Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей»
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Лабузова Татьяна Дмитриевна

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей». Урок литературного чтения, 1 класс, Школа России.

 

  1. Оргмомент. На уроке гости, поприветствуем.
  2. Открытие темы и осознание целей.

- Урок чтения. Чтобы узнать его тему, отгадайте из какого произведения отрывок я вам зачитаю.

 

  1. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь»… (Чиж)
  2. Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» (Косточка)
  3. А теперь я покажу вам иллюстрацию из одний книжки. Как называется этот рассказ? (Два товарища).
  4. А это произведение? (сказка «Три медведя»).

 

- Как вы думаете, что общего между всеми этими произведениями? Почему я с них начала урок? (Может быть, их написал один автор). Да, и этот автор – величайший, известный на весь мир  гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой. (СЛАЙД С ТЕМОЙ УРОКА) Я повешу на доску четыре  его портрета. Почему четыре?

- Как вы думаете, что мы узнаем на уроке? (узнаем о жизни Толстого, будем читать его произведения). Чему мы будем учиться? (читать, запоминать, высказывать свое мнение).

- (показ. лэпбук) есть хороший способ сохранить полученные знания – сделать своими руками вот такую папку. Она называется лэпбук – в переводе с английского книжка на коленках. Смотрите, одну из них я украсила портретом писателя, дргую – изображением книг. А внутри этой папки – конвертики, кармашки, книшки-игрушки… - разные, но везде содержится какая-то информация о Льве Толстом. Сегодня на уроке вы тоже будете создавать такую папку, каждый свою. На партах у вас лежат заготовки таких лэпбуков. Давайте запишем простым карандашом (потом можно будет раскрасить) имя этого писателя вот здесь: Лев Николаевич Толстой.

III. Получение новой информации, формирование новых знаний.

1. Исторический контекст.

- Итак, Толстой. Он прожил долгую жизнь, и большая ее часть пришлась на 19-й век. Чтобы представить себе время, в которое он жил, давайте мысленно перенесемся на 150 лет назад, Толстой тогда был вот таким. Посмотрим, какими тогда были ваши ровесники.

1. Богданов-Бельский. У дверей школы.

- Как вы думаете, кто главный герой картины? (Мальчик, стоящий у двери в класс.)

- Школа тех лет чем-то похожа на современную нам? (Дети сидят по двое за партами, перед ними – доска.)

- А чем эти школьники отличаются от вас? (Очень бедно одеты. У мальчика верхняя одежда сшита из лоскутов. Вместо портфеля – тканая сумка.)

2. Устный счет.

- Вот другая картина этого же художника. Как она могла бы называться? Это картина «Устный счет». Как одеты эти дети? (В простые рубашки.) Нравится ли им учиться? (Да, у них заинтересованные лица.)

3. Чем занят этот мальчик? (Он сочиняет рассказ по заданию учителя. Картина называется «Сочинение».) Как он одет? Что у него на ногах? (лапти – сплетенные из древесной коры; и онучи, иначе портянки, - то есть ноги обмотаны тканью за неимением сапог).

4. Воскресные чтения в сельской школе.

- Посмотрите на эту картину. Это тоже школа. Что в ней необычно? (В ней собрались взрослые.)

- Как вы думаете – зачем? (Это воскресные чтения в школе. Взрослые пришли, чтобы послушать книгу, которую учитель будет читать вслух.)

- Вообще-то во времена Толстого деревенские дети не должны были ходить в школу. Совсем. Хорошо им было? (…) Большинство людей жили очень бедно и очень тяжело работали. Дети с раннего возраста помогали родителям. Школ для крестьянских детей практически не было. Дети даже не учились читать и писать.

- Но взрослые-то читать все-таки умели, как вы думаете? (…) Конечно, нет. Ведь если дети не учатся в школе, откуда у них появятся знания?  Из этих детей вырастали неграмотные взрослые. Именно поэтому мы с вами видели на картине, что, когда вы деревне появилась школа, взрослые и даже старые люди приходят туда, чтобы послушать книгу.

- А как вы думаете, Толстого, будущего великого писателя, в детстве учили читать? Конечно, да. Он родился в богатой семье. Он был графом из очень знаменитой графской семьи. Ему лично принадлежал не один дом, он владел целыми лесами, полями, целыми деревнями. Он получил блестящее образование, свободно говорил на пяти иностранных языках. И, представьте себе, всю жизнь – смолоду и до конца жизни – он своего блестящего положения, богатства и даже образования… стыдился. Как вы думаете почему? Он считал несправедливым, что жизнь бедных так тяжела. Он, как мог, помогал крестьянам, и поэтому открыл у себя в имении школу для крестьянских детей. Он сам работал в ней учителем. И сам сочинил для них азбуку. Его Азбука настолько хороша, что с тех пор, уже 150 лет, ее читают все поколения детей.

