УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Капалуха" 3 класс (2 урок)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Баркина Раиса Александровна

Капалуха. Второй урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                 Выполнила студентка 45 гр.

                                                       Ф.И.: Гуляева Раиса  

   Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «Б»

Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»

Цели урока: продолжить знакомить учащихся с произведением «Капалуха» В. Астафьева.

Планируемые результаты:

  • Предметные

- научатся читать и воспринимать на слух произведение;

- видеть и понимать поступки героев;

  • Личностные

- прививать интерес к чтению;

- придумывать свои рассказы о животных;

- использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное.

Тип урока: Закрепление

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, часть 2 (программа «Школа России»); учебная презентация.

Этап урока.

Методы и приемы.

Хроно

метраж

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

К: настраивать на урок, знакомятся с учителем.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: хоровое чтение

речевая разминка

3 мин.

- Ребята, чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. На доске вы видите скороговорку:

От топота копыт, пыль по полю летит.

- Прочитайте медленно

- Прочитайте шопотом

- Прочитайте быстро.

Проверка домашнего задания.

Читать с разной интонацией и темпом.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

ответы на вопросы

1 мин.

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Сегодня мы будем продолжать знакомство с рассказом «Капалуха»)

Формулировать тему и цель урока.

Р: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока.

V. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

IV. Динамическая пауза

6 мин.

1 мин.

24 мин.

1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)

2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)

3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник) - Прочитайте эти строчки.

4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)

5. Сколько яиц было в гнезде. (4)

- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.

6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?

- Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)

- Почему она хотела улететь?

(Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)

- Что особенно поразило ребят, прочитайте.

7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

- Почему ребята решили не трогать гнездо?

8. Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Раз, два - стоит ракета, (руки по очереди вверх)

Три, четыре - самолёт, (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши, А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -        

 Руки выше,         Руки вверх, потянуться

 плечи шире         Руки в стороны, предплечья вверх

 Раз, два, три, четыре - И на месте походили.

9. Какими словами можно охарактеризовать капалуху?

(Заботливая, бесстрашная, смелая, самоотверженная)

- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)

10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор?  (Люби живое! Вокруг много интересного».  Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)

- Давайте попробуем составить синквейн на тему капалуха.

1 сущ – капалуха

2 прил – заботливая, самоотверженная

3 гл – металась, взлетела, сидела

Предложение – Каждую каплю своего тепла отдает зарождающимся птицам.

Синоним – глухарка

- Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.

1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.»

Послушайте его:

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

2 абзац - последний.

«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

- Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?

- О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме.

Мама - это значит нежность,

Мама - это ласка, доброта,

Мама - это безмятежность,

Мама - это радость, красота!

Мама - это на ночь сказка,

Мама - это утренний рассвет,

Мама - в трудный час подсказка,

Мама - это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,

Мама - это снег, осенний лист,

Мама - это лучик света,

Мама - это значит ЖИЗНЬ!

Отвечать на вопросы.

Повторять движения за учителем.

Отвечать на вопросы по тексту.

Анализировать отрывки из текста.

П: расширение общего кругозора учащихся.

К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Р: мобилизовать силы и энергию.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание.

VI. Включение в систему знаний.

Беседа.

VII. Рефлексия деятельности

4 мин.

Подведение итогов урока

С каким автором познакомились? Какой рассказ прочитали? О ком он? Что больше всего понравилось?

За что вы хотели бы похвалить себя?

Домашнее задание: биография В. Драгунского.

Спасибо за урок.

Подводить итоги урока.

Анализировать свою работу на уроке.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.4 класс Тема урока :"Нахождение нескольких долей целого".

Тема урока: Нахождение нескольких долей целого.Цель учителя: формирование знаний о нахождении нескольких долей целого.Задачи:-создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких ...

Урок технологии 2 класс. Тема урока: Работа с картоном. «Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией».

Цели урока:1.            Закрепить первоначальные знания учащихся о форме, , познакомить с разнообразными  способами.2....

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...