Конспект урока по литературному чтению "Бабушкины сказки", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Клявлина Татьяна Владимировна

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Бабушкины сказки"26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.18        Учитель: Липатова

Школа: МОУ СОШ № 45 г. Карталы        Студентка: Клявлина Т.В., 46 гр.

Класс: 4 в        

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)

Тема: «Стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со стихотворением С.А.Есенина «Бабушкины сказки»

Планируемые результаты 

Предметные: 

- развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;

- учиться анализировать поэтическое произведение.

Личностные: 

- развивать эстетического воображения через слово, картины;

- развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:  учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

беседа

2

мин.

На прошлом занятии вы начали изучение нового раздела. Как он называется? («Поэтическая тетрадь») Вспомните, стихи какого поэта вы прочитали? (Валерия Яковлевича Брюсова)

Какие стихотворения этого поэта вы читали? («Опять сон», «Детская»)

Какие мысли и чувства передал поэт в стихотворении «Опять сон»?(опастности, боязни, страха, таинственности) Как его надо читать?(первая часть стихотворения – прослеживаются сомнения, таинственность, видны плавные переходы; вторая часть стихотворения - более прерывистая, лаконичная,) А какие мысли и чувства передал поэт в стихотворении под названием «Детская»?(игривое настроение,теплое воспоминание о детстве) Как его надо читать?(обращать на воскрицательные знаки, темп должен быть быстрый, шустрый и к концу предложение интонация поднимается вверх) Кто хочет попытаться донести чувства поэта всему классу? (чтение двух учащихся)

Удалось ли передать чувства поэта? С какой интонацией прочитано стихотворение? Тихо или громко?(+ комментарии учителя)

Называть изученные произведения В.Я. Брюсова.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Фронтальная беседа

Викторина

2 мин.

Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта.

- Послушайте стихотворение и вы узнаете, кого.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Ребята, я думаю вы поняли, с произведением какого поэта мы с вами познакомимся. Это...(Сергей Александрович Есенин). Какую цель мы с вами поставим на уроке? (Познакомится с биографией и стихотворением Сергея Есенина) Ребята, вы читали ранее стихотворения Сергея Есенина?(да)

Давайте, немного вспомним эти стихотворения!Попытайтесь по первым строчкам вспомнить названия стихотворений этого поэта.

1.        «Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.» («Черемуха»)

2.        Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(«Закружилась листва золотая..»)

3.        Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. («Береза»)

4.        Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. («Поет зима – аукает..»)

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Бабушкины сказки», но сначала мы поговорим о самом Сергее Есенине.

Воспринимать информацию на слух

Предполагать тему урока.

Определять цель урока.

Отгадывать названия стихотворений.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

IV. Открытие нового знания

Наглядный

Беседа

Словесный

Наглядный

Беседа

10 мин.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на портрет Сергея Есенина.(слайд) Что вы можете о нем сказать?

Сергей Есенин – поэт Руси. Он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт.

Родился Сергей Александрович 3 октября 1895 года в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Воспитанием занимались бабушка и дедушка. Писать стихи начал рано. Вдохновение для своих стихов Есенин черпал в просини рязанского березового и полевого раздолья, в шуме тростников над речными заводями. Он не писал стихов специально для детей, но некоторые из них, добрые и милые стихи о природе, изучаются в начальной школе.(слайд)

Посмотрите, пожалуйста, на изображение, что вы видите? (бабушка с внуками читают книжку) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? А теперь подумайте, как может называться стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся? Вы правильно думаете! Стихотворение Сергея Есенина называется «Бабушкины сказки»

Рассматривать портрет автора.

Охарактеризовать внешность поэта.

Воспринимать информацию на слух.

Рассматривать иллюстрацию.

Отвечать на вопросы по иллюстрации

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словарная работа

Динамическая пауза

Практический

Беседа

15 мин.

1 мин.

10 мин.

Откройте учебник на странице 71, я буду читать это стихотворение, а вы следите глазками и приготовтесь отвечать на вопросы. С каким чувством вспоминает поэт детские годы? (с трепетом, с чувством теплоты и т.д.) Из каких слов это видно?( «И сидим мы, еле дышим») Как вы понимаете значение слова: «опостылеют»? (надоедят)

Какие чувства нужно передать при чтении этого стихотворения? (трепетные, теплые, безмятежные)

Посмотрите на доску(выводится первое четверостишие на экран). Сколько предложений в первом четверостишии? (одно) Нужно ли, делать паузы в конце предложений? (нет) (учитель читает объясняет: первая сточка - голос вверх, вторая тоже вверх, третья сточка – небольшая пауза, где запятая; четвертая – небольшая пауза, где запятая и длинная пауза в конце строчки) Давайте, потренируемся (спросить одного, двух) Удалось ли правильно прочитать четверостишие?

Давайте, немного расслабимся и перенесемся в лес и представим, что мы деревья.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно,

И кружит, и кружит их ветер осенний. (показывает движения)

Как вы думаете, кто написал это стихотворение? (Сергей Есенин) Конечно же, это Сергей Есенин.

Теперь ваша задача в парах проанализировать, так же второе четверостишие. Кто хочет прочитать с правильной интонацией? (спросить одного, двух) Удалось ли,правильно прочитать четверостишие?

Кто хочет прочитать все стихотворение? (одного, двух)

Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания?Удалось ли, правильно расставить паузы и передать чувства?

Слушать чтение.

Определять конкретный смысл слова.

Читать про себя и вслух

Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Выполнять двигательные упражнения.

Обсуждать в паре работу над четверостишием

Читают стихотворение всему классу.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

VI. Включение в систему знаний

Фронтальная беседа

Д/З

5

Мин

1 мин.

С произведением какого автора мы сегодня с вами познакомились?

Как называется это произведение?

С каким стихотворением можно сравнить стихотворение «Бабушкины сказки»? (со стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова «Детская»)

Почему их можно сравнить? (потому что, оба этих стихотворений о детстве)

Какое настроение передает нам Валерий Брюсов своим стихотворением? (веселое, игривое)

А какое настроение в стихотворение Сергея Есенина?(спокойное, безмятежное)

Учебник с.71, выразительное чтение наизусть.

Соотносить тему урока с темой изученной ранее

Записывать домашнее задание

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К.- формулировать собственное мнение и позоцию.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Практический

3 мин.

Ребята, давайте подведем итоги! Я предлагаю вам составить синквейн по теме сегодняшнего урока! Вы когда-нибудь составляли синквейны? Учитель составляет синквейн вместе с учащимися. (Пример: Вечер

Трепетный, теплый, спокойный

Слушают, не хотят спать

Они слушают бабушкины сказки

Теплое воспоминае о детстве)

(Алгоритм: 1-я строчка — 1 имя существительное;

2-я строчка — 2 имени прилагательных;

3-я строчка — 3 глагола, которые характеризуют действия предмета;

4-я строка — фраза из 4 слов, основная мысль;

5-я строчка — вывод, завершение темы, выраженной частью речи)

Составляют синквейн по теме урока.

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...