, которой косят.

Согласный, глухой, твёрдый

Зубы.

Правильно.

Первый звук – глухой, третий звук – глухой, ударение падает на второй слог.

Супы

Есть, первый звук в слове звонкий, а не глухой.

Третий звук – звонкий, ударение падает на первый слог.

Лиза.

В слове «Лиза» будем писать «З», а в слове «лиса» - «л».

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар.

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

Ш-ш-ш-ш.

Дети выполняют движения.

2.Игра «Вставь букву»

3.Игра «Доскажи словечко»

4.Чтение слов-перевёртышей.

5.Чтение слов, рассказов «Саня», «Кусты»

Посмотрите внимательно на доску, здесь побывал Буквоед и съел буквы. Поможем нашим словам принять обычный вид. Замените звонкий согласный звук [з] его парой.

Захар –    ..ахар

Зоя –        ..оя

Зима –    …има

Зайка –   …айка

Я буду загадывать загадки, а вы называете отгадку и, если в начале слова согласный звук звонкий, движением руки имитируете звонок, если согласный глухой, то приставляете указательный палец к губам.

На даче в лесу

Были разные птицы:

Сороки, стрижи,

Воробьи и… (синицы).

        

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки… (звать).

                
Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал… (слоненок).

        

Сперва от магазина

Несла покупку… (Зина).

Сейчас мы будем читать слова слева направо и справа налево. Такое слова называют перевёртышами.        

сев                         сел                

мол                         нос

А теперь прочитаем предложения - перевёртыши:

Коту тащат уток.      Кит на море романтик.                    

        

Лев ел волов.

        

Ребята, давайте прочитаем слова в столбиках.

Чем слова в столбиках отличаются?

Чтение рассказов хорошо читающими детьми.

Дети вставляют буквы.

Синицы

Звать

Слонёнок

Зина

Вес, лом, лес, сон

Дети читают предложения – перевёртыши.

Дети читают слова.

В первой строке слова называют один предмет, во второй строке слова называют несколько предметов.

Дети читают рассказы.

6.Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Какие звуки сравнивали?

Какие задания вызвали затруднения?

Что было легко на уроке?

Какие задания понравились?

д/з: 1 гр.: с.94 – 95 (у) – читать

       2 гр.: с.96 – 97 (у) читать

В подарок Сова оставляет вам медальки за хорошую работу на уроке. Молодцы!

Мы учились сопоставлять звуки з-с.

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"

1.     Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г\']. Буквы «Г, г»" 1 класс по программе "Планета знаний"

Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г\']. Буквы  «Г, г»"   1 класс по программе "Планета знаний"...

Урока обучения грамоте (чтения) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а"

Урок обучения грамоте (чтение) составлен по УМК «Планета знаний». На уроке использованы активные методы обучения.Урок может быть полезен учителям, работающим по другим УМК....