Проект урока А.Платонов "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Парамонова Наталья Валентиновна

Проект урока литературного чтения по произведению А. Платонова "Неизвестный цветок" .Урок построен по технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_platonov_2.doc112.5 КБ
Office presentation icon platonov_neizvestnyy_tsvetok.ppt424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока.

  1. Предварительно читает текст и вычитывает три уровня текстовой информации. ____________________________
  2. Определяет художественную задачу текста (мотив, который побудил автора к написанию этого произведения, замысел) и жанр текста.

 «Неизвестный цветок» -  нравственные заповеди, обращенные к дочери Дарье и обращенные к   нам, потомкам.

  1. Формулирует цели урока (для себя и для учеников) – конкретные учебные задачи именно этого урока в соответствии с возрастом детей т художественной задачей текста.

прочитать текст с детьми так, чтобы учащиеся смогли определить и объяснить нравственные заповеди, скрытые в рассказе.

  1. Формулирует тему урока (именно тему, а не название произведения, которое читаем), исходя из художественной задачи текста и целей урока.

Голос маленькой неизвестной жизни.

  1. Тип урока  анализ текста

  1.  Обдумать этап работы с текстом до чтения.

Сказка - быль. Что в этом произведении из были и что из сказки? 

(Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость – сказка...)

Работа с цитатой.

В. Чалмаев о произведении: Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

  1. Выбирает вид первичного чтения (учитель вслух, дети про себя, или вслух, комбинированное чтение)  Самостоятельное чтение дома.

  1. Обдумываем в общем виде этап перечитывания текста. (сколько раз перечитываем, зачем, какие приемы анализа используем на каждом этапе)

Перечитываем второй раз по смысловым частям, составляем план, определяем главную мысль каждой части

  1. Продумываем обобщающую беседу с постановкой главного смыслового вопроса.

Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? (О человеке).

- А любой ли человек остаётся во времени (т.е. в памяти людской) (Нет).

А какой только человек? (Человек, который что-то полезное делает для своего времени и пространства).

  1. Продумывает этап работы с текстом после чтения (повторное обращение к заглавию и иллюстрациям, беседа о писателе, творческие задания)

Составление заповедей

11 Творческое задание.  Новое заглавие

  1. Выбирает домашнее задание.

  1. Проверка д/з  и актуализация знаний.

Какое произведение вы прочитали дома. (Платонов «Неизвестный цветок»)

Каков жанр этого произведения?

Что в этом произведении из были и что из сказки? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость – сказка...)

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

- О чём или о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок).

2. Создание проблемной ситуации.

Наш с вами земляк, литературный критик Виктор Андреевич Чалмаев о произведении Андрея Платонова «Неизвестный цветок» сказал так: это…

Притча, сотканная из мелодий надежды,

тоски, веры в справедливость детей.

Объясните слова критика. (Не можем, трудно)

Постановка цели и задач урока.

Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты.

Прочитать  произведение Платонова.

Определить основную идею произведения

Прочитать текст так, чтобы смогли понять и объяснить главную мысль, …

Поиск путей решения проблемы.

Как нужно читать любое произведение?. Нужно вдумчиво читать и тогда перед Вами откроется целый мир

Читаем по частям, определяем главную мысль каждой части..

- На сколько частей вы разделите это произведение? ( Композиция произведения)

     1. Работа  по группам. По результатам работы заполняется таблица. Группы могут задавать друг другу вопросы.

                 

                                     

I группа (для меня)

  1. Прочитайте эпизод от начала произведения до слов «… и уже не хватало у него силы жить и расти».
  2. Подчеркните в отрывке слова и сочетания слов, которые дают ответ на вопрос: «С какими трудностями столкнулся цветок, когда начал жить?» 

