Конспект урока по литературному чтению Е.И. Чарушин «Кабан»(4класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шульгина Надежда Владимировна

Вашему вниманию представляю конспект урока по литературному чтению на тему: Е.И. Чарушин «Кабан»(4класс, УМК "Школа России")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые
 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап самоопределения к деятельности.    
Словесный метод.

-беседа

Диалоговый

1 мин

Здравствуйте, ребята!  

Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.

(Слайд 1) Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

- И так, что мы будем делать сегодня на уроке? (Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать, и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).

Приветствовать, слушать учителя

Включаться в учебную деятельность. Поддерживать диалог.

Отвечать на вопросы.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и мотивация.
Практический

Словесный


1 мин

5 мин

1 мин

2 мин

 - Давайте вспомним, какое произведение вы изучили на прошлом уроке? («Выскочка»).

- Теперь проверим, как вы усвоили материал.

- У каждого на столе лежат листочки с тестами. Выберите один правильный ответ на вопрос и запишите нужную букву в таблицу.

Тест

1.Кто автор рассказа «Выскочка»

А) А.И.Куприн Б) М.М.Пришвин В) К.Г.Паустовский

2.Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

3. Откуда приехала Вьюшка?

А) с р.Енисея  Б) с р. Бии  В) с о.Байкал

4. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась   Б) сторожила  В) охраняла хозяина 

5. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия»   Б) «Байкал»    В) «Виться»

6. Как выглядела Вьюшка?

А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

Б) ушки, как рожки, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

7. Какая трава росла во дворе?

А) майник Б) мурава В) медуница

8. В какое время года происходят действия А) ранняя весна Б) зимний денёк В) поздняя осень

9. Сколько сорок было в сорочьей семье?

А) семь Б) шесть В) пять

10. Нет в сорочьем быту большего сраму,…как А) как лишиться семьи Б) как остаться одной В) как лишиться хвоста.

- А сейчас, каждый из вас почувствует себя в роли учителя. Обменяйтесь карточками с соседом по парте.

Работа в парах

Проверка теста(на слайде 2 - ключи и нормы оценок: 9-10 правильных ответов – оценка «5», 7-8 правильных ответов -«4», 5-6 правильных ответов -«3».)

- Потрудились мы на славу и сейчас проведём речевую разминку.

Речевая разминка. (Слайд 3)

Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.

- О ком идет речь?

- А вы знаете кто такой кабан?

(Слайд 4)

Кабан (дикая свинья) – это крупное хищное животное. Живёт он в лесу. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях. Питается желудями. Тело кабана покрыто густой щетиной.

- Поделимся впечатлениями о рассказе.

а) прочитайте хором

б)1 ряд – читает в полголоса, чтобы предостеречь.

в) 2 ряд - читает с испугом

г) все вместе - читаем очень быстро в темпе скороговорки.

Отвечать на вопросы.

Решать тест

Выполнять проверку

Читать скороговорку

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания(П); выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К); учет разных мнений (К);

3. Постановка учебной задачи.

Словесный метод

- беседа

Объяснительно-иллюстративный

Частично-поисковый

Прогнозирование

3 мин

А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия?

YNЧQWАRРSУUШYVИZН (Чарушин) (Слайд 5).

- Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.

- Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Е.И.Чарушин? лайд 6) (Чарушин писал о животных, птицах и о природе.)

- Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. (На доске написаны слова:

Клетка,   Акварель,   Быстро,   Акулька,   Ноздри

- Как называется это произведение?

(Произведение Чарушина Е.И. называется «Кабан».)

- Какова же тема сегодняшнего урока?

(«Евгений Иванович Чарушини "Кабан"») (Слайд 7).

- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.

(Слайд 8)

(Цель: познакомиться с творчеством Евгения Ивановича Чарушина и его рассказом «Кабан»; учиться правильно, выразительно читать рассказ, анализировать его, отвечать на поставленные вопросы)

- Ребята, вспомните, какие произведения Чарушина мы читали с вами раньше. (Щур. Томкины сны и т.д.)

Отметьте это в рабочей тетради на странице 81.

- Чему учат эти рассказы? (Любить животных, бережно относиться к ним.)

Выдвигать предположения темы урока.

Ставить цель.

самоопределение (Л);

целеполагание (Р); постановка и формулирование

проблемы (П);

извлечение необходимой

информации из текстов (П);

4. Открытие нового знания.
Словесный метод

- беседа

- рассказ

Наглядный метод

- демонстрация

Физ.минутка

3 мин








1-2 мин

7-10 мин

Знакомство с жизнью и творчеством писателя
(Слайд 9)
- Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал). Годы жизни 1901 - 1965

Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.
Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику.
Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

- Давайте вспомним, какие животные были дома у Чарушина.
В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

- В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книгиза иллюстрации, сделанные к книге С.Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. (Слайд 10)

 (Слайд 11)
- Как вы думаете, как называется  художник, который рисует животных? (анималист). Чарушин был прекрасным анималистом (повесить слово на доске). Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

А теперь мы с вами немножко отдохнем.