СЛАЙД С ОБЛОЖКАМИ.

- Как вы думаете, какое издание самое старое? Разные художники придумывали обложки, но тексты, рассказы, сказки, пословицы, которые Толстой написал для детей одни и те же. А мы учимся по азбуке Толстого? Нет, но многие его рассказы в нашу азбуку тоже вошли. Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми из них.

- Мы с вами мысленно переносились в прошлое. Что нового вы для себя узнали о писателе и о времени, в котором он жил? (…)

- Давайте эти знания спрячем на будущее в свой лэпбук. Откройте его, найдите вот такой кармашек. В нем приготовлен небольшой листок бумаги. Достаньте его. Подумайте. Что тебе лично показалось самым удивительным? Или интересным? Сформулируйте ОДНО предложение и запишите его, чтобы спрятать в этот секретик. Некоторым ребятам я помогу: я несколько предложений для вас составила. Те, кому я даю, прочитайте предложения, выберите одно, которое вам наиболее интересно, спишите и спрячьте. Кому не даю – постарайтесь сформулировать сами.

(Работаем.)

- Артур, что ты записал? Поделишься? (…)

Физминутка.

- Ребята, а еще Лев Толстой понял, что дети не могут постоянно сидеть за партой. В школе нужна гимнастика. И он для своих учеников ее проводил. Конечно, он был прав. А мы нашу гимнастику на уроках как называем? (Физкультминутка.) Конечно. А проведет ее…

 

2. Чтение произведений.

- Наконец, мы переходим к рассказам Толстого. Послушайте один из них. О чем он?

Читаю:

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

  

- Понравился рассказ?

- Кто его герои?

- Почему внучка раньше много спала? (Младенцы спят.)

- Почему бабка стала много спать? (Старая, сил нет.)

- Зачем автор рассказал эту историю? Чему он хотел научить детей? (Заботиться о старших.)

- Почему о них надо заботиться? (Потому что они сами не могут, становятся как дети. И потому, что раньше заботились о нас, нужно быть благодарными.)

- были ли в тексте непонятные слова?

Что такое ПРЯСТЬ? (Из шерсти делала нитки.)

Что значит ТКАТЬ? (Из ниток делать ткань.)

- Этот рассказ – какой он? (…)

СЛАЙД.

Короткий – длинный

Интересный – скучный

Юмористический – познавательный – поучительный

Про детей – про взрослых – про животных

 

- Я подготовила четыре группы слов. Давайте в каждой строке выберем подходящее. Прочитай первую строку. Эот рассказ короткий или длинный? А почему Толстой написал такой короткий рассказ? (Для тех, кто учится читать.)

- Прочитай вторую строку. Ты как считаешь – какой? А это важно, чтобы учиться было интересно? (Конечно.)

- Третья строка? Что значит юмористический? (вызывает смех). Что значит познавательный? (дает нам знания). Поучительный? (Позволяет задуматься о правилах жизни.)

- Какое название мы могли бы дтаь рассказу?  (Бабка и внучка, Забота).

- Откройте учебники на стр. 94.

- Прочитай заголовок. Что значит Л.Н.? Ребята, если вы читаете вслух и вам попадаются такие сокращения имени – инициалы – как их нужно читать? (Если знаешь – расшифровать.) Да. А если не знаешь? Пропустить. Прикладываем закладки. Читает Ксюша… (О Толстом).

Воот один из этих рассказов мы сейчас и прочитаем. (Чтение Марины.)

- Почему мама отобрала коня? (Чтобы прекратить ссору.)

- Кто выиграл? (Никто.)

- А как нужно было поступить? (Играть вместе или по очереди.)

- А мальчики вместо этого как себя стали вести? Найди в тексте. (Стали коня друг у друга рвать.)

- Каким словом можно заменить «рвать»? (Отбирать).

- С какими интонациями они кричали? (Со злостью, упрямством.)

- Посмотрим, какие вы артисты. Найдите слова мальчиков. За первого из них читает …, а за второго …

- Еще парочка.

- Еще парочка.

- Ну, артисты.

- Давайте из наших характеристик выберем, какой это рассказ? (Короткий, поучительный, про детей, интересный.)

- Как его можно назвать? (Конь. Ссора. Конь стал ничей.)

