УМК "Школа России" 3 класс. В. Драгунский «Он живой и светится…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Яринцева Светлана Викторовна

Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.
  • Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
  • уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о героях;
    подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
  • уметь определять жанр произведения.
  • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Личностные:

  • высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • сравнение поступков героев со своими собственными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата: 06.03.2018                                                                                           Учитель: Абрамян Н. А_____________

Учреждение: № 22                                                                                        Студент: Яринцева Светлана, 42гр                                                                                                          

Класс: 3-б                                                                                                                        

Кабинет: 213

Тема: В. Драгунский  «Он живой и светится…» 

Цели:  

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.
  • Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
  • уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о героях;
    подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
  • уметь определять жанр произведения.
  • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Личностные:

  • высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • сравнение поступков героев со своими собственными

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный:Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

- приветствие!

Приветствовать учителя;Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Словесный:

Слово учителя.

Вступительная беседа

15 мин.

На меня все посмотрели.

А теперь тихонько сели.

Внеклассное чтение

Проверка домашнего задания

- домашним заданием вам было, прочитать полностью произведение капалуха. И так давайте ответим на вопросы.

-что росло на небольшом бугорке?(черника)

-какая она?(серые лепестки, ягода увеличивается, начинает багроветь, затем синеть, а потом чернеть с седоватым налетом )

-что случилось возле черничного бугорка?(поднялся шум, побежали телята, задрали хвосты,  закричали ребята, они увидели птицу с распушенными крыльями)

-где было гнездо?(не на бугорке, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем, обросшая мхом со всех сторон, а сверху затянутая седыми космами )

-что было в гнезде?(четыре рябоватых светло-коричневых яйца, они чуть меньше куриных)

-как вела себя капалуха, когда мальчик дотронулся до яйца?(металась из стороны в сторону, крылья были разброшены и она мела ими землю)

-что увидели мальчики, когда птица взлетела на ветку ели?(у птицы был голый живот до шеи, с пупыристой груди часто трепещет кожа – это билось сердце)

-почему у нее не было перьев?(она выщипала, чтобы греть яйца животом)

-как вела себя птица, когда ребята ушли?(она слетела, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла, глаза ее затягивались пленкой, она была настороже, все напружена )

-через какое время должны были появиться птенцы?(через 1-2 неделю, или через несколько дней)

- а так же вам было задано нарисовать птицу – капалуху и написать к ней характеристику.

- Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? 

-Прочитайте название рассказа с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке.«Он живой и светится.»
-Как вы думаете о чём будет этот  рассказ
. а что бы узнать, отгадайте загадку.

Загадка

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще маячок.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый … светлячок 

- Что вы знаете о светлячках.

Сообщение о светлячках .

Светлячки – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится , соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено много трубочек. Когда светлячок закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.

У самцов крепкие крылья. Они светятся изредка и недолго. А вот самки светлячков обычно бескрылы, и напоминают личинок. Они зажигают свои огоньки надолго .

Размеры светлячков составляют от 4 до 20 мм.

- а чтобы узнать какой писатель написал рассказ нам поможет одно задание, внимание на слайд– драгунский

- какая тема нашего урока…….

Читать рассказы – внеклассное чтение.

Рассказывать о прочитанном – внеклассное чтение.

Проверять домашнее задание.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Отгадывать загадку.

Слушать учителя об светлячках

Отгадывать писателя.

Формулировать тему урока.

Ставить цели.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

15 мин.

 Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) – 59 лет

Прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы». Написал 90 рассказов.

Слушать учителя – биографию писателя

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

…  - Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

-откройте учебник на стр.102, давайте начнем читать, внимательно следите за мной.

Словарная работа

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами

Следить внимательно за чтением учителя.

Предполагать значение неизвестных слов.

Закрепление пройденного материала

10 мин.

  1. Назовите главного героя рассказа. (Денис.)
  2. (Сколько ему лет? Дошкольник – 5–6 лет.)
  3. В какое время суток происходили события? (Вечер.)
  4.  Назовите друга Дениски. (Мишка.)
  5. Какую игрушку выменял себе Мишка? (Самосвал.)
  6. На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.)

Чтение учащихся по цепочке

Отвечать на вопросы по прочитанному.

.

П: не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы

домашнее задание

3 мин.

- «Он живой и светится»

Как вы можете  объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? ( любое живое существо намного милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принёс мальчику радость в минуты одиночества.

Почему Денис не стал упрекать маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом даже про маму.

-стр.102 – 106 читать, пересказывать, отвечать на вопросы..

Высказывать свое мнение.

Записывать домашнее задание

П: строят речевое высказывание, рассуждение

Р: осуществляют итоговый контроль.

Р: самоконтроль