Конспект урока по литературе "Сказки народов России "Падчерица""
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Карманова Екатерина Игоревна

Цель урока выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличия народной и литературной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padcheritsa.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

       

        Тема.  Сказки народов России. «Падчерица».

        Цели.        

  • выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличия народной и литературной сказки;
  • формировать навыки художественного пересказа, чтения по ролям, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.

         

Оборудование: слайдовая презентация, учебник,

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.  Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Какими вы видите героев сказки? (перечислить их, описать)

3.Анализ содержания сказки.

- Как относится мачеха к падчерице?

Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».

- О чём говорит имя героини? Каков её характер? (Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа).

- Каков характер мачехиной дочери?

- Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе?

Выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

- Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?

- За что наградила старушка Гульбику?

- За что наказаны мачеха и её дочка?

Выразительное чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на своём сундучке и открыла его…» и до конца сказки.

- Кто такая старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость мачехину дочку?

- К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить свой ответ. (В основе сюжет сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка потеряла клубок) при помощи волшебной помощи (старушки). Сказка «Падчерица» относится к волшебным сказкам).

- Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой сказки? Назовите эти произведения. («Дочь и падчерица», «Строева дочка», «Волшебная дудочка», «Морозко» - русские сказки).

4. Слово учителя.

Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называются бродячими.

Типичные примеры бытования бродячих сюжетов даёт сказка. Различают героические бродячие сюжеты, повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей; волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и других персонажах и предметах волшебных сказок; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке, таковы сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жён и девушек.

Сказки о злой мачехе и падчерице популярны в Европе повсюду. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляет её постоянно работать и в конце концов прогоняет её из дому, оставляя её беспомощной на произвол судьбы; но судьба (в виде неодушевлённых предметов, животных, сверхъестественных существ) помогает ей и спасает её. Выгнанная падчерица, отвезённая в лес, посланная к Бабе Яге, в баню к нечистым духам, спасается то ласковой речью (от Мороза, лешего), то с помощью облагодетельствованных ею неодушевлённых и одушевлённых предметов (от медведя, Бабы Яги), то благодаря своей догадливости (от нечистых духов); наконец, как повествуют некоторые сказки, ей помогает благословение матери… и в этом фантастическом мире те, кто терпел обиды в мире действительном, получают должное за свои положительные качества. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Это христианский идеал человека – отсюда популярность сказок о мачехе и падчерице в христианском мире.

III. Закрепление изученного.

1.Художественный пересказ русской народной сказки «Морозко».

- В чём различие сказок «Падчерица» и «Морозко»? (В сказке «Морозко» появляются новые герои – Морозко, дочери мачехи, отец Марфуши и др.)

 

2. Слово учителя.

Мороз, Морозко – персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Морозко косвенно отражён во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ Морозко – богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами.

3. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Морозко».

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) – русский художник.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. В 1899 г. он  впервые создаёт иллюстрации в своём неповторимом стиле к своей первой книге «Сказка о Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

С 1899 по 1902 гг. увидела свет сначала серия из шести сказок, а затем сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина.

Заставки, концовки, обложки и другие работы художника встречаются в таких журналах начала XX в., как «Мир Искусства», «Золотое Руно».

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.        

1.Прочитать статьи учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», с. 54-55 и 60-61, часть 1; составить вопросы.

2.Прочитать фрагмент из «Повести временных лет» («Расселение славян»), с.56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»

Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...

Конспект урока «Расы и народы Земли» 4 класс Программа 2100

Приёмы: на стадии вызова- таблица «ЗХУ», на стадии осмысления- «зигзаг-2»     Цели урока:Осмыслить информацию по теме, что единое человечество состоит из разных рас и народов Земли...

Конспект урока «Обычаи разных народов».

Развивающая программа Л.В. Занкова...

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, учитель высшей квалификационной категории Черкасова Татьяна Борисовна МАОУ СОШ№30 г.Березники Пермский край

Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, отражающий деятельность учителя и учеников на уроке, прилагается презентация....