Конспект урока литературного чтения "Б.Л.Пастернак "Золотая осень" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кармишина Марина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b.l.pasternak._zolotaya_osen.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:  10.03.2018г.

Выполнила студентка 46гр.

Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ»                                                                                      

Кармишина М. В.

Класс: 4

Проверила: ИсламгуловаА.Д.

Отметка: __________________

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств; развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник Школа России Л. Ф. Климанова, 4 класс, 2 часть; проектор, презентация.

Этап, методы и приемы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный: слово учителя)

1 мин

Проверьте, все ли вы приготовили к уроку.

Мы начинаем наш урок.                    

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Л.- воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся.

II.  Актуализация знаний и мотивация

(Наглядно-словесный)

3 мин

А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран.

 Чуть слышно дерево поет...

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнет

Виолончель певучую.

Когда ты ходишь по лесам,

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

П. Комаров

—  Прочитайте жужжащим способом (еще: шепотом, начиная шепотом, затем увеличивая силу голоса, начиная громко, затем постепенно переходя на шепот, с ускорением, с замедлением, скороговоркой, с интонацией удивления, восхищения).

—  О чем это стихотворение?

—  Знаете ли вы, что такое виолончель?

Читать стихотворение про себя, по слогам хором

Читать выразительно

Индивидуальное чтение стихотворения

Анализировать стихотворение по вопросам учителя

Р.- выполнять по предложенному учителем плану

 

П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

III. Постановка и решение учебной задачи

(Словесный: слово учителя)

(Словесный: беседа)

(Словесный: слово учителя)

(Словесный: работа с неизвестными словами)

(Словесный: беседа)

 

—  Я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Мы открываем новый раздел учебника - «Поэтическая тетрадь». Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с. 113 и подумайте: о чем мы будем читать стихи? (Предположения учащихся.)

—  Прочитайте, что здесь зашифровано. (Борис Леонидович Пастернак.)

1

2

3

4

5

6

1

а

б

в

г

д

е

2

ж

з

и

й

к

л

3

м

н

о

п

р

с

4

т

у

ф

х

ц

ч

5

ш

ш

ь

э

ю

я

2,1; 3,3; 5,3; 3,2; 6,3

6,2; 6,1; 3,3; 2,3; 3,2; 5,1; 3,3; 3,1; 3,2; 6,4

4,3; 1,1; 6,3; 1,4; 6,1; 5,3; 2,3; 1,1; 5,2

— Как вы думаете, кто это?

Знакомство с жизнью и творчеством

Б.Л. Пастернака

—  Что вы знаете об этом поэте?

—  Прочитайте информацию о поэте на карточке (читает подготовленный или хорошо читающий ученик)

Художник Юрий Анненков, в 1921 г. нарисовавший замечательный портрет поэта, вспоминал: «Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос...

Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлеченности с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так — о чем бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи...»

—  Что вы узнали?

Работа над стихотворением «Золотая осень»

—  Прочитайте на с. 114 учебника название стихотворения. («Золотая осень».)    

—  Как вы понимаете это название?

—  Прочитайте стихотворение самостоятельно.

—  Объясните значение слов.

ЧЕРТОГ — (пышное, великолепное помещение или здание, дворец).

КАТАЛОГ — (1) составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книги, экспонаты, товары); 2) вообще перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления).

—  Какие еще слова вам непонятны?

(Если есть непонятные кому-то слова, одноклассники объясняют их значение. Затем чтение стихотворения учителем.)

—  О чем пишет поэт? (О золотой осени.)

—  С чем он ее сравнивает? (Со сказочным чертогом, с дворцом.)

—  Как он описывает осень, прочитайте.

—  Какие выразительные слова и сравнения использует Пастернак?

—  Какой образ осени создает поэт? Опишите.

—  Каким настроением проникнуто стихотворение?

—  Как его читать?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

 

Слушать учителя

Ставить и формулировать цели на урок

Слушать биографию В.Ф.Астафьева

Слушать учителя

Объяснять значение новых слов

Отвечать на вопросы

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- умение излагать свое мнение,

Р.- постановка и формулирование цели урока

К.- отвечать на вопросы по содержанию

литературного текста

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Физ. минутка

1 мин

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Повторять движения

IV. Решение частных учебных задач

(Практический: работа с картиной)

(Словесный беседа)

10 мин

Мы отдохнули, теперь с новыми силами можем продолжать работу.

 Работа по картине В. Борисова-Мусатова

—  Рассмотрите репродукцию на с. 115 учебника.

—  Как называется картина?

—  Как вы считаете, почему автор дал именно такое название?

—  Как еще можно было ее назвать?

—  Подходят ли строчки стихотворения Б. Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте.

 

Работать с картиной

Отвечать на вопросы

П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Л.- строить логическую цепь рассуждений.

К.- участвовать в диалоге

Итог урока

Рефлексия 

(Словесный: беседа, анализ работы на уроке)

2 мин

—  Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б. Пастернака?

—  Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

—  Что хотел показать нам автор?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака. По желанию: выучить.

Отвечать на вопросы

Записывать д/з

Р.– анализировать собственную и мою работу

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Б.Л. Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в известной московской семье. Отец, Леонид Осипович Пастернак, академик, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, признанный художник-иллюстратор, портретист. Мать - пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис начал заниматься литературой в 22 года, успев к этому времени попробовать силы в сочинении музыки, блестяще окончив философское отделение историко-филологического отделения Московского университета. В 1914 г. Б.Л. Пастернак завершил свою первую книгу стихов «Близнец в тучах», а через три года вторую — «Поверх барьеров», название которой как бы определило его творческое кредо: поэт не примкнул ни к одной из существовавших в начале века группировок. Уже в раннем творчестве Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся системой образов и форм. Его стих# причудливы, полны неожиданных метафор, сложны по языку. В 1922 г. Б.Л. Пастернак опубликовал третью книгу «Сестра моя - жизнь». Когда в 1923 г. он выпустил сборник «Темы и вариации», его стали называть одним из лучших поэтов России. Эту репутацию укрепили историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927).

Много времени Б.Л. Пастернак уделял переводам английских, немецких и французских классиков. Его переводы трагедий У. Шекспира считаются одними из лучших.

Наряду со стихами Б.Л. Пастернак писал прозу. Долгие годы писатель работал над романом «Доктор Живаго» об эпохе революции и Гражданской войны. В СССР это произведение признали антисоветским. Началась травля писателя, которая особенно усилилась после присуждения ему в 1958 г. Нобелевской премии по литературе. Б.Л. Пастернака исключили из Союза писателей, под страхом высылки из Советского Союза заставили отказаться от премии. Сообщение о смерти писателя (30 мая 1960 г. в Переделкино под Москвой) напечатала лишь одна газета. Его знаменитый на весь мир роман был издан на родине автора лишь в начале перестройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока литературного чтения " Мышонок Пик" (3 класс УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: познакомить с произведением; формировать умение анализировать художественный текст; учить соотносить текст и иллюстрацию; формировать навык осознанного и выразительного чтен...

Конспект урока литературного чтения в 1«Б» классе (УМК «Школа России») Тема: К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Тип урока: комбинированныйУчебник: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.  2 ч./Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.-М.:...

Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»

Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...