Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской  программой «Русский язык. 0 – 4 классы», (раздел «Устная речь»),  Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская.

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, С. В. Комарова «Устная речь» для 2 класса, допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2016г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9

г. Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  29.08.2017 года протокол № 1

Председатель_________/__________

                    подпись руководителя ОУ          ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету: Речевая  практика

Уровень образования (класс): начальное  общее  2  класс

Количество часов: 34

Учитель: Пушкарева Татьяна Васильевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской  программой «Русский язык. 0 – 4 классы», (раздел «Устная речь»),  Москва, «Просвещение», 2013 г.; авторы программы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская.

Пояснительная записка.

Рабочая  АООП НОО  по предмету  «Речевая практика»  для обучающихся с умственной отсталостью  составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью;
  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Так же использованы:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В. «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»)», издательство Москва «Просвещение»2010г., допущено Министерством образования и науки РФ.
  • Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, С. В. Комарова «Устная речь» для 2 класса, допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2013 г.

Цель: подготовить учащихся с нарушением интеллекта к развитию их собственной разговорной речи как средству общения с целью включения младших школьников в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить детей строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.  

Специальной образовательной, коррекционной и воспитательной задачей является:

  • развитие умения школьников пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания.

Обоснование выбора содержания.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений  обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Общая характеристика учебного предмета «Устная речь».

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и пр.). Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.

Аудирование. Выполнение простых и составных инструкций. Слушание

литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей.

Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания. Выбор атрибутов речевой ситуации. Составление связного высказывания.

Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного и письменного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Место курса в учебном плане

        Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика  2 «А» класса Буланова Руслана.

Учебный план обучения на дому предусматривает 1 час в неделю, всего 34 часа. Индивидуальная программа составлена с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям. Содержание программы рассмотрено на МО учителей начальных классов 28.08.2017г.  и утверждено на педсовете 29.08.2017г. Приказ № 1.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета                  «Речевая практика».

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные        (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

 1 Личностные результаты освоения АООП:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный  взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному  поведению в природе и обществе.

Предметными результатами изучения курса «Речевая практика», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

  • выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
  • использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон  речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
  • участвовать  в  ролевых  играх,  внимательно  слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;
  • здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
  • называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
  • пересказывать их содержание, опираясь на картинно- символический план.

Базовые учебные действия

2 Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3 Регулятивные:

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

4 Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видородовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,  предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета (курса).

  1. Аудирование. Слушание и   произнесение  ряда слоговых комплексов и слов. Запоминание и произнесение  ряда слоговых комплексов и слов. Слушание и повторение слов,  близких по звучанию. Выполнение действий с предлогами. Выполнение движений по  инструкции учителя. Выполнение заданий по  инструкции учителя. Выполнение  заданий,  записанных на магнитофонной ленте. Соотнесение с  картинками предложений, содержащих слова – «родственники».

II. Дикция и выразительность речи.

Игровые упражнения. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Заучивание чистоговорок  с голоса учителя. Заучивание  четверостиший с голоса учителя. Отчетливое и выразительное  произнесение заученных чистоговорок. Отчетливое и выразительное  произнесение заученных четверостиший. Дыхательные  упражнения. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.  

Выразительность устной речи. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные   упражнения с использованием  силы голоса. Хоровые   упражнения с использованием  силы голоса. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи: мимика и жесты. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего  тона голоса. Повторение по теме: «Дикция и выразительность речи».

III. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексическая тема «Школа». Играем в сказку.

Лексическая тема «Я за порогом дома».

Лексическая тема «Я в мире природы». Истории о лете. У меня есть щенок.

Лексическая тема «Я – дома».  Где я живу. Семья. Семейные традиции, обычаи, праздники. «Алло! Алло!»  Одежда.

Культура общения.

Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия. Расширение слов для прощания.

Тренировочные упражнения

Использование тона голоса, мимики и жестов в  речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом материале. Обобщающий урок по теме «Культура общения».