/томилось, выпустило из себя тонкие волоски, нечем было ему питаться, капли дождя не проникали до его корня, поднимал листья против ветра, всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям, трудился день и ночь, превозмогал свою боль от голода и усталости/

        3. Объясните  значение выражения « он нуждался в жизни…» /любил жизнь/

        4. Озаглавьте отрывок / Трудная жизнь  цветка. Неизвестный цветок. Одинокий цветок./

               5. Определить главную мысль эпизода.

                  /он нуждался в жизни, т.е. хотел жить, поэтому трудился и превозмогал терпением свою боль от голода  и усталости/…(“Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть”)- цитата

Вывод: Любите жизнь!

Не бойтесь трудностей!

Никогда не  опускайте руки и не сдавайтесь!

Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться!

                                                           

II группа (для меня):

  1. Прочитайте эпизод, начиная от слов «Цветок, однако…» и до слов «…а когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
  2. Подчеркните в тексте глаголы с зависимыми словами, которые характеризуют жизнь цветка, / не хотел жить печально, , старался расти, распустил венчик, он светился живым мерцающим огнем, его видно было даже в темную ночь/
  3. Объясните значение выражения «не хотел жить печально» /т.е. хотел быть счастливым/

     4. Благодаря чему цветок светился живым огнем? / любви к жизни, своему трудолюбию, стойкости/

5. Озаглавьте отрывок / Труды не пропали даром. Светился живым огнём. Настоящий цветок. Огонёк жизни. Цветок-звёзда./

6.Определите  главную мысль эпизода, если трудно найдите главное предложение в тексте. / несмотря на трудности, он не хотел жить печально и к концу лета стал настоящим цветком, который как звезда, светился живым мерцающим огнем, чтобы  светить другим и радовать их – ветер уносил запах цветка/

Поиск счастья

   

Любите жизнь!

Преодолевайте трудности и  стремитесь к своей мечте!

Приносите радость другим!

Боритесь за счастье!

    III группа (для меня):

  1. Прочитайте отрывок от слов: «И вот шла…» до слов «…Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку…» .
  2. Почему Даша оказалась около пустыря? В каком она настроении?
  3. Какие чувства испытывает Даша к цветку? Выберите и подчеркните правильный ответ.

 Сочувствие, ненависть, недоверие, уважение, сопереживание, презрение, сострадание, озабоченность, презрение, милосердие, эйфория, агрессия

 –  это очень важные качества человеческой души, это её труд. 

  1. Озаглавьте отрывок /Доброе сердце. Встреча с Дашей./
  2. Определите  главную мысль отрывка / Даша сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни, не осталась равнодушной,  проявила сострадание, вознаградила цветок за преодоление трудностей/

     Вопросы группе: 1. А вы можете ответить на вопрос Даши:

                                        «Как же цветок, выросший из глины и не умер?»  /потому что он напряженно  и мучительно трудился/

  1. Как вы думаете, цветок чем-нибудь помог Даше? (Девочка почувствовала себя кому-то нужной в минуты её печали.)

Вывод: Откликайтесь на  чужую боль! Помогайте друг другу!

Проявляйте деятельное сострадание!

IV группа (для меня):

  1. Прочитайте отрывок от слов: «На другой день в гости к маленькому цветку…» до слов «Нужно было уезжать домой, и они уехали»
  2. Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? Найдите и подчеркните ответ в тексте. (Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут  и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде”.)
  3. Почему дети любовались цветком «как героем»? В чем, по- вашему, героизм цветка? Чему нас это учит? 
    (У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Однако цветок из сказки А. Платонова был существом, наделенным чувством, волей; он умел говорить. Его героизм заключается в труде и огромном желании жить.) 
  4. Озаглавьте отрывок /Помощь ребят. Вера в будущее./
  5. Определите  главную мысль отрывка. Сделать землю на пустыре плодородной

Вывод: Умножайте доброту на Земле! 

Твори добро! Приноси радость другим!

Думай не только осебе, но и одругих!

