Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.02.2018_goda.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: "М.М. Пришвин "Выскочка"

Цель деятельности учителя:  

-продолжать знакомить учащихся с произведениями М. М. Пришвина;

-познакомить учеников с биографией писателя; расширять кругозор учащихся;

-прививать детям любовь к природе, учить понимать природу, работать над развитием у учащихся наблюдательности.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- установление причинно-смысловых связей.

Личностные:

- ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа.

Тип урока: открытие нового знания. 

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

 -приветствие

1 мин

– Добрый день дети.

Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой.

- Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно

-приветствовать учителя

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический метод: организация проверки домашнего задания

Слушать рассказы

Словесный метод: объяснять смысл пословиц

2 мин

- Мы с вами читаем произведения из раздела «Природа и мы». Посмотрите, пожалуйста, на экран. -

Как красиво! А как приятно оказаться в летний день в лесу!

- Предлагаю вам прочитать внимательно слова: -

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

- Как вы понимаете смысл этих слов? (человек заботится о себе и о своей Родине).

 -отвечать домашнее задание

-работать с пословицами

 осмысленно читают текст.

принимают и сохраняют уч. задачу

III. Постановка учебной задачи

 Предполагать на основе записей автора

Предполагать тему урока

Словесный метод: рассказ учителя

2 мин

-Кто может сказать, кому принадлежат эти слова?

- Посмотрите на портрет этого писателя, узнаёте его?

-Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. Посмотрите внимательно на портрет писателя.

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?


- Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Выставка книг.

«Ребята и утята»

«Лисичкин хлеб»

«Кладовая солнца»

«Медведь»

«Вася Веселкин»

«Золотой луг»

 -определять автора произведения рассматриваемого на уроке;

-определять тему урока;

-слушать

Принимают и сохраняют учебную задачу

Осуществляют подведение к рассказу

Строят высказывания

IV. Открытие   нового знания

 работа над темой урока

постановка задач

Практический метод: организация работы со словарем

Практический метод: организация работы по вариантам

20 мин

- Сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина. Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать.

Повторяйте за мной:  

гуау – гуау

– Испания

уаф – уаф

– Франция

уон – уон

- Япония

бау – бау

- Англия

гау – гау

- Вьетнам

гав – гав

- Россия

Учитель:

- Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

- А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? (это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

- Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.

- Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа?

-Перед чтением лексическая работа:

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

сородичи – родственники.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

срам – подберите синонимы: стыд, позор;

бдительность – подберите синонимы: внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;

Вопросы на первичное восприятие:

- Понравился вам рассказ?

_ Кто действующие герои этого произведения? (собака Вьюшка, сорока Выскочка, сороки). (Слайд 12)

- Какой эпизод понравился больше всего?

- Кто рассказал эту историю?

- Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик). Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.

- К какому жанру литературы отнесём это произведение?

- Какие особенности жанра вы выделите? (описываются реальные события из жизни героев)

- А к какому типу рассказа отнесем: к художественному или научно – познавательному? Почему? (Автор передает свои мысли, чувства, переживания, а не сообщает сведения, информацию).

- Почему произведение называется «Выскочка»? (так зовут главную героиню). Заглавием является имя героя.

-отвечать на вопросы

-определять задачи урока

-работа с толковым словарём

-отвечать на

вопросы

-работать по вариантам

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свои действия в работе

Взаимодействуют с учителем во время опроса

V. Самостоятельная работа

 Практический метод: самостоятельная работа

16 мин

-Повторное чтение рассказа «цепочкой», деление на части и составление плана.

- Читайте внимательно, вдумчиво, следите за чтением товарища, так как после чтения вам надо будет выполнить тест.

Тест напечатан на карточках.

- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.

1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

2. Откуда приехала Вьюшка?

А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал

3. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина

4. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»

Проверка теста. На слайде ответы. Оцените себя.

Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

Бия - Бьюшка - Вьюшка

- Как вы думаете, почему?

- Прочитайте описание Вьюшки, её поведение и повадки.

-Какое отношение автора к собаке? (с любовью, нежностью, обращается ласково).

- Как сорокам удалось украсть косточку? (хитростью: одна отвлекала, другая украла).

- Как озаглавим эту часть? ( Вьюшка получила подарок. Веселая собачка Вьюшка).

 -отвечать на вопросы

-работать самостоятельно

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Взаимодействуют с учителем во время опроса

VI. Рефлексия деятельности           (по продукту)

Домашнее задание.

Практический:

Самоанализ

 

1 мин

– Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).

– Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод.

– Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке (высказывание ребят).

– А теперь оцените работу всего класса (оценка детей).

Что такое природа для нас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.

Слайд “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Закончи предложение

Рассказ “Выскочка” ………………….

Сегодня на уроке я понял, что…………….

Мне захотелось……………...

домашнее задание

  1. Составить кроссворд по произведению
  2. Творческий пересказ от имени Вьюшки (кто затрудняется сделает обычный пересказ).
  3. Читать рассказы М.М. Пришвина.

Спасибо за урок!

 Проводят самооценку.

Записывают домашнее задание.

Строят концовки предложений

Строят рассуждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Э. Мошковская «Я маму мою обидел» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Э. Э. Мошковской, со стихотворением «Я маму мою обидел»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чт...

Конспект урока литературного чтения Агния Львовна Барто «Разлука», «В театре» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтенияТема: Агния Львовна Барто «Разлука», «В театре». Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Л. Барто, п...

Конспект урока литературного чтения "С.А. Клычков "Весна в лесу" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.А Клычкова;  умение видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.Планируемые результаты:Предметные: ...

Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  Планируемые результатыПредметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний ...

Конспект урока литературного чтения «И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведениями И. Токмаков...