Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Клявлина Татьяна Владимировна

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "В. Брюсов"26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.18        Учитель: Липатова

Школа: МОУ СОШ № 45 г. Карталы        Студентка: Клявлина Т.В., 46 гр.

Класс: 4 в        

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)

Тема: «Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова.

Планируемые результаты 

Предметные: 

- развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;

- учиться анализировать поэтическое произведение.

Личностные: 

- развивать эстетического воображения через слово, картины;

- воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова;

- развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.                

Оборудование:  учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: рассказ учителя

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

Хочу начать наш урок вот с таких строк Виктора Мари Гюго:

В творении поэта,
Как в эхе горестном, нашли себе исход
Все чаянья земли, всё то, о чём планета
Кричит, поёт, твердит, пока во мраке ждёт.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Фронтальная беседа

2

мин.

- На прошлом занятии мы закончали изучение раздела. Как он называется? («Страна детства») Вспомните, с какими произведениями мы познакомиоись? («Как я ловил человечков», «Корзина с еловыми шишками», «Белый лес»)

- Что объединяло все эти произведения? (произведения о детях) -  Хорошо ребята, что еще объединяет эти произведения? В какой форме они написаны? (в прозаической)

- Что такое проза? (нестихотворное произведение, рассказ)

- А, что является в литературе противопоставлением прозы? (поэзия)

- А чем отличается поэзия от прозы?( в стихах есть ритм, рифма; отличаются краткостью, точностью)

А какие мысли и чувства передал поэт в стихотворении под названием «Детская»?(игривое настроение,теплое воспоминание о детстве) Как его надо читать?(обращать на воскрицательные знаки, темп должен быть быстрый, шустрый и к концу предложение интонация поднимается вверх) Кто хочет попытаться донести чувства поэта всему классу? (чтение двух учащихся)

Удалось ли передать чувства поэта? С какой интонацией прочитано стихотворение? Тихо или громко?(+ комментарии учителя)

Отвечать на вопросы учителя.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

2 мин.

- Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? (о поэзии)

Какой раздел начнем? («Поэтическая тетрадь) Верно ребята.

- Чтобы понять какие стихотворения мы будем читать, отгадайте загадки.

Очень нужен он нам всем,

Без него нельзя совсем.

К каждому он в дом войдет,

За собою позовет

И уложит на кровать,

Глазки станет закрывать.

С ним бороться бесполезно,

И совсем не интересно,

Он сильнее всех на свете!

Кто же это? Кто ответит? (сон)

Мир сказочной загадки,
Короткий миг наивных без забот.
В чудесном мире этом нет жестокости, нет  бед.
Там правит непосредственность желаний.
 (детство)

- Кто догадался о чем будут стихотворения, с которыми мы познакомимся? (о детстве, о сне)

- Сегодня мы познакомимся с произведениями Валерия Яковлевича Брюсова «Опять сон», «Детская». (слайд)

- Какие цели мы поставим на урок? (-познакомимся с творчеством и жизнью В.Я. Брюсова; - будем выразительно читать и анализировать стихотворения;)

Отвечать на вопросы учителя.

Предполагать тему урока.

Ставить цели урока.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Наглядный

Беседа

Словесный

Наглядный

Беседа

10 мин.

Валерий Яковлевич Брюсов -  русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Читать Валера научился в 4 года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида. Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком Первая публикация Валерия Яковлевича была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. (слайд)

- Что вас удивило в биографии Брюсова? Что вызвало интерес?

- Посмотрите, пожалуйста, на изображение, что вы видите? (лес, дебри) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (таинственности, сказачности, страх) А теперь подумайте, как может называться стихотворение об этот лесе? Вы правильно думаете! Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова называется «Опять сон»

Рассматривать портрет автора.

Анализировать биографию поэта.

Воспринимать информацию на слух.

Рассматривать иллюстрацию.

Отвечать на вопросы по иллюстрации

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Беседа

Практический: чтение стихотворения

Словарная работа

Динамическая пауза

Практический: чтение стихотворения

Словесный :Беседа

15 мин.

1 мин.

- Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

- А вот какой сон приснился поэту. Откройте учебник на странице 68, я буду читать это стихотворение, а вы следите глазками и приготовтесь отвечать на вопросы.

- Какие картины вам представились? (Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам)

- Видели ли вы что-нибудь подобное? (Нет)

- Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? («Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём)

Словарная работа. Объясните значения слов (слайд):

ДЕБРИ (Место, заросшее непроходимым лесом)

ГИППОПОТАМ (Бегемот)

УТЁС (Высокая скала)

ВОРОХ (Куча, груда)

ВИДЕНЬЯ (Что-то возникшее в воображении)

СУМРЧНЫ (СУМРАК) (неполная темнота)

ЗАТМИТЬ (закрыть)

Прочитайте самостоятельно это стихотворение. Как его надо читать?(первая часть стихотворения – прослеживаются сомнения, таинственность, видны плавные переходы; вторая часть стихотворения - более прерывистая, лаконичная,)

Давайте, потренируемся .(2-3 учащихся)

Видеофизминутка.

 

- Начнем мы со стихотворения «Детская» О чем это стихотворение? Что может быть детским? Это стихотворение  расскажет  вам  об  одной  из  любимых  детьми игр. Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах). - Каким настроением проникнуто стихотворение? (весёлым, задорным) - О какой игре рассказал поэт? (Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки)

- В какие игры вы любите играть?

- Как его надо читать?(обращать на воскрицательные знаки, темп должен быть быстрый, шустрый и к концу предложение интонация поднимается вверх) Кто хочет попытаться донести чувства поэта всему классу? (чтение 2-3 учащихся)

- Давайте проанализируем, верно ли ребята прочитали и донести чувства автора?

Слушать чтение.

Определять конкретный смысл слова.

Читать про себя и вслух

Объяснять значение слов.

Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Выполнять двигательные упражнения.

Отгадывать ребус.

Обсуждать в паре работу над четверостишием

Читают стихотворение всему классу.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

VI. Включение в систему знаний

Фронтальная беседа

Д/З

5

Мин

1 мин.

- С произведением какого автора мы сегодня с вами познакомились?

- Как называются эти произведения?

Какое настроение передает нам Валерий Брюсов своим стихотворением «Детская»? (веселое, игривое)

А какое настроение в стихотворение «Опять сон» (таинственности, сказочности)

Учебник с.68-70, выразительное чтение.

Отвечать на вопросы. Подводить итоги урока.

Записывать домашнее задание

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К.- формулировать собственное мнение и позоцию.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Практический

3 мин.

Ребята, давайте подведем итоги!

Закончите фразу: «Мне понравилось стихотворение …, потому что ….

Анализировать работу на уроке.

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения В. Берестова» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями В. Берестова.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знать...

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения И. Токмаковой1» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями И. Токмаковой.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знат...

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения И. Токмаковой2» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.Планируем...

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенского» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями Э. Успенского.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знат...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...