V группа (для меня):

  1. Прочитайте отрывок от слов: «А на другое лето Даша…» до конца произведения.
  2. Почему  Даше стало грустно на цветущем «пустыре»? Ответ подчеркните в тексте.
  3. Меняется ли настроение Даши в конце произведения? Обоснуйте свой ответ.
  4. Какое чувство вызывает этот цветок у Даши? Подчеркните ответ (восхищение, печаль, подавленность, преклонение, неуверенность, очарование) и обоснуйте свой выбор.
  5. Озаглавьте отрывок / Новая жизнь на пустыре. Сын цветка. Достойный сын своего отца./
  6. Определите  главную мысль эпизода.

Подсказка. Вернитесь к заданию № 4.  Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях. Но чтобы после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром.

Вывод: Оставляйте на Земле свой добрый след!

Приносите радость другим!

Достигайте своей цели!

VI группа (для меня): Эту карточку можно предложить группе детей с высокими учебными возможностями

  1. Перечитайте текст (5 частей). Озаглавьте смысловые части и определите главную мысль каждой части.  Заполните таблицы.
  2. Соберите результаты работы других групп. Занесите  полученные данные в таблицу. Сравните результаты работы вашей группы и других групп. Выберите соответствующую печатную карточку.

Заглавие отрывка

(ваш вариант)

Заглавие отрывка

(вариант другой группы)

1

2

3

4

5

Главная мысль

(ваш вариант)

Главная мысль

(вариант другой группы)

1

2

3

4

5

  1. Выслушайте внимательно ответы других групп, аргументируйте выбор печатных карточек и составьте таблицу из печатных карточек на доске

Заглавие отрывка

Главная мысль

1

2

3

4

5

  Примерное  заполнение таблицы:

Заглавие отрывка

Главная мысль

Заповедь писателя

1

Трудная жизнь.

Жизнь на пустыре.

Цветок нуждался в жизни

Любовь к жизни

Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть

Любите жизнь!

Не бойтесь трудностей!

Никогда не  опускайте руки и не сдавайтесь!

Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться 

Как бы ни трудна была жизнь, любите  ее!

2

Светился живым огнем.

Живой огонёк.

Цветок-звезда.

Не хотел жить печально

Поиск счастья

Любите жизнь!

Преодолевайте трудности и  стремитесь к своей мечте!

Приносите радость другим!

Боритесь за своё счастье!

3

Встреча с Дашей.

Доброе сердце.

Сострадание.

Откликайтесь на чужую боль.

Откликайтесь на  чужую боль!

Помогайте друг другу!

Проявляйте сострадание к другим!

4

Помощь ребят.

Удобряйте землю.

Помогайте земле.

Умножайте доброту на Земле! 

5

Новая жизнь на пустыре.

Сын своего отца.

Новый герой.

Нужно идти к своей цели, как шёл цветок.

Оставляйте на Земле свой добрый след!

Приносите радость другим!

Идите к своей цели, как шёл цветок!

2. Коллективная работа.

        Мы проделали огромную работу, сможете теперь объяснить слова Чалмаева? (нет)

Давайте попробуем найти ответ в биографии.

«Неизвестный цветок» - одно из последних произведений Андрея Платонова, которое он  подарил своей дочке Маше. Случайно ли это? Каждый подарок имеет свой смысл?

Андрей Платонов  в этом произведении оставил заповеди, напутствия, наказы для своей дочери, как прожить жизнь достойно. Наша с вами задача прочитать эти заповеди.

Давайте обратимся к таблице и сформулируем эти заповеди из главной мысли.

(Можно подобрать синонимы к слову «Заповедь» – призыв, напутствие, правило)

Пробуем вместе: трудная жизнь – нуждается в жизни – Любите жизнь!

Заполнение таблицы на доске.

Теперь объяснить слова Чалмаева

Притча – поучительная история 

сотканная из мелодий надежды, тоски, (советы, переживания, надежда, заветы для детей)

 веры в справедливость детей (Дети, молодое поколение - те, кто способен изменить мир в лучшую сторону. Душа ребёнка чиста и светла, его желание нести добро и любить всё вокруг – самое важное и нужное на Земле).