Перечень учебно-методической литературы:

Основная литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений                     (1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В. "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»)", издательство Москва "Просвещение"2010г., допущено Министерством образования и науки РФ.
  3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, С. В. Комарова «Устная речь» для 2 класса, допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2013 г.

СОГЛАСОВАНО                           Заместитель директора по УКР

______________ /________________/

     подпись                  расшифровка подписи        

____________

     дата                               

СОГЛАСОВАНО                        

Протокол заседания МО                    

от  28.08. 2017г      

_____________/ ______________/

   подпись              расшифровка  подписи  

                               руководителя МО ОУ

     

Тематическое планирование по предмету

 Речевая практика

2 класс

п/п

     Тема раздела.

Кол-во часов.

I

Я в мире природы.

1.1

Истории о лете.    

2

1.2

У меня есть щенок.

2

II

Школа.

2.1

Играем в сказку. «Три поросенка».

3

2.2

Играем в сказку. «Красная шапочка».

3

III

Я дома

24ч

3.1

Где я живу.

2

3.2

Семья.

2

3.3

Семейные традиции, обычаи, праздники.

5

3.4

«Алло, алло!»

4

3.5

Семейные традиции, обычаи, праздники.

5

3.6

Одежда.

6

Итого

34ч

№ п/п

Тема раздела, урока.

Кол- во часов

I

Я в мире природы.

1.1

Истории о лете.    

1

Истории о лете.            

1

2

Я расскажу вам, как отдыхал.                        

1

II

Школа.

2.1

Играем в сказку.

3

«Три поросенка». Знакомство со сказкой.                    

1

4

«Три поросенка». Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.            

1

5

Играем в сказку. Инсценировка сказки «Три поросенка».        

1

III

Я дома

3.1

Где я живу.

6

Дом, квартира.  Опасные предметы в доме.

1

7

Я – дома.  Опасные ситуации.

1

3.2

Семья.

8

Семья. Родители и дети.

1

9

Обязанности  детей  в семье.

1

3.3

Семейные традиции, обычаи, праздники.

10

В воскресенье все дома.  Совместные занятия членов семьи.

1

11

Новый год! Готовимся к празднику.

1

12

Новогодние чудеса.

1

13

Новогодние поздравления. Принятие поздравлений от другого человека.

1

14

Новый год! Вручение и принятие подарков.

1

3.4

«Алло, алло!»

15

Телефонный разговор.  Расскажи о себе.            

1

16

«Алло, алло!»  Обращение, привлечение внимания в телефонном разговоре.                         

1

17

Я звоню в экстренные службы.  Четыре важных сигнала -                 01, 02, 03, 04.                  

1

18

Занятие - игра "Телефонный разговор».                  

1

3.5

Семейные традиции, обычаи, праздники.

19

С днём рождения! Поздравление,  пожелание.                    

1

20

С днём рождения! Накрываем на стол.      

1

21

С днём рождения! Знакомство,  представление, приветствие.                  

1

22

Подарки на день рождение.                      

1

23

День рождения! Провожаем гостей.

1

I

Я в мире природы.

1.2

У меня есть щенок.

24

У меня есть щенок!  Игры с щенком.      

1

25

Знакомство со стихотворением   С. Михалкова  «Мой щенок»

1

II

Школа.

2.2

Играем в сказку.

26

«Красная шапочка». Знакомство со сказкой.    

1

27

«Красная шапочка». Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.

1

28

Играем в сказку. Инсценировка сказки «Красная шапочка».  

1

III

Я – дома.

3.6

Одежда.

29

Одежда. Пальто, платье.  Рубашка,  пиджак. Назначение.

1

30

Одежда. Кофта, свитер, юбка. Назначение.

1

31

Одежда для улицы и для дома.

1

32

Одежда для мальчика               и для девочки.

1

33

Уход за одеждой (сухая чистка,  вытряхивание, проветривание, хранение).

1

34

Я правильно одеваюсь (по погоде).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы  и  человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...

Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основн...

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 6.3) 1-4 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обуч...