Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Башмакова Ксения Максимовна

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».

Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы..

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера.
  • Личностные: учащиеся должны проявлять интерес к чтению; уметь выбирать виды деятельности на уроке; использовать разные виды чтения: выразительное, выборочное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока30.71 КБ
Файл Презентация к уроку369.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Выполнила студентка 41 гр.

Башмакова Ксения

Проверил:

Макрута Т. И.

Отметка:

Дата:

14.03. 2018 г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 Б

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».

Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы..

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера.
  • Личностные: учащиеся должны проявлять интерес к чтению; уметь выбирать виды деятельности на уроке; использовать разные виды чтения: выразительное, выборочное.


Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: Учебник  Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с.,

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые результаты
(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопреде-ление к деятельности

Словесн.: слово учителя

1 мин

- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Слушать учителя

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

II. Актуализа-ция знаний и мотивация

Словесн.: беседа; чтение сочинений

2 мин

- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

- Соберите пословицы

- На экране написаны   пословицы.    Ваша  задача: соединить  начало  и конец  пословиц, чтобы получились  верные  высказывания.

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.

ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.

ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.

- Что объединяет эти пословицы?

Отвечать на вопросы

Читать сочинение

Оценивать сочинение одноклассников

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

III. Постановка учебной задачи

Словесн.: слово учителя

Словесн.: беседа

Прктич.: находить соответствия

3 мин

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

   «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)

Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.

Определите тему нашего урока.

Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».

Анализировать информацию

П: определение темы и целей урока.

IV. Решение частных задач

Словесн.: словарная работа; беседа

Практич.: чтение по абзацам; выборочное чтение

25 мин

-Виктор Петрович  Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой.  В  19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем.

-Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.

Чтение с остановками

1 часть (до слов: через сучковатый валежник)

- Какой лес описывает Астафьев?

- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)

- Что описывает автор в этой части рассказа?

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

3 часть (до слов: вы поглядите на нее)

- О какой находке рассказывает автор?

- Как описывает автор гнездо глухарки?

- С чем он его сравнивает?

- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

-  Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? 

4 часть  (до слов: сказал подошедший учитель)

Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

-Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

5 часть 

Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

Читать выразительно

Анализировать информацию

Высказывать свое мнение

Отвечать на вопросы

Находить информацию в тексте 

П: расширение общего кругозора учащихся;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно; 

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Физминутка

2 мин

Немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.

Выполнять упражнение

V. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

Словесн.: беседа

Практич.: выборочное чтение; характеристика героев

5 мин

- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)

Работа по рядам.

Каждый ряд анализирует героев рассказа.

- Выберите  качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Испуганный

Гневный

Бесстрашный

Тревожный

Опасный

Самоотверженность

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

Анализировать информацию

Высказывать свое мнение

Отвечать на вопросы

Находить информацию в тексте

Давать характеристику героям

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 

К: участвовать в учебном диалоге;

VI. Итог урока. Рефлексия

Словесн.: беседа

2 мин

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

Дома приготовьте мини сочинение о капалухе как о заботливой матери.

Высказывать свое мнение

Оценивать свою работу

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Петрович Астафьев 1924 - 2001

Слайд 2

ГЛУПА ТА ПТИЦА, ВСЯКАЯ ПТИЦА ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ . СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ. СВОИМ НОСОМ СЫТА. КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО . ВСЯКАЯ ПТИЦА

Слайд 3

Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

Слайд 4

Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Слайд 5

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

Слайд 6

Виктор Петрович Астафьев - писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества. После окончания Железнодорожной школы в 1942 г. ушел добровольцем в армию. Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». В 1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области.

Слайд 7

Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, книги коротких новелл - «Затеей» и других. Виктор Астафьев - секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум». Виктор Астафьев – почетный гражданин городов Игарка и Красноярск, действительный член Международной академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Слайд 8

Словарная работа Прочитайте по слогам, затем плавно: при-бли-жа-лись к аль-пийс-ким по-ко-роб-лен-ны-е ред-ко-ла-пых е-лей по-ше-ве-ли-ва-ли блед-но-лист-ным до-цве-та-ю-щим чер-нич-ни-ком рас-пу-щен-ны-ми за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти за-рож-да-ю-щий-ся по-до-шед-ший

Слайд 9

Испуганный Гневный Бесстрашный Тревожный Опасный Самоотверженность Безграничная, преданная любовь Восхищение Гордость Безответственность

Слайд 10

Используемые материалы http://www.interlit2001.com/forum/showthread.php?t=7421 http://www.razym.ru/literarura/rusproza/page/13/ http://www.livelib.ru/reader/Elizaveta1992/quotes http://www.suvenirograd.ru/sights.php?id=648&lang=1 http://royallib.ru/book/astafev_viktor/kapaluha.html http://rihard.naturelight.ru/lense/nikon/nikkor_80-400mm_f_4_5-5_6_af_vr/photo/page-3.html http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200500302 http://www.galereya-divnogorsk.ru/main/6/260/261/ http://www.bylkov.ru/forum/21-619-11 http://artnow.ru/ru/gallery/8/13337/picture/1.html http://club.foto.ru/gallery/34/photos/1599987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама",(УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Золотые слова", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Золотые слова»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируе...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Великие путешественники", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Великие путешественники»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведени...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Великие путешественники", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Великие путешественники»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произв...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Н.Н. Носов "Федина задача", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Носова «Федина задача»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...