Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13 марта, вторник

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «6»

Урок: 2

Время: 9:00 – 9:45

Кабинет: 211

                      Учитель: Полякова Н.М.

                                             Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Цель:  создание условий для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой.

Планируемые результаты:   

Личностные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;

- привить интерес к литературному чтению как учебному предмету (интерес – любовь – уважение);

- развитие воображения, творческих способностей, образной речи, ассоциативного мышления.                                                                                                                                                                               

Предметные:

- выявить особенности волшебной сказки;

- способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 кл. 1 часть.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Здравствуйте, ребята! Встаньте ровненько, спинки выпрямите.

Вдоль картинок вы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Очень много вы узнали!

Очень много вы прочли!

Был ваш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И теперь на книжной полке

Вас другие книжки ждут.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа.

Наглядный: рассматривание книги.

2 мин.

– Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.)

– Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.)

– Обратимся к толковому словарю.

Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником.

Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).

– Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.

– Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.)

– Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.

  • Брать книгу только чистыми руками.
  • Книга любит одежду – обложку и закладку.
  • Переворачивать странички за верхний правый угол.
  • Не делать в книге пометок, не загибать страниц.
  • Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги? (Ответы детей.)

– Объясните смысл пословиц и поговорок:

  1. С книгой жить – век не тужить.
  2. Кто много читает, тот много знает.
  3. Хорошая книга – лучший друг.

Задание (по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге.

Образец условных обозначений – на доске.

– Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники – рабочая тетрадь и хрестоматия.

Знакомиться с книгой.

Слушать внимательно учителя.

Рассматривать книгу.

Вспоминать правила работы с книгой.

Объяснять смысл пословиц и поговорок.

Рассматривать помощников книги.

П: осмысленно читать текст.

 Р: принимать и сохранять задачу.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: беседа


Словесный: беседа.

Практическ.:

работа по тетради.

Словесный: отработка навыка чтения.

30 мин.

- Знакомство с героями путешествия.

– Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей.

Кот ученый будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По сказкам интересным,

По дорогам заповедным.

– Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации).

– Что вы знаете о нем? (Ответы детей.)

Кот ученый – мастер рассказывать сказки.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди...

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи!»

Однажды Машенька говорит:

– Смотри, братец,

В комнате светло!

Какой денек хороший:

Солнечно, тепло!

Берем с тобою по лукошку –

И скорее в путь-дорожку.

2. Работа по учебнику (с. 3).

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.)

– Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их.

– Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы? (Сапоги-скороходы – это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага – и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка – это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.)

– Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; а я думаю, что Маша – старшая и смелая девочка – выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша – младший – возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.)

– Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.)

3. Работа по тетради.

а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2).

б) Работа по группам (задание № 3).

(Дюймовочка – ласточка, дед и баба – курочка Ряба, Буратино – золотой ключик, Емеля – щука, печка.)

– Какие  из  этих  сказок  вам  знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно?

4. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время.

– Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола...

Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал:

– Ой-ой, потише, пожалуйста!»

(«Буратино, или золотой ключик».)

Карточка 2

«Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

(«Курочка Ряба».)

Карточка 3

«Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы – одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!»

(«Дюймовочка».)

Карточка 4

«Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду.

В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой».

(«По щучьему велению».)

5. Работа над стихотворением А. Пчельникова «Репей» (тетрадь, задание № 4).

– Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.

– Какое настроение вызвало это стихотворение?

– Можно ли действительно назвать репей несчастным?

– Из  какой  строчки  видно, что он надоедливый? Подчеркните эту строчку.

Выразительное чтение стихотворения «Репей».

6. Проверка индивидуальной работы.

Чтение отрывков из сказок.

Определять цели и пути их достижения.

Рассматривать и анализировать иллюстрации.

Слушать учителя.

Работать с учебником.

Отвечать на поставленные вопросы.

Изучать волшебные предметы.

Читать строчки, так как передает их поэт.

Думать какие волшебные предметы выберет Миша и Маша.

Работать в рабочей тетради.

Работать самостоятельно по карточкам.

Работать над стихотворением «Репей».

Читать отрывки из сказок.

К: высказывать своё мнение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: строить речевое высказывание.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: перечитывать текст с осуществлением поиска нужных строк.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Практич.: отгадывание загадки.

Практич: работа в тетради.

Словесный: рассказ сказки.

Словесн.: слово учителя, ответы детей.

12 мин.

Работа по учебнику (с. 4–5).

– Рассмотрите  карту  нашего  пути.  Нелегким  будет  путь  в  Волшебный лес.

Мы в волшебство нырнем с тобой,

Не покидая парту.        

Страну Чудес своей рукой

Мы нанесем на карту.

Лежит на севере тот лес,

А может, на востоке?

Он страшный иль красивый,

Жестокий или добрый?

Не можем знать мы – ты и я –

Все о Волшебном лесе.

Но из него придут друзья,

И станет интересней!

– Ой, а это кто?

Сказочный я элемент,

У меня есть документ.

На метле своей летаю

И детишек я пугаю.

– Кто это? (Баба-яга.)

Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.)

– Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.)

8. Работа по тетради.

– Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто?

Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Репейник» (тетрадь, задание № 5).

9. Работа по учебнику.

– Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4–5), какое задание просит нас выполнить репейник. (Рассказать докучную сказку.)

– Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете?(Предположения детей.)

– Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.)

В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли  сказать,  что  он  бездельничал,  грустил,  ему  не  с  кем  было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.)

– Какое  же  слово  поможет  нам  объяснить  значение  слова  «докучать»? (Надоедать.)

Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения.

– Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.)

Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.)

Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!»)

Примечание. во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение.

Чтение статьи учебника (с. 5).

10. Обобщение.

– Ребята, кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям?

Работать по учебнику.

Отгадывать сказочного героя.

Отвечать на поставленные вопросы.

Работать в рабочей тетради, выполнять №5.

Работать по учебнику.

Думать, что значит слово «докучать».

Отвечать на поставленные вопросы учителя.

Читать статью из учебника.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

- Давайте обобщим наши знания по пройденному уроку.

- С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

У вас на партах – фишки.

Зеленый квадрат – я молодец, , у меня все получилось, я все понял.

Желтый– я испытывал затруднение.

 Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете.

-Молодцы. Урок закончен.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Русская народная сказка «Два Мороза»

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»

УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель  знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»Задачи:Образовател...

Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с факторами биографии Ю. Коваля и произведен...

Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю.Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для продолжения знакомства учащихс с произведением Ю. Коваля "Сказка ...