Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Петряшова Екатерина Константиновна

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_izobretatel_konspekt.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

                                                                                             Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

УМК: «Школа 2100»

Тема: Птицы с «характером» (М. Пришвин «Изобретатель»).

Тип урока: комбинированный

Цель: знакомство с  произведением М. Пришвина  «Изобретатель»

Задачи урока:

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух; 
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; 
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста;
  • выказывать и аргументировать своё отношение к героям, выражать эмоции;
  • воспитывать образованного творческого читателя;
  • воспитывать любовь и интерес к чтению.

Познавательные УУД:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • ориентироваться на развороте учебника;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрация.

.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по совместно составленному плану.

Коммуникативные УУД:

  • развивать  умение слушать и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развивать  умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Педагогические  технологии, использованные на уроке:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология развития критического мышления
  • здоровьесберегающие

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма, диск «Фонохрестоматия к учебнику литературное чтение  4 класс»

Средства обучения:

  • учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»;
  • рабочая тетрадь Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева;
  • карточки-таблицы;
  • толковый словарь.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Орг. момент. 

II.Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята. Пусть этот урок несет вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

-Сегодня мы побываем в привычном, но необычном для нас мире – мире животных. Видеофрагмент « В мире животных»

- Вы любите животных?

- Где можно увидеть животных?

- С ними можно познакомиться  и  в литературе.

Настраиваются на урок, желаю друг другу удачи.

                                                                        Да.                                                                               В зоопарке, в лесу, цирке, заповедниках……

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  III. Мотивация к учебной деятельности.

IV. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы

Словарь

VI. Работа с текстом

V.Этап открытия нового знания.

VI. Этап применения нового знания

Введение в тему урока.

- Послушайте загадку и определите тему урока:

У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы- доска)

-А я предлагаю поговорить о птицах с характером

Тема урока: «Птицы с характером».  Слайд 5.

-Какой возникает у вас вопрос?

- М. Пришвин поможет нам ответить на этот вопрос.  А так же  приоткроет  еще одну страничку этого  удивительного мира животных. Современники называли Пришвина -птичником.

- Давайте убедимся в этом.

 Работа с учебником

 -Откройте учебник на стр. 93.

-  Над  каким произведением  мы будем с вами работать?                         - Дополните тему урока.

- Кто такой изобретатель?

-Подберите синонимы к этому слову.

В толковом словаре Ожегова написано:

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ – тот, кто создал, изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное.

Изобретателем может быть только человек или животное тоже?

- Рассмотрите иллюстрации к тексту.

-Можно ли по иллюстрации предположить, о чем пойдет речь?

 - Предположите о чём этот рассказ?

- Как вы думаете, почему заголовок текста заключён в кавычки?

- Какую учебную задачу поставим перед собой?

Словарная работа. Найти в толковом словаре. Слайд

Дикие кряковые утята

Селезень

Пустая голова

 Работа с текстом во время чтения.

Чтение вслух (по предполагаемым частям) с вопросами после каждой части.

1 часть (Дикие утята) читаем по цепочке с остановками

Вопросы:

-От чьего имени написан рассказ?

-Как утята появились у рассказчика?

-Зачем автор взял трех утят себе?

- Попробуйте предположить, что может произойти дальше?

2 часть (Как Пиковая дама стала утиной мамой)

читаем в паре, ищем ответ на вопрос

-Оправдались ваши предположения?

-Зачем люди сделали во дворе кочки?

- Почему автор назвал утку Мусю “пустая голова”?

- Кто такая Пиковая дама?

- Кто может высиживать утиные яйца, кроме утки?

- Что будет дальше?

3 часть (Почему рассердилась Пиковая дама)

читаем по ролям (распределить):

  • курица
  • автор;
  • утята
  • утка

-Предположение подтвердилось?

-Как люди ухаживали за утятами первое время?

-Почему утка повела утят к пруду, а курица - в огород?

-Почему Пиковая Дама была сердита?_(докажите в тексте ) 

- Почему они не захотели жить с курицей?

- Что будет дальше?

4 часть (Как он выбрался из корзинки?)

самостоятельное чтение и ответ. Почему Пиковая Дама весь день была сердитая?

-Где находились утята всю ночь?

- Как  автор  называет  утенка?

Почему?

- Какой вопрос задаёт сам себе и нам тоже автор.

Физминутка

Закрыли глаза, сейчас мы представим себя в роли утенка-изобретателя. Представили большую корзину, мы спим вместе с уткой и утятами. Включается свет – открываем глаза. Карабкаемся по перьям утки – глаза вверх, стоим на крою корзины – вытаращили глаза, страшно, зажмурились, вытаращились, зажмурились. Утенок прыгнул вниз – глаза в пол, осмотрелся, сделали восьмерку глазами. Массаж.

5 часть (Эксперимент с ленточкой) Дети  задают толстые вопросы к отрывку. Самостоятельное чтение

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как вы думаете, как утёнок мог вылезти из корзины?

6 часть (Изобретатель) – читает учитель

- Можно ли назвать утёнка изобретателем? Почему?

-Что заметили? Как написано слово  «изобретатель»?                       -Почему? 

- А почему в начале это слово дается в кавычках?.

 - Как можно по - другому назвать утёнка?

Делаем вывод: это стало его именем. 

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос “могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?

Слайды “животные –изобретатели (слайды  8, 9)

-Да, мы с вами убедились, что животные  изобретательны и этим похожи на людей.

