Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Куриленко Оксана Викторовна

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie_1.docx55.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г. Воркуты

Развитие критического мышления младших школьников

на уроках литературного чтения.

Секция 2. Инновации в школьном образовании

(начальное общее образование)

Автор: Куриленко Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

г. Воркута

2018

Оглавление

Введение

2-3

Основная часть

4-7

Практическая часть

8-18

Выводы

19

Литература

20

Развитие критического мышления младших школьников

на уроках литературного чтения.

Введение.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Основная часть.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).  На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

- чтение - суммирование в парах;

- синквейны;

- чтение с остановками;

- приём «Верите ли вы, что…»;

- мозговой штурм;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

- логическая цепочка;

- уголки;

- кластер.

Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Страницы русской классики» (литературное чтение) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения: рассказы Л.Н. Толстова «Акула» и «Прыжок». Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали и чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка.

2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая.

3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк.

5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.

Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.


Практическая  часть.

Предмет: литературное чтение

Автор: учитель начальных классов Куриленко Оксана Викторовна

Класс: 3

Учебник: Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. 3 класс». Перспектива.

Тема: Н.Носов «Огурцы».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам литературного чтения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: содействовать развитию умения работать с трудными словами, пользоваться разными видами чтения, работать с текстом, обобщать, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе.

Оборудование: презентация,  выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

I. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности рабочего места.

II.Проверка д/з.

Мини-сочинения о поступке Дениса из произведения Драгунского

-Какое было домашнее задание?

Зачитывание мини-сочинений «Оценить поступок Дениса».

III. Стадия вызова

Выставка книг Н.Н.Носова (слайд№2)

Слайд№3

        

        

        

                

                        

                

        

-Произведения, какого автора здесь представлены?

 -В каком жанре в основном писал Н.Н.Носов?

-Докажите.

– Скажите, кто являлся главными героями этих произведений?

– На протяжении нескольких уроков мы читали книги детского писателя Н. Носова. Носов умеет рассказывать весело, шутливо о серьёзных и важных делах.

Книги просят:

 – А сейчас вы, друзья,

 Узнайте нас!

– Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:

1) Только полез на горку – бух носом!

– Ого! – Говорит.- Скользкая.

2) Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха.

– Молодцы!

-Книгу пишет автор. Вспомним, какие роли он играет в произведении?

-Итак, вы уже поняли что мы сегодня познакомимся с новым произведением Н.Носова. а как оно называется вы узнаете отгадав загадку:

Летом в огороде – свежие, зелёные,

 А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

 Отгадайте, молодцы,

 Как зовут нас?…

– Правильно, так и будет называться наше произведение.

Участие в «Мозговом штурме»

-Н.Носова.

-Рассказы.

 -Сюжеты взяты из реальной жизни, такие случаи могут произойти с каждым из нас.

- Главными героями являются дети.

- «На горке».

-«Живая шляпа».

Составляют кластер:

писатель, фантазёр, воспитатель.

-« Огурцы!»

IV. Стадия осмысления

 - Подготовка к восприятию.

- В тексте встретятся слова, которые могут вызвать затруднение в чтении. Потренируемся.

Все вместе:

а) читай целыми словами.

 место – поместил - поместились.

- А теперь по вариантам:

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

 о- гля- ды- вать- ся – оглядываться

 о-ста-но-вил-ся- остановился

- По одному:

в) Читай внимательно.

 соврал- сорвал

 совать - соврать

 нарвали- наврали

 выпрошу - выброшу.

Учащиеся читают подготовительные упражнения перед текстом.

-  Первичное восприятие

 Чтение произведения учителем и двумя детьми.( или прослушивания грамзаписи)

- Я и Даниил с Настей будем читать, а вы следите за нашим чтением и карандашом на полях делайте пометки

! – восхищаюсь   - каким-либо моментом, или

? – хочу спросить  -если что-то не понятно

Внимательное слушание текст.

Чтение INSERT с выделением новых знаний.

 

Физминутка для глаз

IV. Осмысление содержания

 Анализ рассказа Н. Носова.

- Продолжим работу.

 -  Что мы узнали о двух друзьях?

 -  Как вы относитесь к поступку Павлика?

-Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске

-Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый)

- Чему радовался Котька?

 -  А с вами когда-нибудь такое было?

 -  Как мама оценила поступок Котьки?

 - Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Подтвердите словами из текста.

-  Как оценил сторож раскаяние Котьки?

-  Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?

-  Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

 - Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. ( « А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен») Сделайте вывод.

ВЫВОД: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

- Поставьте на полях !? Мы вернемся к нему на следующем уроке.

Составление «Диаманты»:

1.Павлик

2.хитрый

3.неискренний

1.Котька

2.глупый

3.доверчивый

- Вторичное восприятие текста.

-Прочитайте рассказ теперь сами.

Самостоятельное чтение шепотом.

- Работа над нравственной идеей текста (работа в группах).

- Вы работать будете по группам.

-1-я группа: я вам дам карточку, а вы найдите последовательность  предложений и подготовьте пересказ.

  1. Котька пришёл домой радостным.
  2. Всё равно они уже расти не будут.
  3. Пусть лучше у меня не будет сына…
  4. Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
  5. А ты на Павлика не смотри, сам…
  6. На душе у него было радостно.

 

- 2-я группа подготовится к «озвучиванию» 1 картинки. Для помощи ищите диалог Котьки с мамой. Страница учебника 119. картинка в учебнике.

- 3-я группа подготовится к «озвучиванию» 2 картинки. Для помощи ищите диалог Котьки с дедушкой сторожем.

-А 4-я группа поработает над пословицами все ли они правильно записаны и выберите ту, которая лучше выражает главную мысль этого произведения.

  • Сначала делай, а потом думай.
  • Лучше сладкая правда, чем горькая ложь.
  • Ветра не удержишь, правды не скроешь.
  • Совесть душу тормошит.

-Чему учит эта история?

- Давайте коротко опишем поступок Котьки по плану:

1.Какой это был мальчик?

2.Что сделал?

3.Что почувствовал?

4.Вывод об этом событии (пословица).

- Чему учит история с Котькой? (честности, чувство товарищества, отзывчивости) Огурцы были испытанием для Котьки.  Из всего случившегося он вышел достойно.

Чтение текста с поисковым заданием.

Установление логического следования событий.

Чтение по ролям.

- Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.

Написание синквейна:

Котька:

-глупый, доверчивый

-украл,

-стало стыдно

-Всё тайное становится явным.

V. Рефлексия.

 Проверка работы в группах.

- Что же вы взяли для себя из этого урока? Начните свой ответ словами:

Я никогда не думал (ла), а теперь понял …

Я понял (ла), что за плохой поступок …


Выводы.

Главное, что я хочу сказать в заключении, все описанные приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направление своего развития, самому определять конечный результат. Совершенно очевидно, что применение даже некоторых приемов технологии критического мышления дает возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся.

Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своем развитии. Технология развития критического мышления - это прекрасная возможность для  каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.


Литература.

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.
  3. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003.
  4. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Бонфи, 2002. — (Толерантность: объединяем усилия). — Т. 1. / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова.
  5.      Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2.

                                     

   

             




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

   «Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

"Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения."

Статья об итспользовании на уроках литературного чтения птехнологии развития критического мышления с примерами...