 

Давайте прочитаем следующий текст. (Арина.)

- Кто может задать одноклассникам вопросы по этому рассказу? (Воспользуйтесь нашим слайдом.)

- Как мы могли бы назвать этот рассказ?

(Сумка. Гордость. Первая работа.)

 

- Сколько рассказов Толстого мы прочитали? Три. О чем был первый? О бабке и внучке. Второй? О Коне. Третий?

- Возьмите лэпбук. Вот книжка-гармошка. Что написано сверху? (Рассказы Толстого.) Расправьте гармошку. Сколько там ячеек? (три.) Вспомните еще раз, какие названия мы давали рассказам, и запишите название каждого в отдельную ячейку. Я дам вам минуту. В процессе работы советуйтесь с соседом.

4. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

- А что мы сложим в последний конверт? Вы уже умеете читать? (да.) Мы скоро дочитаем азбуку до конца. Мы уже настолько грамотны, что можем сами составить для малышей рассказ, по которому они будут учиться читать? Каким должен быть этот рассказ? (Коротким, интересным, поучительным, про детей.)

 

Я раздам вам по конвертику. Что в них? Картинки. Разложите картинки по порядку так, чтобы получилась поучительная история. (На экране – эталон).

- Чтобы составить грамотный рассказ, давайте вспомним, из чего состоит наша речь всегда? Из предложений. Вместе с соседом составьте к каждой картинке предложение так, чтобы получился рассказ.

- Кто хочет поделиться результатом? Кто еще? (Если не пошло – то по предложению.)

- Дома расскажете своим родителям. А чтобы не забыть, положите картинки в свои конвертики.

 

IV. Домашнее задание.

 Кто хочет – может дома оформить свою папку красиво и потом принести в класс показать, что у вас получилось.

V. Рефлексия.

- Все понял – ничего не понял.

- Было интересно – было скучно.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Л.Н. Толстой. Рассказы для детей». Урок литературного чтения, 1 класс, Школа России.

  1. Оргмомент. На уроке гости, поприветствуем.
  2. Открытие темы и осознание целей.

- Урок чтения. Чтобы узнать его тему, отгадайте из какого произведения отрывок я вам зачитаю.

  1. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь»… (Чиж)
  2. Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» (Косточка)
  3. А теперь я покажу вам иллюстрацию из одний книжки. Как называется этот рассказ? (Два товарища).
  4. А это произведение? (сказка «Три медведя»).

- Как вы думаете, что общего между всеми этими произведениями? Почему я с них начала урок? (Может быть, их написал один автор). Да, и этот автор – величайший, известный на весь мир  гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой. (СЛАЙД С ТЕМОЙ УРОКА) Я повешу на доску четыре  его портрета. Почему четыре?

- Как вы думаете, что мы узнаем на уроке? (узнаем о жизни Толстого, будем читать его произведения). Чему мы будем учиться? (читать, запоминать, высказывать свое мнение).

- (показ. лэпбук) есть хороший способ сохранить полученные знания – сделать своими руками вот такую папку. Она называется лэпбук – в переводе с английского книжка на коленках. Смотрите, одну из них я украсила портретом писателя, дргую – изображением книг. А внутри этой папки – конвертики, кармашки, книшки-игрушки… - разные, но везде содержится какая-то информация о Льве Толстом. Сегодня на уроке вы тоже будете создавать такую папку, каждый свою. На партах у вас лежат заготовки таких лэпбуков. Давайте запишем простым карандашом (потом можно будет раскрасить) имя этого писателя вот здесь: Лев Николаевич Толстой.

III. Получение новой информации, формирование новых знаний.

1. Исторический контекст.

- Итак, Толстой. Он прожил долгую жизнь, и большая ее часть пришлась на 19-й век. Чтобы представить себе время, в которое он жил, давайте мысленно перенесемся на 150 лет назад, Толстой тогда был вот таким. Посмотрим, какими тогда были ваши ровесники.

1. Богданов-Бельский. У дверей школы.

- Как вы думаете, кто главный герой картины? (Мальчик, стоящий у двери в класс.)

- Школа тех лет чем-то похожа на современную нам? (Дети сидят по двое за партами, перед ними – доска.)

- А чем эти школьники отличаются от вас? (Очень бедно одеты. У мальчика верхняя одежда сшита из лоскутов. Вместо портфеля – тканая сумка.)

2. Устный счет.

- Вот другая картина этого же художника. Как она могла бы называться? Это картина «Устный счет». Как одеты эти дети? (В простые рубашки.) Нравится ли им учиться? (Да, у них заинтересованные лица.)

