Конспект урока литературного чтения "Небылицы"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шепова Елена Викторовна

Сценарий урока содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средства повышения их познавательной активности. Урок  направлен на  развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, приобретение опыта применения  технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, овладение умениями работать с различными видами информации, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, самостоятельно добывать информацию, вести наблюдения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать как самостоятельно, так  в парах  и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_chteniyu_1_klass.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: « Небылицы».

Цель: познакомить с произведениями устного народного творчества; прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в правильном чтении небылиц; обучать сочинению небылиц; развивать память, речь, мышление.

 Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

   7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, технология.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, карточки, видеофильм.

Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. 

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.

Самооценка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний

  1. Определение темы и задач урока.

Несколько уроков мы знакомимся с фольклорными жанрами. Давайте назовем те жанры, которые мы уже знаем. (сказки, загадки, песенки, потешки.)

Групповая работа

Задание определить жанр.

(На доске записана общая тема: « Фольклорные жанры».

По мере разгадывания жанров группами,  появляются на доске слова с отгаданными видами фольклорных жанров.)

1 группа:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (загадка)

 2 группа

-Ладушки-ладушки, где были?

- У бабушки!
-А что ели?

-Кашку!
-А что пили? Брашку!

-Простоквашку,

Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
(потешка)

3 группа

Ходит Сон у окон,
Ходит к Дрёме на поклон.
Приходи к нам, Дрёма, в дом,
Принеси нам Угомон.  (песенка)

4 группа

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (загадка)

5 группа

Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. (сказка)

6 группа

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом 
К небу прицепился.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.             (небылица)

В какой группе вы не смогли определить фольклорный жанр? ( в 6)

Давайте разберем, что написано в этом тексте?

Как вы думаете, такое на самом деле бывает?

Каким же словом можно назвать то, чего не бывает? (небылица)

Это и будет темой нашего урока. Какие задачи вы поставите?

(узнать, что такое небылица, научиться отличать ее от других жанров, попробовать самим составить небылицу)

Недавно на классном часе мы с Вами говорили о том, что нельзя обманывать. Но вы сказали, что небылица – это выдумка, обман. Как вы думаете, для чего создали данный жанр произведения? (Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.)

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества. 

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Личностные УУД: высказывание своей точки зрения, принятие мнения другого учащегося.

  1. Закрепление темы.

Прослушайте текст и докажите, что это именно небылица. (слушание на диске «Литературное чтение 1 класс», ученики следят по учебнику,

 с.44 ) (можно подчеркнуть слова или выражения, которые доказывают, что данный жанр – небылица).

Что необычного было в этом тексте? Чего на самом деле не могло быть?

Давайте в толковом словаре прочитаем определение небылицы.

(Небыли́ца или небыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности)

Все ли слова в определении вам были понятны? Что такое «комическое содержание»? Каким словом можно заменить эту фразу? (юмор)

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

  1. Физминутка

Музыкальная физминутка, на которой танцуют животные.

После завершения вопрос: Можно ли этот сюжет быть основой для создания  небылицы?

  1. Работа по закреплению темы.

Сегодня на уроке мы разделимся на группы по профессиям.

Вы будете работать писателями, редакторами, художниками, оформителями.

Работа в группах:

Писатели:

Сочинить небылицу, дописав слова  каждой строчки

На горе _______________________________ дом,

В нём живёт __________________________ гном.

В печке он ___________________________ сушил,

В речке он____________________________ мочил.

Оформители:

  1. Из разных рисунков составить картину, на которой будет изображена небылица, рассказать ее.

Художники:

  1. Нарисовать небылицу.

Редакторы:

  1. Попробуйте поменять в стихотворении выделенные слова, чтобы получилась небылица

Встаю я утром,А вечеромложусь.Кукарекает петух,Гогочет гусь.Я платье для куклыСшиваю  иглой, А мыло смываю

Чистой водой.

(Небылица, которая может получиться)

Встаю я вечером,

А утром я ложусь,

Гогочет петух,

Кукарекает гусь,

Я платье для куклы

Сшиваю водой,

А мыло смываю

Чистой иглой.

 Каждая команда по очереди выступает с выполненным заданием.

 В заключении урока я хочу показать Вам мультфильм, благодаря которому вы быстро научитесь сами составлять небылицы.

(Просмотр мультфильма «Ехал Ваня на коне»)

Формирование коммуникативных УУД, личностных УУД, познавательных УУД.

  1. Итог урока

- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

- С каким жанром вы познакомились?

- Как его отличить от других жанров?

- Понравилось ли вам попробовать себя в профессии?

- Захотелось ли самим сочинить небылицу?

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные УУД.

 Оценивать свои достижения и возможности.

Ученики оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...