«Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ерзакова Зауре Куаншевна

Тема урока: «Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь» 

Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob.gr_1.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения:

Школа №148                                                                                                  Учитель: Кожевникова Т.И.________

Класс: 1-б                                                                                                            Методист: Солопова Т.В.________

Урок № 1                                                                                                         Студентка: Ерзакова З, 43 гр.

Тема урока: «Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь»  

 

Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.

Планируемые результаты:

  • Предметные: осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

  • Личностные: проявляют интерес к окружающей природе.

  • Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.

Этапы.

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Организационный момент

Словесный метод: сл. учителя

8:15-8:16

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у  вас к уроку?

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Практический :

Артикуляционные упражнения

Наглядный метод: уч. презентация

8:16- 8:19

Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Интонационная разминка

Та-та-та – у нас дома чистота.
        Ты-ты- ты – сметану съели все коты.

-Давайте все вместе хором прочитаем чистоговорки.

Прочитайте шепотом, шевеля губами.

Теперь прочитайте девочки/мальчики, проговаривая каждое слово.

Кто хочет прочитать?

Первую строчку прочитаем тихо, а вторую громко.

Развивать артикуляционный аппарат

Читают чистоговорки

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Актуализация знаний

Практический: чтение букв

Наглядный метод: уч. презентация

8:19-8:25

 -Ребята, на экране вы видите буквы(а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё).

- Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?(да)

Возможны 2 варианта:

1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука.

2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.)

Молодцы!

Отвечать на вопросы учителя.

Делить на группы буквы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Познавательные:

Постановка учебной задачи

Практический: целеполагание

8:25-8:27

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, которая имеет очень необычные свойства. Не зря её называют фокусником. А чтобы узнать, почему ее так называют:

-Отгадайте загадку:

            Зимой и летом одним цветом.   (Ель.) Это дерево нам хорошо знакомо. Ель – жительница наших северных краев. А совсем скоро ель можно будет увидеть и в наших квартирах на Новый год.

         - Давайте произнесём слово медленно.

         - Произнесём 1 звук, 2 звук, 3 звук.

         - Охарактеризуйте 1 звук, 2 звук, 3 звук. Ученик у доски – характеризует и ставит соответствующие  модели звуков.

         - Посмотрите на 2-х уровневую схему.

[ й ,] [ э ][ л ,]

- Ребята, а теперь давайте дополним 2 уровень схемы. Обозначим звуки буквами. Ученик у доски.

 [ й ,] [ э ][ л ,]

      Е             Л        

- Давайте теперь прочитаем слово. Что получилось? (Ел).

- Ребята, как же так? Ведь у нас согласный [ л ,] – мягкий?

- Кто может прояснить ситуацию? (нужна буква «ь»).

-Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

-Какие цели мы поставим на урок?

Знакомство с буквой.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Скажите, а у этой буквы есть звук?(нет) - Посмотрите, как выглядит буква.

- Что вы можете сказать про эту букву? На что она похожа? (половинка буквы Ы, перевёрнутая Р)

Отгадывать загадку.

Произносить звуки хором .

Характеризовать звуки.

Составлять схемы.

Читать  слово.

Формулировать  тему и цели урока.

Слушать стихотворение.

Предполагать как выглядит буква.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Практический: работа с слого-звуковым анализом

Практический: работа со звуковой моделью слова

8:27-8:33

Работа с звуковой моделью.

- давайте составим звуковую  модель слова ружья,

появляется звуковая запись [ружй*а].

-Ребята, кто хочет назвать устная характеристику каждого звука.

-Запишите  слово буквами.

-Ребята, давайте посмотрим как записали свои варианты Авосик и Небойсик. Как вы думаете, они правильно записали?

- Почему появились разные варианты?

-Ребята, запишите правильную позицию на доске. Молодцы! Правильно!

- Ребята, сделайте вывод.

Читать слово.

Работа над слого-звуковым анализом слова.

Работать со звуковой моделью слова.

Работать с звуковой моделью слова.

Делать вывод

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Динамическая пауза

8:33-

8:34

Видеоматериал.

Выполнять соответствующие упражнения

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Практический: работа со словами

Практический: анализ слов

Практический: чтение рассказа

Практический: чтение рассказа по цепочке

Практический: анализ и чтение предложений

Практический: чтение и разбор пословиц

8:34-

8:43

Работа со словами.

-Откройте азбуку на стр.60. Давайте с вами хором прочитаем эти слова в столбиках  по слогам. 

В каждом столбике в словах есть одинаковая буква. Какую работу выполняет эта буква в разных словах? Сравните с моделями дядюшки Ага. Сравнить слова Коля и колья. Этот ь знак называется разделительным.

Какие орфограммы встретились в словах? Коля, ёжик, ель.

Какая работа у буквы ь в слове ель?

Работа над лексическим значением слов:

маяк-башня с сигнальными огнями на берегу моря

курьер - посыльный учреждения для разноски деловых бумаг

курьер - должностное лицо для разъездов со специальными

поручениями

– Назовите слова, которые обозначают один предмет. А теперь назовите слова, которые обозначают много предметов. 

Молодцы!

Послушайте загадку и скажите о какой птичке идёт речь.

Мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет , крохи собирает.

По полям ночует, коноплю ворует.

-Конечно о воробье.

-На странице 62 вы видите рассказ. Давайте его прочитаем, начинаем с 1 ряда по предложению, по цепочке.

– О ком говорится в рассказе?

-Кто нашел слова в тексте , где есть мягкий знак?Кто может их перечислить?

 (воробьи, только, примелькались, воробьиной, очень, сказать, пролетать, шестьсот, делать, дальше.) Какую работу выполняет буква ь в этих словах?

Слушать установку учителя.

Читать хором слова.

Отвечать на вопросы.

Придумывать пары слов

Перечислять месяца с мягким знаком.

Слушать установку учителя.

Читать по цепочке рассказ.

Отвечать на вопросы.

Анализировать слова.

Работать на лексическим значением слов.

Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;  действия с учетом выделенных ориентиров.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Итог урока.

Рефлексия.

Практический: оценка деятельности

8:43- 8:45

Какая была тема урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нужен мягкий знак?

–– Что вызвало затруднение? Почему?

Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей.

А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности.

Поднимите руки те, кто: ничего не понял.

- Урок окончен. Ребята, до свидания.

Отвечать на вопросы учителя.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв...

«Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь»Цель деятельности учителя:продолжить изучение способа обозначения звука [ й' ] в позиции – посл...

«Обозначение мягкости согласных звуков. Перевод звуковой записи слова в буквенную.»(Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение мягкости согласных звуков. Перевод звуковой записи слова в буквенную.»Цель деятельности учителя: Формировать представления о способах обозначения мягкого согласного звука пере...

Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е

Цель: познакомить с обозначением звука Й с помощью букв Й, Я,Е,Ё, Ю...

Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е

Цель: познакомить с обозначением звука Й с помощью букв Й, Я,Е,Ё, Ю...

«Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е»

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему «Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е» ...