 Опускается туман, (руки в стороны)
Просыпается кабан. (марш на месте)
Роет землю у реки, (круговые движения руками)
Точит острые клыки. (повороты головы)

-Ребята, я очень люблю произведения Чарушина, думаю, что и вы тоже. Сейчас я начну читать рассказ, а вы продолжите и все непонятные слова, которые встретятся в тексте, выделяйте карандашиком. Потом мы объясним их значение.

Слушать учителя

Повторять движения

анализ, синтез, сравнение,обобщение, аналогия(П);

извлечение необходимой

информации из текстов (П);

5. Первичное закрепление

Словесный метод

- рассказ

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный

Диалоговый

4 мин

Словарная работа (Слайд 12)

Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад.

Давайте дадим им объяснение (читают и объясняют дети)

1) студень - холодец;

2) зуд - чесотка;

3) гуськом - друг за другом;

4) небоскреб - высокий;

5) буянит – играет;

6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;

7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы. (Мы слышим засад, а пишем – зоосад.)

Проверка первичного восприятия

-Понравился ли вам рассказ?

- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.)

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

- Грустное оно или веселое?

- Было ли вам страшно за автора?

- А в какой момент стало страшно автору?

- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал ).

Выполнять задание

Строить логическую цепь рассуждений(П); анализ, синтез, сравнение,обобщение, аналогия(П); выполнение действий по алгоритму (П); контроль и самоконтроль учебных действий(Р);

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический метод

- упражнение

Исследовательский

Словесный метод

- беседа

5-6 мин

Ребята, какие слова могут нам помочь представить характер обитателей зоосада?

А чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно объединиться в пары, прочитать рассказ еще раз и в рабочей тетради заполнить таблицу.

Желающие нам представят свои варианты (2-4 чел.)

Работа с рабочей тетрадью.

Выполнять задание письменно

контроль и самоконтроль учебных действий(Р);

извлечение необходимой

информации из текстов (П);

7.Включение в систему знаний

Словесный метод

- беседа

1 мин

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

Почему?

-Какой порок высмеивают пословицы?

Выполнять задание

применять базовые знания для решения конкретной проблемы(П); анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия (П);установление причинно-

следственных связей(П); контроль, коррекция, оценка (Р)

8. Рефлексия деятельности
(по продукту)

Словесный метод

- беседа

3 мин

- Что нового вы открыли для себя о Е.И.Чарушине?

- Понравился вам рассказ?

- Что полезного вы вынесли из этой истории?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли мы эту цель?

- Какие возникли трудности?

А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на парте лежат желуди, на доске висит дерево, которое поделено пополам, на одной стороне, где плоды – вам понравился урок, вы довольны своей работой, на второй стороне – что-то не понравилось, не довольны своей работой.

 

Подводить итоги

отслеживать цель учебной деятельности(Р); рефлексия способов и условий

действий (П); самооценка (Л); адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности (Л);

   Дата: 14.02.17
  Школа: №152                                                                                                      Учитель: Селянина Н. В

   Класс: 4 «а»                                                                                                          Студентка: Шульгина Н.

   Кабинет: 215                                                                                                       Методист: Солопова Т.В.


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Е.И. Чарушин «Кабан»

Цели деятельности учителя:
1) стимулирование познавательной деятельности учащихся; расширение знаний учащихся о творчестве Е.И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»

2) помощь в активном восприятии изучаемого материала, соотнесение старых знаний с новыми; расширение и активизация словарного запаса детей;

3) привитие любви и бережного отношения к природе, животным.

Планируемые результаты:
Предметные: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания  в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.

Личностные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Тип урока: урок открытия нового знания 


Оборудование: презентация, УМК «Школа России» «Литературное чтение» 4 класс, карточки, дерево и желуди из бумаги для рефлексии, распечатанные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.

Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России», Тема: рассказ В.Бианки «Музыкант».

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: рассказ В.Бианки «Музыкант».Урок №51 стр.142-145 (уч.) Цель урока: научиться составлять подробный пересказ произведен...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по УМК Школа России В. М. Гаршин " Сказка о жабе и розе" учитель Фролова В.Г. МБОУ Сонская сош

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему В.М. Гаршин " Сказка о жабе и розе"  на уроке использованы приемы, направленные на развитие беглого чтения....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Мышонок Пик» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока  по литературному чтению....