Конспект урока "В.П. Астафьев «Капалуха»" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению на тему

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                                           Выполнил(а) студент(ка) 43 гр.

                                                                                                                                                          Фишер Юлия

                                                                                                                                     Проверил: Казаковцева Л.К.

Отметка: _______________________

                                                                                                             Дата: 19.03.18

Челябинск, 2018

 

Предмет: литературное чтение

Класс: 3а

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха»

Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В.П. Астафьева

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • развивать умение прогнозировать содержание произведения.

Личностные:

  • читать и воспринимать на слух произведения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник: "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, «Школа России», презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

Словесный: слово учителя        

1 мин

Здравствуйте, ребята! Проверяем, готовы ли вы к уроку? Молодцы, присаживайтесь.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Садиться на места

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Речевая разминка

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

Посмотрите на слайд:

Глухарь задумал грохотать,

А горихвостка громыхать, -

Завял от грохота горох,

На грех и сам глухарь оглох.

Прочитайте медленно.

Прочитайте с вопросительной интонацией;

с утвердительной;

с сердитой;

с весёлой;

с ускорением.

А что вы знаете про глухарей? Расскажите. (Рассказы детей.)

Читать

Рассказывать о глухарях

Р: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге;

строят речевые высказывания.

Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

Отгадайте загадку:

У него хороший слух,

Но когда токует, - глух!

Можно даже, говорят,

Взять руками … (Глухаря)

Как вы думаете, почему я выбрала загадку про глухаря? (будем читать произведение о них )

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением В.П. Астафьева «Капалуха».

Отгадывать загадку

Слушать тему и цель урока

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: слово о писателе;

18 мин

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) - известный советский писатель.

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).

Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать.

Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений: «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты», «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Что надо делать, если вы увидели гнездо? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то потушить хорошо. Если увидели гнездо, то обязательно его пот ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)

Молодцы, вы знаете правила поведения.

Давайте посмотрим на слова, которые встретятся нам в рассказе:

просека - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

космы  - взлохмаченные пряди волос.

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы

Читать слова

К: умение слушать учителя

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: участие в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Практический: физические упражнения

1 мин

Видеоматериал

Выполнять физические упражнения

Л: установка на ЗОЖ 

Практический:

чтение рассказа;

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

анализ рассказа;

15 мин

Сейчас мы прочитаем том, как дети вели себя в тайге.

Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

 Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова.)

Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

Читать рассказ

Отвечать на вопросы

Анализировать рассказ

Зачитывать отрывок

Высказывать свои предположения

П: читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: вопрос №7

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

3 мин

Что вам особенно понравилось в рассказе?

Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

Какую мудрость вы извлекли из урока?

На столах у вас лежат звездочки, если вам было интересно на уроке и вы усвоили материал, разукрасьте в красный цвет, если было скучно и непонятно – в синий.

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Л: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»

Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с =городами Золотого ко...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми...

Конспект урока по по окружающему миру (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...