Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»» УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_14.03.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь»»»

Цель деятельности учителя: расширять представления учащихся о творчестве поэтов:  Д. Кедрина и Н. Рубцова ; ознакомить со стихотворениями «Бабье лето» и «Сентябрь»;  формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей; накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности; воспитывать художественный вкус.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомиться с биографией Д. Кедрина и Н. Рубцова

- познакомиться со стихотворениями  «Бабье лето» и «Сентябрь»

Личностные:

- развивать творческое и воссоздающее воображение.

Оборудование: учебник «Школа России» 4кл. 2ч., презентация.

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока              Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: приветствие класса; организация работы с загадкой

1 мин.

- Здравствуйте, ребята.

- Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением..

- Угадайте загадку 

Жёлтые листья падают с веток

Птицы летят и прощаются с летом

Всё холоднее становятся ночи

За знойным летом следует …  

                                                       (осень) 

– Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года?

- Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? - Сегодня мы будем говорить о осени и познакомимся с новыми стихотворениями.

-Приветствовать учителя.

-Читать, анализировать

-Отвечать на вопросы

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический метод: работа с заголовком

2 мин.

- Откройте ваши учебники на стр. 117-118.

-Прочитайте заголовок.

- Как вы его понимаете? Что такое «бабье лето»? (В сентябре выпадают  прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября) Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется  «бабье лето». Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С)

- Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

- Работать с учебниками

-Объяснять понимание заголовка.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

III.Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Аудиальный метод: прослушивание стихотворения

2 мин.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето»

- Давайте сначала прослушаем данное стихотворение в аудиозаписи.

- Слушать

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

IV. Открытие нового знания

Словесный метод: анализ стихотворения

Словесный метод: беседа по прослушанному стихотворению

Словесный метод: подбор синонимов

Словесный метод: подбор антонимов

Практический метод: поиск эпитетов

Словесный метод: беседа

Словесный метод: знакомство с новым стихотворением и новым автором

Словесный метод: беседа по прослушанному стихотворению

Практический метод6работа с приёмами олицетворения

Словесный метод: словарная работа

5 мин.

- Ваши впечатления от стихотворения.

- Что представляли, когда слушали стихотворение? (Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат)

- Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы? (Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета)

- Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы? (Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию)

-Поставим перед собой  задачу, чтобы  лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта  давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

- Что такое синонимы? (Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению)

- Подберите синонимы к словам:

 зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный);

быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный);

Что такое антонимы? (слова , противоположные по лексическому значению)

- Подберите антонимы к словам:

зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый);

поздний (ранний).

- Объясните значение слов:

щёлка- маленькая щель, отверстие

слаже- слаще, приятнее, лучше

пряжа- нити , полученные прядением.

заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным

- Что такое эпитет? (образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)

- Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе  со словами, к которым они относятся.

(Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце,  зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы)

- Как поэт говорит о паутинках? Почему? (Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро)

- Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении. («Дни прощального тепла» «Паутинкам серебристым.  Жить осталось два - три дня»)

- Посмотрите на  строфы этого стихотворения.

- Сколько строк входит в каждую строфу?

- Как называется такая строфа? (Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем)

Вспомним , что такое рифма? (Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончания или несколько строк.)

 -Сегодня мы также познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Сентябрь»

-Давайте прослушаем это стихотворение.

- Ваши впечатления от стихотворения.

- Что представляли, когда слушали стихотворение? (покой, реку, багряную рощу, множество ягод, лай, ветер и грусть)

- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?

 - А какую мелодию вы бы написали?

 В стихотворении мы слышим и радостные, торжественные ноты в начале стихотворения:

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!

Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу...

- И спокойные, даже немного  грустные нотки в конце:

В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября...

- Стихотворение написано, как бы  на одном дыхании 16-строчьем. Три предложения восклицательных, автор хочет передать нам своё немного взволнованное настроение от прихода осени, которой он восхищается и грустью от приближающейся зимы.

- Николай Рубцов в своём стихотворении использовал приёмы олицетворения.

-Кто может их назвать? (наделение неодушевленных предметов живыми качествами:  «..блеск…играет», «..праздник…нагрянул..», «…ветер и грусть…говоря..»)

- Для того, чтобы нам лучше узнать стихотворение, что бы должны сделать? (выяснить значение непонятных слов)

БАГРЯНЫЙ- насыщенно красный.

СЕНИ - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).

ЗЛАТОГРИВЫЙ- золотой гривой; с гривой золотистого цвета.

- Золото – это цвет осени.  В стихотворении использованы повторы нескольких строк, что позволяет глубже почувствовать настроение автора.

- Яркие и  образные  определения помогают нам услышать всю музыкальность стихотворения Николая Рубцова.

- На стихи поэта написано более 130 музыкальных произведений: песен, баллад, романсов

-Работать с учебником

-Отвечать на вопросы

-Отвечать на вопросы

-Подбирать синонимы к словам

-Подбирать антонимы к словам

-Самостоятельно читать

-Искать эпитеты

- Отвечать на вопросы

-Слушать и анализировать стихотворение

-Высказывать своё мнение.

-отвечать на вопросы

-Поиск приёмов олицетворения

-Называть найденные приёмы

-Поиск значения слов в толковом словаре

-Слушать

Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по словарю  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по строчкам стихотворения  поиск необходимой информации

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция выводов

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по толковому словарю  поиск необходимых слов; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

V.Включение в систему знаний

Словесный метод: обобщение урока

5 мин.

-Какие стихотворения, мы сегодня изучили?

-Чем эти стихотворения похожи?

- Что больше всего вам запомнилось из строчек стихотворений?

-Назовите авторов написавших эти стихотворения.

- Отвечать на вопросы

-Подводить итог урока

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI. Рефлексия деятельности                 (по продукту)

Словесный метод: подведение итогов, объяснение домашнего задания

1 мин.

- Скоро прозвенит звонок и закончится урок.

-Оцените свою работу на уроке.

-Запишите домашнее задание: на выбор подготовить выразительное чтение одного из стихотворений

- Записывать домашнее задание

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Великие путешественники" (УМК " Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с произведением...

Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. Н.Носов "Федина задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема:Создание комический ситуаций с помощью слова. Н.Носов "Федина задача"Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве Н.Носов...

Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова" (УМК " Школа России", 3 класс"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема:Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве М.М.З...

Конспект урока литературного чтения «Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведен...

Конспект урока литературного чтения: "Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. " ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. Цель деятельности учителя:  формирование знаний о Д. Хармсе и его произведении « Вы знаете&he...

Конспект урока литературного чтения: "Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Эдуард Успенский  «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я...

Конспект урока литературного чтения "Создание комической ситуации с помощью слова. Н.Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве Н.Носова; ознакомление учащихся с произведениями Н.Носова «Федина задача»; совершенствование навыка выразительног...