Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс. М.Зощенко "Великие путешественники"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Крупина Галина Анатольевна

Данный урок представлен по УМК "Школа России", с описанием формируемых УУД на каждом этапе урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: М. Зощенко «Великие путешественники»

Класс: 3 «а»

Цель:   продолжить знакомство учащихся с произведением Михаила Зощенко.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов.

У обучающихся будет сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

- развитие этических чувств — вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-оценивание поступков героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

-формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

 -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Направленные на достижение предметных результатов обучения.

Обучающиеся получат возможность:

- научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;

- устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

Оснащение урока: Материалы для учащихся: презентация, учебники по литературному чтению,

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

-Здравствуйте, ребята. .

Приветствуют учителя.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Подводит учащихся к теме урока, посредством беседы.

-Прочитайте тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся…
  • Мы узнаем…
  • Мы  вспомним…
  • Мы будем уметь..
  • Мы сможем поразмышлять…

-Поднимите руки, кто не читал это произведение?                                                    -Как вы думаете, о чём это произведение?

-Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

3. Составление кластера

- Подберите ассоциации  к слову «путешествие»

- У нас получилось своё определение  слова.., а теперь обратимся к словарю Даля. Путешествие- это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

-Перед нами стоит вопрос, можно ли назвать наших героев великими путешественниками?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся  в путешествие с главными героями данного рассказа.

Чтение текста

Отвечают на вопрос учителя, подбирают ассоциации

Читают текст.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

4.Работа с текстом

-Ребята, вам понравился рассказ? А какой он по настроению?

-Что рассмешило вас в рассказе?

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.

-Кто главные герои рассказа?

-Что с ними произошло?

-Когда это произошло?

-Где происходило действие?

-Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?

- Как закончилось путешествие?

- Какое впечатление осталось у вас от прочитанного рассказа?

- Чему учит это произведение?

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Читает отрывок на странице 160.

- Каким было пробуждение наших героев?

Для чего Лёля и Минька перевернули Стёпку?

Как вы понимаете выражение «Куда Макар телят не гонял». Эта поговорка означает очень далеко, в самые отдалённые места; в неизвестность.

Слушают отрывок рассказа.

Отвечают на вопросы.

Что бы вернуться домой.

Л.: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

5. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Какие были первые слова Стёпки?

Читает отрывок (5)

- Что ж наши герои идут в нужном направлении?

- Но идти надо. Но и позавтракать должны. Каким был завтрак?

Читает отрывок (6)

- Как вы понимаете слово раздался?

- Ребята не ожидали, что встретят телегу.

- Что предложил Стёпка?

Мы быстро покатили. В каком темпе шли в путешествие, а как возвращаются?

Читаем дальше.

Вдруг впереди… - почему предложение начинается со слова вдруг?

- Кто больше всего удивился?

- Как вы понимаете в аккурат похожа?

Читает отрывок (9)

- В путешествие? Как родители отреагировали на эти слова?

- Что такое космография?

- Научная и учебная дисциплина, изучающая устройство Вселенной в целом.

Читает отрывок (13)

- Какое настроение царило в доме?

Как ни в чём не бывало! Ждём очередного путешествия.

Вам рассказ понравился?

Физкультминутка

- Вернёмся к нашему рассказу.

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Как они проявили себя в путешествии?

- Почему не смогли совершить кругосветное путешествие?

Они были готовы к путешествию? Были ли у них ошибки? Как вы думаете, какие?

Ребята собрались в путешествие без крупы, без соли, у них не было провизии, лекарств, необходимой одежды, рюкзака. А как они собирались брать в плен?

Случайно или нет в рассказе так много сказано о наказе детей? Найдите эти слова.

Когда они вернулись домой, они ночевали дома, а собака на улице в своей будке. Представьте, что к ней пришёл гость, соседская собака, как бы рассказал Тузик о путешествии. Я вам предлагаю поработать в парах и придумать монолог от лица Тузика.

Читают следующий отрывок (3-4).

- «Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти…»

- Нет

- Покушали хлеба, попили водички из канавы и двинулись в путь.

- Неожиданно

Читают отрывок (7)

- Для быстроты путешествия не худо бы сесть в телегу.

- В путешествие медленно, обратно быстро.

Читают отрывок (8)

- Ребята удивились

- Стёпка

- В точности похожа.

Читают реакцию

Высказывают предположения

Отвечают на вопрос

Да, он весёлый, настолько всё живо, непридуманно не украшено.

Выполнение движений вслед за учителем.

Отвечают на вопросы

(3 рубля денег, мешок из под муки, подушки, ножи вилки, тяжёлый глиняный рукомойник, без рюкзака, без продуктов)

Работают в парах

Л.: развитие этических чувств — вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Домашнее задание

-Задумайтесь, почему автор назвал их великими путешественниками?

- Я хочу вас познакомить с великим путешественником Николаем Николаевичем Миклухо-Маклай.

Рассказ о Николае Николаевиче Миклухо-Маклай.

- Таковы были эти великие путешественники. А наши такие же?

- Ребята, произнесите великие путешественники с подходящей, по вашему мнению, интонацией.

- Зачем Зощенко написал этот рассказ?

- Ему нравятся эти герои, он их не ругает, он относится к ним с улыбкой, они ему нравятся, они весёлые озорные, любознательные, им не хватает образования.

- А вам нравятся путешественники?

- Я вам предлагаю отправиться в путешествие, хотя бы на 2 минутки.(ролик)

-Дома я предлагаю подготовиться к выразительному чтению данного текста и пересказ от имени Лёли.(слабым уч-кам).

 -А ребята  (назвать сильных уч-ся).. подготовят пересказ от имени Степки и дополнительный материал  о настоящих Великих путешественниках. (Федор Конюхов, Афанасий Никитин, Николай Пржевальский, Иван Крузенштерн, Семён Дежнёв и мн. другие)

Размышляют над вопросом, слушают учителя

Отвечают на вопросы

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Воздействует на эмоциональное состояние учащихся.

-Что нового вы узнали на уроке?

- О чём заставляет задуматься это произведение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Состояние моей души». (Рисуется лесенка с 3 ступенями. Ученик приклеивает смайлик на ту ступеньку, которая соответствует его  состоянию души)

Размышляют над поставленным вопросом.

По желанию высказывают свои мнения.

Проводят самооценку, рефлексию

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "М. Зощенко "Великие путешественники" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умений анализировать текст, делить его на части; формирование навыков беглого чтения и правильн...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...

Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...

Технологическая карта урока литературного чтения "В.Д. Берестов, «Путешественники», «Кисточка»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства со стихотворениями «Путешественники» и «Кисточка», развитие навыка осознанного и выразительного чтения, ...