3. Чем занят этот мальчик? (Он сочиняет рассказ по заданию учителя. Картина называется «Сочинение».) Как он одет? Что у него на ногах? (лапти – сплетенные из древесной коры; и онучи, иначе портянки, - то есть ноги обмотаны тканью за неимением сапог).

4. Воскресные чтения в сельской школе.

- Посмотрите на эту картину. Это тоже школа. Что в ней необычно? (В ней собрались взрослые.)

- Как вы думаете – зачем? (Это воскресные чтения в школе. Взрослые пришли, чтобы послушать книгу, которую учитель будет читать вслух.)

- Вообще-то во времена Толстого деревенские дети не должны были ходить в школу. Совсем. Хорошо им было? (…) Большинство людей жили очень бедно и очень тяжело работали. Дети с раннего возраста помогали родителям. Школ для крестьянских детей практически не было. Дети даже не учились читать и писать.

- Но взрослые-то читать все-таки умели, как вы думаете? (…) Конечно, нет. Ведь если дети не учатся в школе, откуда у них появятся знания?  Из этих детей вырастали неграмотные взрослые. Именно поэтому мы с вами видели на картине, что, когда вы деревне появилась школа, взрослые и даже старые люди приходят туда, чтобы послушать книгу.

- А как вы думаете, Толстого, будущего великого писателя, в детстве учили читать? Конечно, да. Он родился в богатой семье. Он был графом из очень знаменитой графской семьи. Ему лично принадлежал не один дом, он владел целыми лесами, полями, целыми деревнями. Он получил блестящее образование, свободно говорил на пяти иностранных языках. И, представьте себе, всю жизнь – смолоду и до конца жизни – он своего блестящего положения, богатства и даже образования… стыдился. Как вы думаете почему? Он считал несправедливым, что жизнь бедных так тяжела. Он, как мог, помогал крестьянам, и поэтому открыл у себя в имении школу для крестьянских детей. Он сам работал в ней учителем. И сам сочинил для них азбуку. Его Азбука настолько хороша, что с тех пор, уже 150 лет, ее читают все поколения детей.

СЛАЙД С ОБЛОЖКАМИ.

- Как вы думаете, какое издание самое старое? Разные художники придумывали обложки, но тексты, рассказы, сказки, пословицы, которые Толстой написал для детей одни и те же. А мы учимся по азбуке Толстого? Нет, но многие его рассказы в нашу азбуку тоже вошли. Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми из них.

- Мы с вами мысленно переносились в прошлое. Что нового вы для себя узнали о писателе и о времени, в котором он жил? (…)

- Давайте эти знания спрячем на будущее в свой лэпбук. Откройте его, найдите вот такой кармашек. В нем приготовлен небольшой листок бумаги. Достаньте его. Подумайте. Что тебе лично показалось самым удивительным? Или интересным? Сформулируйте ОДНО предложение и запишите его, чтобы спрятать в этот секретик. Некоторым ребятам я помогу: я несколько предложений для вас составила. Те, кому я даю, прочитайте предложения, выберите одно, которое вам наиболее интересно, спишите и спрячьте. Кому не даю – постарайтесь сформулировать сами.

(Работаем.)

- Артур, что ты записал? Поделишься? (…)

Физминутка.

- Ребята, а еще Лев Толстой понял, что дети не могут постоянно сидеть за партой. В школе нужна гимнастика. И он для своих учеников ее проводил. Конечно, он был прав. А мы нашу гимнастику на уроках как называем? (Физкультминутка.) Конечно. А проведет ее…

2. Чтение произведений.

- Наконец, мы переходим к рассказам Толстого. Послушайте один из них. О чем он?

Читаю:

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку. 

 

- Понравился рассказ?

- Кто его герои?

- Почему внучка раньше много спала? (Младенцы спят.)

- Почему бабка стала много спать? (Старая, сил нет.)

- Зачем автор рассказал эту историю? Чему он хотел научить детей? (Заботиться о старших.)

- Почему о них надо заботиться? (Потому что они сами не могут, становятся как дети. И потому, что раньше заботились о нас, нужно быть благодарными.)

- были ли в тексте непонятные слова?

Что такое ПРЯСТЬ? (Из шерсти делала нитки.)

Что значит ТКАТЬ? (Из ниток делать ткань.)

- Этот рассказ – какой он? (…)

СЛАЙД.

Короткий – длинный

Интересный – скучный

Юмористический – познавательный – поучительный

Про детей – про взрослых – про животных

- Я подготовила четыре группы слов. Давайте в каждой строке выберем подходящее. Прочитай первую строку. Эот рассказ короткий или длинный? А почему Толстой написал такой короткий рассказ? (Для тех, кто учится читать.)

