Конспект на тему :«В. Драгунский Он живой и светится». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект к уроку чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_v_zhitkov_pro_obezyanku.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока литературного чтения

Выполнила студентка 44 гр.

Друзяк Кристина

Проверил:__________________

Отметка:___________

Дата:28.02.18

Тема урока: «В. Драгунский Он живой и светится»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

предметные:

– видеть и понимать поступки героев;

-- познакомить с творчеством и произведениями В.Драгунского;

личностные:

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1 мин

- Приведите рабочие места в порядок.

Приветствовать;

Р: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

2.

Постановка учебных задач

Практич.: читать скороговорку;

Словесн.: ответы на вопросы

4 мин

6 мин

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

Работа над скороговоркой.

Светлячок светился светом,
свет сачком словила Света.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя В. Драгунского и его рассказом, а с каким, вы скажите сами (по учебнику).

Читать скороговорку с разной интонацией и темпом;

Отвечать на вопросы;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

3.

Решение частных задач

Практич.: выборочное чтение;

Словесн.: ответы на вопросы

15 мин

(показать портрет писателя).

Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) – советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Биография.

Родился 17 ноября 1913 года в Америке в городе Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в городе Гомеле. Во время Первой мировой войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актер в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Впоследствии руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка» (1948–1958). Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка. С 1959 года Драгунский пишет веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979), «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву». В 1960-х у него выходят книги:

 «Девочка на шаре»; «Заколдованная буква»; «Друг детства»; «Похититель собак»;«Двадцать лет под кроватью»;«Волшебная сила искусства» и др.

Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года.

Читать отрывки;

Отвечать на вопросы;

П: вычитывать все виды текстовой информации
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Практич.: выборочное чтение

Словесн.: ответы на вопросы;

15 мин

Чтение рассказа учителем или хорошо читающими учащимися.

-Сейчас я начинаю читать рассказ. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прерваться и спросить одного из вас.

-Кто является главными действующими лицами рассказа?(Дениска и Мишка)

-От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

-Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.

- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

Работа над 1 частью рассказа.

– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. (Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик сидел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть.)

- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?(грусть, жалость, сочувствие)

- Какими словами она заканчивается?(и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

-Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.

(На слайде выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?("Ожидание мамы").

Работа над 2 частью рассказа.

- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски?(дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал.(Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть?(«… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

Работа над третьей частью.

– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

Работа над четвертой частью.

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

-Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?

(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами  может быть полезной.

Работа над выразительным чтением рассказа.

Выбирать и читать необходимые отрывки;

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

П: извлекать необходимую  информацию, представленную в разных формах
сплошной текст; 

П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4.

Рефлексия. Подведение итогов.

5 мин

С каким произведением мы продолжили  знакомиться? Кто его автор?-Чем вам понравилось это произведение?

д.з.  Подготовить выразительное чтение рассказа.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контрол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.Планируемые результаты:Предметные: -научиться прогнозировать содержание произведен...

конспект урока чтения Тема:В. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»

ознакомить с содержанием рассказа В. Драгунского «Он живой и светится», краткими биографическими сведениями об авторе; создать условия для развития навыков осознанного, выразительного чтения путём чте...

Конспект урока "В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Урок литературного чтения в 3 классе на тему "В. Драгунский. "Он живой и светится".

На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; учатся видеть и понимать окружающую природу; кроме того, происходит развитие воображения, связной речи, навыков выразительного чте...