-Вспомните  тему урока.

-На какой вопрос мы должны ответить?

- Есть ли у птиц Пришвина прозвища, имена?

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определённое поведение, индивидуальный характер?

-Разворачиваемся друг к другу в четверки

– Понаблюдайте, как рождаются  характеры птиц в рассказе Пришвина. Подготовьте сообщение  по плану о Дусе, о Пиковой Даме, об Изобретателе.

Каждая группа получает  карточку.

а) прозвище птицы;

б) её поступки, поведение;

в) характер птицы;

г) отношение автора к птице.

1-4 группы-сообщения, 5-6 гр. – синквейн, 7 группа – пословицы.

Выступление групп. Слайд 10,11.12

-Пришвин рассказывает реальную историю из жизни. И таких историй очень много.

- Давайте вернёмся к проблемному вопросу и попробуем ответить на него. Слайд 13,14

-Какое открытие делает писатель? Как он об этом рассказывает?

Сделаем вывод

- Главным становится не внешнее описание птицы, а создание её «характера», выделение каких-либо индивидуальных особенностей. 

Птицы – тема урока

Может  быть у птиц характер?                                                           

                                                               

М. Пришвин «Изобретатель»

Тема урока: «Птицы с характером». (М. Пришвин «Изобретатель»).

Ответы детей.                            Выдумщик, фантазёр», сочинитель. (синонимы)

Ответы детей.

Предположения о содержании текста.                                                  Название произведения, кличка чья-либо, и др. варианты ответов.                                                              

Ответить на вопросы: Изобретателем может быть только человек или животное? Может  быть у птиц характер?                                                            Ответы детей.

От имени автора.                                       Автор взял их себе на воспитание.

Во дворе жили куры и гуси, не было уток.

Ответы детей.                                              

Чтобы утки чувствовали себя  как дома. Она отказалась высиживать яйца. Курица может высиживать утиные яйца.                                         Предположения детей

                                                                   

Воин ростом с огурец.                                 Показывает, что утенок очень мал. Но смог выбраться из корзинки.                        Как же мог такой воин выбраться из корзинки?

                                                                                         

Да, он придумал способ выбраться из корзины.                                                                          

Слово изобретатель написано с заглавной буквы, потому что стало именем утенка.                                      

Утенок его еще не заслужил.                                                          

Смышленый,  догадливый, сообразительный)                   Изобретателями могут быть не только люди, но и животные.

Птицы с характером.

Может у птиц быть характер?

Пиковая Дама – 1  гр., Муся – пустая голова – 2 гр., Дуся – 3 гр., Изобретатель – 4 гр.

Каждая группа получает листок с заданием и готовится к  выступлению.

 Группа №1.  Курица

Прозвище птицы

Её поступки, поведение

Характер птицы

Отношение автора к птице.

                                                                       

У птиц тоже есть свой "характер" и его можно увидеть, если внимательно за ними наблюдать.                                 Автор поведал о материнстве, о разных отношениях мам к своим деткам, о разных характерах. На примере утки и курицы  мы видим,  как они заботятся о своем потомстве, учат их, переживают. И как по- другому относится утка Муся.      «Пустая голова»,  – говорит автор.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Рефлексия

 Каждый из вас  сегодня может попробовать  стать писателем.    Слайд 16.                                                               Рефлексия в форме синквейна (пятистишия)

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

ИЛИ  - Выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:

Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

Сметлив и хитер - пятерым нос утер.

Умному свистни, а он уже смыслит.

Дружба заботой да подмогой крепка.

-Расставьте пункты плана в нужном порядке

Деформированный план

        Эксперимент с ленточкой.

        Дикие утята.

        Как Пиковая дама стала утиной мамой.

        Изобретатель.

        Как он выбрался из корзины?

        Почему рассердилась Пиковая дама?

Рефлексия в форме синквейна

1. Изобретатель.

2.Находчивый, смышленый.

3. Свистел, придумал, выбрался.

4.   Изобрел способ вылезти из корзины

5.Утенок - выдумщик!

Деформированный план

1 Дикие утята

2 Как пиковая дама стала утиной мамой

3 Почему рассердилась Пиковая дама?

 4 Как он выбрался из корзинки?

5 Эксперимент с ленточкой

6 Изобретатель

Итог урока

Обобщающая беседа.    

-Понравилось произведение М Пришвина «Изобретатель»? Чем?

- Что узнали нового для себя, чего раньше не знали?

-Каким человеком вам видится автор этого рассказа? Слайд15

- Как вы думаете, какими качествами обладал М. Пришвин?

- В начале урока я вам сказала, что современники  называли М. Пришвина …(птичником)….. Почему?

-Чем необычны птицы в изображении Пришвина? 

Какая учебная задача была поставлена на уроке?

- Решили мы ее с вами?  

Значит цели  урока достигнуты.

Добрый, отзывчивый, любящий природу и всё живое.

Ответы детей.

 Домашнее задание.

Вернемся к автору, который создал этот интересный образ изобретателя.

  1. О М.Пришвине говорят:
    писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома статью С.Маршака «Сила жизни».
  2. По желанию:
  • составить рассказ об изобретательном домашнем питомце.

Самооценка:  пьедестал 

Сейчас идет Олимпиада 2018 г в Пченхане. И мы как участники олимпиады будем себя оценивать. Напишите первую букву своего имени и поставьте ее на то место, на которое вы заслужили.

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....