Конспект урока "В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению на тему

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                                           Выполнил(а) студент(ка) 43 гр.

                                                                                                                                                          Фишер Юлия

                                                                                                                                     Проверил: Казаковцева Л.К.

Отметка: _______________________

                                                                                                             Дата: 21.03.18

Челябинск, 2018

 

Предмет: литературное чтение

Класс: 3а

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями Виктора Юзефовича Драгунского

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • развивать умение прогнозировать содержание произведения.

Личностные:

  • читать и воспринимать на слух произведения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник: "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, «Школа России», презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

Словесный: слово учителя        

1 мин

Здравствуйте, ребята! Проверяем, готовы ли вы к уроку? Молодцы, присаживайтесь.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Садиться на места

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Речевая разминка

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

Посмотрите на слайд:

Сидят на пеньке светлячки,

Надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

Нашел на пеньке червячка.

Прочитайте медленно.

Прочитайте с вопросительной интонацией;

с утвердительной;

с сердитой;

с весёлой;

с ускорением.

А что вы знаете про светлячков? Расскажите. (Рассказы детей.)

Читать

Рассказывать о светлячках

Р: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге;

строят речевые высказывания.

Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

Отгадайте загадку:

Не закат и не рассвет.

Ночью, чей мерцает свет?

Стоит ближе подойти:

Огонёчек не найти.

Это маленький жучок,

Под названьем …(Светлячок)

Как вы думаете, почему я выбрала загадку про светлячка?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением В. Ю. Драгунского «Он живой и светится».

Отгадывать загадку

Слушать тему и цель урока

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: слово о писателе;

15 мин

Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) -советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Родился 17 ноября 1913 года в Америке в городе Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в городе Гомеле. Во время Первой мировой войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актер в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Впоследствии руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка» (1948–1958). Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1940 года публикует и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, клоунады, сценки для эстрады и цирка. С 1959 года Драгунский пишет веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979), «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву». В 1960-х у него выходят книги:

«Девочка на шаре»;

«Заколдованная буква»;

«Друг детства»;

«Похититель собак»;

«Двадцать лет под кроватью»;

«Волшебная сила искусства» и др.

Посмотрите, какие слова вам встретятся в рассказе: брынза - сыр из овечьего молока;

моментально - мгновенно, очень быстро

Гватемала, Барбадос - государства в Америке.                                                             пристально – смотреть сосредоточенно, неотрывно.

Слушать рассказ учителя

Читать слова

К: умение слушать учителя

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: участие в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Практический: физические упражнения

1 мин

Видеоматериал

Выполнять физические упражнения

Л: установка на ЗОЖ 

Практический:

чтение рассказа;

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

анализ рассказа;

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

анализ рассказа;

18 мин

Откройте учебники на странице 102.

Давайте начнем читать по цепочке рассказ

Объясните сравнение - Темные облака были похожи на бородатых стариков.

Что имел в виду Мишка, говоря о Гватемале и Барбадосе?

Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам особенно понравился? Почему?

Ребята, как чувствовал себя Дениска, зная, что мама опаздывает?

Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?

Что Мишка увидел интересного у Дениски?                         На что он хотел его поменять?

Почему же мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?

Ребята, а каким был Мишка?

 Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка?

Как вы думаете, обмен был равноценным?                       Ребята, как вы думаете, почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?

А мама считала такой обмен равноценным?

Почему светлячок был лучше, чем самосвал для Дениски?        

Ребята, как вы думаете, почему Драгунский именно так называет свой рассказ?

Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

А теперь сравним двух героев. Какой Дениска? (Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный.)

А Мишка? (Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.)                                   

То есть ребята по характеру совершенно разные. А теперь давайте подумаем: возможна ли дружба между такими разными ребятами?

Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки).

Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

Как вы понимаете название рассказа?

Читать рассказ

Отвечать на вопросы

Анализировать рассказ

Отвечать на вопросы

П: читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: прочитать выразительно рассказ, нарисовать эпизод

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

3 мин

Что вам особенно понравилось в рассказе?

Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

Какую мудрость вы извлекли из урока?

На столах у вас лежат звездочки, если вам было интересно на уроке и вы усвоили материал, разукрасьте в красный цвет, если было скучно и непонятно – в синий.

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Л: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: В.Ю. Драгунский "Он живой и светится" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Тип урока: открытие нового знанияЦель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научит...