Обобщающий урок по литературному чтению"Сказочный мир А.С.Пушкина."
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Сценарий урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_lit.chteniyu.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"

Цели:

  • Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.
  • Учить выделять главное, значимое.
  • Учить мыслить самостоятельно.
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать память, мышление, внимание.
  • Развивать творческие способности.
  • Прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина;
  • презентация: "Мой А.С.Пушкин",
  • рисунки детей к сказкам Пушкина,
  • выставка книг А.С. Пушкина.
  • Ход урока.
  • Ученик:
  • Все в нем Россия обрела -
    Свой древний гений человечий,
    Живую прелесть русской речи,
    Что с детских лет нам так мила, -
    Все в нем Россия обрела.
    Мороз и солнце:
    Строчка - ода.
    Как ярко белый свет горит!
    Доныне русская природа
    Его стихами говорит.
    (Н.Доризо)
  • Учитель. Ребята, какой у нас сегодня праздник?
  • А как вы думаете, где живут сказки?
  • Да! Сказки живут в книжке. Книга - это домик сказок. Посмотрите на эту большую книгу. В ней прячется много сказок. Слушать вам их - не переслушать, смотреть - не пересмотреть! Какие бывают сказки?
  • Ученики. Сказки бывают народные и авторские, или литературные.
  • Учитель. Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир. "Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.
  • И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Кто правильно назовет сказки Пушкина?

Ученики .

  • "Сказка о рыбаке и рыбке".
    "Сказка о попе и о работнике его Балде".
    "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
    "Сказка о Золотом петушке".
    "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Стихи о сказках.

  1. Когда я не умел еще читать,
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда,
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала,
    Мне бабушка однажды рассказала.
  2. Про царевну-лебедь и Гвидона,
    И про жадного царя Дадона,
    Я из сказок Пушкина узнала,
    Много их уже я прочитала.
  3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи,
    И взрослым, и ребятам – всем близки!
  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

Продолжи строчки:

а)

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир (приготовила б я пир…)

б)

«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна  (наткала б я полотна)

в)

«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя (родила богатыря)

Г.)  Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно
(Тридцать  лет и три года)

Задания Кота учёного.

Ведущий:

К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж. Я начну читать , а вы помогайте:

“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом. (Входит Кот)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит”.

Кот учёный:

Не случайно я к вам зашёл.

Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я – Кот учёный.

(Поэма “Руслан и Людмила”)

Ответьте на мои вопросы.

Задания:

  1. Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря?
  2. На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
  3. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
  4. Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
  5. Какую песню исполняла белка-чудесница?
  6. Сколько раз забрасывал старик сеть в море?
  7. Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке?
  8. Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
  9. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
  10. Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (ветер)

Ученики:

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
“У лукоморья дуб зеленый”
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвндона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!

   

Ведущий. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас интересные вопросы.

  • Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (о. Буян.)
  • За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)
  • Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
  • Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
  • Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер.)
  • Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко.)
  • В кого превращается князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
  • Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон.)
  • Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка.)
  • Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (Петушок.)
  • Как звали девушку, в облике которой было что-то необычное, но это её не портило? (Царевна Лебедь.)
  • Сколько раз старик ходил к морю? (Пять.)
  • Кто был меньшим братцем Балды? (Заяц.)
  • Исполнительница желаний в сказке А. С. Пушкина. (Золотая рыбка.)
  • Любимый предмет злой мачехи, на который она сердилась. (Зеркальце.)
  • Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка.)
  • Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля.)
  • От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка.)
  • Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября.)
  • Кто вёл строгий учёт орехам? (Дьяк.)
  • Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? (Из скорлупок.)

Учитель. В конце нашего турнира мне хочется открыть вам, ребята, маленький секрет. Сказки, которые мы с вами сегодня вспоминали, были написаны А. С. Пушкиным для взрослых в пору творческого расцвета поэта, одновременно с самыми глубокими и серьёзными произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность. Надеюсь, что вам захочется ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев. а когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывать для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока по литературному чтению "Я и мои друзья"

В разработке представлены виды работ для обобщения и закрепления знаний по изученной теме. На уроке учащиеся работают в группах, соотносят смысл пословиц с темой и содержанием произведений,оценивают с...

Обобщающий урок по литературному чтению "Как хорошо уметь читать"

Литературная викторина «Как хорошо уметь читать!» составлена по программе Ефросининой Л. А «Литературное чтение». Цель занятия: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся,...

Обобщающий урок по литературному чтению "И в шутку, и всерьез"

"И в шутку , и всерьёз" обобщающий урок по литературному чтению 2 класс...

Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".

Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".(соответствует ФГОС ,с тестом)...