- Прочитай вторую строку. Ты как считаешь – какой? А это важно, чтобы учиться было интересно? (Конечно.)

- Третья строка? Что значит юмористический? (вызывает смех). Что значит познавательный? (дает нам знания). Поучительный? (Позволяет задуматься о правилах жизни.)

- Какое название мы могли бы дтаь рассказу?  (Бабка и внучка, Забота).

- Откройте учебники на стр. 94.

- Прочитай заголовок. Что значит Л.Н.? Ребята, если вы читаете вслух и вам попадаются такие сокращения имени – инициалы – как их нужно читать? (Если знаешь – расшифровать.) Да. А если не знаешь? Пропустить. Прикладываем закладки. Читает Ксюша… (О Толстом).

Воот один из этих рассказов мы сейчас и прочитаем. (Чтение Марины.)

- Почему мама отобрала коня? (Чтобы прекратить ссору.)

- Кто выиграл? (Никто.)

- А как нужно было поступить? (Играть вместе или по очереди.)

- А мальчики вместо этого как себя стали вести? Найди в тексте. (Стали коня друг у друга рвать.)

- Каким словом можно заменить «рвать»? (Отбирать).

- С какими интонациями они кричали? (Со злостью, упрямством.)

- Посмотрим, какие вы артисты. Найдите слова мальчиков. За первого из них читает …, а за второго …

- Еще парочка.

- Еще парочка.

- Ну, артисты.

- Давайте из наших характеристик выберем, какой это рассказ? (Короткий, поучительный, про детей, интересный.)

- Как его можно назвать? (Конь. Ссора. Конь стал ничей.)

Давайте прочитаем следующий текст. (Арина.)

- Кто может задать одноклассникам вопросы по этому рассказу? (Воспользуйтесь нашим слайдом.)

- Как мы могли бы назвать этот рассказ?

(Сумка. Гордость. Первая работа.)

- Сколько рассказов Толстого мы прочитали? Три. О чем был первый? О бабке и внучке. Второй? О Коне. Третий?

- Возьмите лэпбук. Вот книжка-гармошка. Что написано сверху? (Рассказы Толстого.) Расправьте гармошку. Сколько там ячеек? (три.) Вспомните еще раз, какие названия мы давали рассказам, и запишите название каждого в отдельную ячейку. Я дам вам минуту. В процессе работы советуйтесь с соседом.

4. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

- А что мы сложим в последний конверт? Вы уже умеете читать? (да.) Мы скоро дочитаем азбуку до конца. Мы уже настолько грамотны, что можем сами составить для малышей рассказ, по которому они будут учиться читать? Каким должен быть этот рассказ? (Коротким, интересным, поучительным, про детей.)

Я раздам вам по конвертику. Что в них? Картинки. Разложите картинки по порядку так, чтобы получилась поучительная история. (На экране – эталон).

- Чтобы составить грамотный рассказ, давайте вспомним, из чего состоит наша речь всегда? Из предложений. Вместе с соседом составьте к каждой картинке предложение так, чтобы получился рассказ.

- Кто хочет поделиться результатом? Кто еще? (Если не пошло – то по предложению.)

- Дома расскажете своим родителям. А чтобы не забыть, положите картинки в свои конвертики.

IV. Домашнее задание.

 Кто хочет – может дома оформить свою папку красиво и потом принести в класс показать, что у вас получилось.

V. Рефлексия.

- Все понял – ничего не понял.

- Было интересно – было скучно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

методическая разработка урока немецкого языка для 6- летних детей

Известно ,что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны . Еще К . Д . Ушинский писал : " Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке , как ...

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

методическая разработка урока по "Азбуке Толстого"

разумое и неразумное в поведении героев рассказа "Дед стал стар"...

Методическая разработка урока. Обучение грамоте,чтение. 1 класс. Тема:"К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей".

План - конспект урока по чтению: "К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей"...

Методическая разработка урока математики в 4 классе для детей с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

Тема:  Деление  на 3.Цель: закрепить умение выполнять приёмы  деления на 3.Задачи:Образовательные: - закреплять знания о действиях умножения и деления в пределах числа 3;- закрепля...

Методическая разработка на тему "Пословицы в рассказах Л.Н. Толстого"

Сложности дифференцирования пословиц и поговорок возникают у большинства учеников начальной школы. Устное народное творчество позволяет на практических примерах ребенку понять смысл пословиц, научить ...