IV. Подведение итога урока. Рефлексия

Посмотрите, ребята, сколько мудрых советов дал нам Платонов.

Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? (О человеке).

Человек, так же, как и этот цветок, живёт. И жизнь его не должна пройти бесцельно.

- А любой ли человек остаётся во времени (т.е. в памяти людской) (Нет).

- А какой только человек? (Человек, который что-то полезное делает для своего времени и пространства). Это сделала Даша. Это сделал цветок. И это сделал Андрей Платонов, написав произведение. Его дочь Маша, как составитель и редактор, организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. 

Вывод: нужно прожить жизнь достойно….

 Рефлексия. Продолжи предложение: “Я понял, чтобы жить достойно, нужно быть ....”


Чтобы сделать что-то полезное, чтобы увидеть что-то прекрасное, нужно, чтобы цветок такой расцвёл в душе человека. И растить этот цветок нужно с самого раннего детства. Ведь вы – будущее нашей Планеты.

Мир начинается с Тебя –
Об этом помни.
В тебе живет цветок Добра,
Его не скомкай.
Взрасти его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свои
Любовь и Счастье.
И это чудо ты отдашь
На благо людям,
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь.
Все, что сегодня приобрел,
Возьмешь ты в Завтра.
Мир начинается с Тебя –
И это Правда!

Д/з. по выбору.

1.Практическая работа. Составьте таблицу иллюстрирующую понятие «Символ».

Образ-символ сказки

Цитата из произведения

Внутренние смыслы образа

Цветок

Неизвестный цветок

Камни, сухая глина,

Девочка Даша

Пустырь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

А. П. Платонов «Неизвестный цветок» Сказка -быль

Слайд 3

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. В. А.Чалмаев

Слайд 4

Андрей Платонов с дочерью Машей.

Слайд 5

Продолжите предложение Я понял(а), чтобы жить достойно, нужно быть ....”

Слайд 6

Мир начинается с Тебя – Об этом помни. В тебе живет цветок Добра, Его не скомкай. Взрасти его сквозь ложь обид И слез ненастья И подари ему свои Любовь и Счастье. И это чудо ты отдашь На благо людям, Одаришь радостью сполна Тех, кого любишь. Все, что сегодня приобрел, Возьмешь ты в Завтра. Мир начинается с Тебя – И это Правда!

Слайд 7

Спасибо за внимание.

Слайд 8

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Цветок дождей"

Проект, где обучающиеся 1 и 3 классов узнают о "цветке дождей" - гиацинте и своими руками выращивают его....

творческий проект "Цветок дождей"

Самый  близкий "зелёный друг" для младшего школьника это- горшочек с комнатным растением.  Каждое растение - это живой организм, который растёт, развивается, приносит огрчения и радости, рад...

Проектная работа учащихся 2 класса "Подарок для мамы" Тип проекта: исследовательско-информационный. Цель проекта:вырастить комнатный цветок для мамы ко дню 8 Марта.

Тип проекта : исследовательско-информационный. Цель проекта:вырастить  комнатный цветок для мамы ко дню  8 Марта.Этапы проекта: подготовительный, исследовательская работа, проведение опытов,...

Методическая разработка воспитательного проекта в рамках городской Благотворительной акции « Белый цветок»

В последние годы Благотворительная акция "Белый цветок" проходит во многих городах страны. Ребята с удовольствием участвуют в этой акции. А знают ли они историю появления этой акции?данный проект дает...

Проект "Здоровье - главное богатство. Цветок здоровья"

Создание и презентация проекта по теме: «Мое здоровье»....

проект "Сохраните цветок надежды"

Работа направлена на сохранение первоцветов....

Групповой проект "Удивительный цветок - подснежник"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...