Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korney_chukovskiy_skazka_fedorino_gore.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тема урока: Корней Чуковский. Сказка «Федорино горе».

Цели урока: познакомить детей с новым стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе», продолжить знакомство с творчеством, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.

Планируемые результаты:

Предметные: Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.

 

Личностные: Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник: Школа России, М.В. Горецкий;  2кл, 2 часть, учебная презентация.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин.

Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. Сядьте правильно.

- Ребята, чтобы найти в произведении писателя или поэта что-то необычное, интересное, каким должен быть читатель?

- Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

Организовать рабочее место.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.

Мотивационный

Словесный: речевая разминка

Практический: работа над скороговоркой

5 мин.

Упражнения на дыхание, голос, дикцию.

В начале урока проведём разминку.

1)Упражнение на дыхание.

- Сначала выполним упражнение из дыхательной гимнастики. Упражнение называется «Егорки». Сели правильно. Спинки держим ровно.

После произнесения скороговорки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», делаем глубокий вдох. На выдохе – считаем Егорок. «Раз Егорка, два Егорка…..»,- и т.д., до того, пока не закончится воздух. Посмотрите, как это сделаю я.

2) Работа со скороговоркой.

-Теперь поработаем со скороговоркой.

- Послушайте, как её прочитаю я:

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

-Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово.

- О ком эта скороговорка?

- Какие звуки повторяются чаще всего?

- Произнесем [к],[р], [ш].

-Прочитаем скороговорку медленно.

-Прочитаем быстро.

-Еще быстрее.

Работа в парах.

Прочитайте эту скороговорку быстро своему соседу.

-Кто произнесёт скороговорку 3 раза?

Выполнять упражнение на дыхание.

Читать скороговорку.

Работать в парах

 

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

3.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесный: учебный диалог

Практический: проверка домашнего задания.

Словесный: целеполагание

Практический:

Чтение стихотворения;

Анализ стихотворения.

Словесный: монологическое высказывание учеников

Практический: словарная работа; чтение стихотворения

Поисковый: работа по учебнику

20 мин.

-Давайте вспомним, с творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы знаете о нем? (Учитель делает обобщение)

- А с каким произведением Корнея Чуковского вы начали знакомиться на прошлом уроке?

- Кто хочет рассказать  выразительно отрывок из сказки, с которым вы познакомились на прошлом уроке?

-Понравилось ли вам, как рассказал этот отрывок...? Поясните.

- Ребята, можно ли это произведение назвать сказкой?

- Поясните.

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».

-Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на урок литературного чтения?

Сначала сказку прочитаю я, а вы слушайте меня внимательно.

(Чтение сказки).

- Какое настроение сказка у вас вызвала?

- Ребята, за кого вы переживали больше всего?

- Почему?

Чтение вслух по цепочке.

-А сейчас прочитаем сказку вместе и отметим карандашом незнакомые слова.

- Итак, какие слова вы выделили?

- Давайте посмотрим, как объясняется значение слов в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья и других домашних надобностей;

Блюдо - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кушанья.

Прусаки – рыжие тараканы.

- Кто персонажи в этой сказке?

- Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь – посуда, мебель...

- А как ведут себя эти предметы? Зачитайте отрывки из сказки.

- Найдите и прочитайте строки, в которых содержится ответ на вопрос: почему Федору постигло горе?

Кто остался в доме у Федоры?

-Сейчас подумайте, зачем сказочник превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа. Зачем он вводит в сказку такие слова: «дзынь-ля-ля!», «бу-бу-бу!»?

- Прочитайте.

- Почему «коза растопырила глаза»?

- К.И. Чуковский мог бы сначала сказать о причине бегства, потом описать его. Как вы думаете, почему события в сказке разворачиваются иначе, - так, как мы ее прочитали?

- Чем же закончилась сказка?

-А какой мы видим Федору в конце сказки: неряшливой, ленивой или заботливой?

- Что говорит самовар в конце сказки?

- Почему самовар называет героиню по отчеству «Федора Егоровна!»?

- А теперь немного отдохнем! Встаньте все из-за парт.

Вспомнить изученный материал.

Отвечать д/з.

Определить цель урока.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Читать сказку вслух.

Отметить незнакомы слова.

 

Объяснить значение слов.

 

Отвечать на вопросы учителя.

Р: целеполагание

П: выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: выразительное чтение

П: построение речевого высказывания

П: выполнение учебного действия

П: строить высказывание в устной форме

Р: контроль, коррекция ошибок;

выполнение пробного учебного действия;

контроль, коррекция

4.

Физминутка

2 мин.

Включает видео.

Выполнять двигательные движения.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

5.

Решение частных задач

Игра

Практический: тест

Практический: чтение по ролям

15 мин.

 -Сейчас поиграем в игру «Чья группа быстрее и правильно вставит пропущенное слово».

Поработаем в группах. А как нужно работать в группах?

Работа в группах.

И сказала скалка:

«Мне… Федору жалко»

И сказала чашка:

«Ах, … она бедняжка»

И сказали блюдца:

«Надо бы…вернуться»

И сказали утюги:

«Мы… Федоре не враги»

Проверка (слайд).

«Выполнение теста». У каждого из вас на парте лежат карточки, положите их, пожалуйста, перед собой. Давайте выполним небольшой тест.

1.Как звали главную героиню сказки?

А) Мария Николаевна;

Б) Федора Егоровна;

В) Елизавета Васильевна.

2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А) корова;

Б) свинья;

В) коза.

3.Как скакали тарелки?

А) как зайцы;

Б) как белки;

В) как кенгуру.

4.Кто остался в доме у Федоры?

А) тараканы;

Б) кошки;

В) попугай.

5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А) читала стихи;

Б) пела тихую песню.

6.На чем стоял самовар в конце сказки?

А) на столе с белой скатертью;

Б) на подоконнике;

В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Как вы ответили на первый вопрос? На второй? …(Ответы на слайде)

- Сейчас мы прочитаем отрывок из этой сказки по ролям, откройте страницу 16. У нас будет 6 героев: Федора, корыто, кочерга, блюдца, два кота, тарелка.

-С какой интонацией нужно читать слова Федоры? Корыта? Кочерги? Блюдца? Котов? Тарелки?

-Итак, давайте начнем.

Вставлять пропущенные слова.

Выполнить тест.

Самопроверка.

Читать по ролям.

П: выполнение действий по алгоритму

Р: контроль, коррекция ошибок

П: выполнение учебного действия

Р: самоконтроль

6.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: слово учителя

Практический: самоанализ

2 мин.

– С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)– Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей? (познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)-

Дом. задание. Выразительно читать сказку, придумать, как можно заменить слово звуком: как убегали ножи, вилки, чайник, кастрюля, утюг. Можно предложить нарисовать обложку к книге «Федорино горе»

Подводят итоги урока

Записывают домашнее задание

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности