Урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Манушарова Ольга Владимировна

Урок ОНЗ по творчеству М.М.Пришвина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_m.prishvin.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина».

Цели урока: Познакомить с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально - эстетическое восприятие, учить формировать идею произведения.

Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

Воспроизводить ранее полученные знания

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье

Создавать коллективный продукт

Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; прививать любовь к Родине.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация учебной деятельности.

Приветствие.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

- Добрый день – солнцу и птицам

- Добрый день – улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым.

Добрый день длится до вечера!

- Сейчас у нас урок литературного чтения.

- Для чего вам уроки литературного чтения?

- Чему вы учитесь на уроках чтения?

Правильно. Это воспитание человека, эстетическое воспитание. Литература даёт нам огромный опыт жизни, даёт понимание жизни. Литература развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков.

На доске эпиграф

«Человек, много читавший, прожил три жизни». С.М.Лихачёв

- Как вы понимаете данное высказывание?

             2. Актуализация знаний.

- Ребята, вы сейчас послушаете песню постарайтесь определить тему урока.

Звучит видеофайл Кунгуров «С чего начинается Родина»

Стихи о Родине.

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля? 
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
(П. Воронько)

Цветёт над тихой речкой яблоня.                                  
Сады, задумавшись, стоят. 
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков

3. Изучение новой темы

  1. Введение в тему.

- О чём стихотворения, которые сейчас прочитали? (О Родине)

- Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, …

- Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.

Тема урока будет связана со словом Родиной? 

 М.М. Пришвин «Моя Родина»

Постановка целей

Чему будете учиться, поставьте цель!

Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)

Узнаю, определю… (жанр произведения)

Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)

Выскажу … (своё отношение)

Учиться… (сотрудничать, активно работать)

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.

Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный писатель всему миру Михаил  Михайлович Пришвин (1873-1954). Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Слайд 3

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то. Что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»-, считал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин- «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе»

Родился М.М, Пришвин в Орловской губернии. Близ города Ельца. Жилось семье трудно- мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к 30 годам твёрдо решил стать писателем.

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась « В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни не встречал.

Чтение с остановками  рассказа -очерка «Моя Родина» учителем

-Это, ребята, очерк.

- Что же такое очерк?

 Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены

Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях.

Проверка первичного восприятия текста:

– О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?

3Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).

Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность)   Кла-до-ва-я - кладовая солнца

Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).

– Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?б) Повторное чтение по цепочке.

6. Беседа по прочитанному:

– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
– Почему слова 
мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.

Какова основная мысль этого произведения?) Охранять природу - значит охранять Родину.

Что это значит?.

-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?
– Как вы понимаете значение слова Родина?

– Северная Осетия - Алания – наша с вами Родина.
– Наша республика  входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему?

Осетия мой дом, земля родная,
Я с гордостью скажу, где я живу.
Я у подножья гор закаты провожаю,
Люблю тебя мой дом, всю жизнь тебя храню.

Осетия, как много чувств,
И это в одном слове...
Здесь боль и радость,
Счастье, грусть...
Горжусь тобою, Родина, горжусь.

Через всю боль ты шла,
Обиды не страшась,
Со злом боролась,
Всех ты не боясь!

И вот, спустя те сотни лет,
Ты снова, в этот ясный день,
Напомнишь нам о своей силе...
Осетия моя, навеки, гордость ты России!

Моя Осетия! Прекрасный, горный край.
Ни где красивей, знаю места нет!
И если сушествует рай!
То это здесь, на Родине моей!!!

Люблю твои прекрасные черты!
Пусть для кого-то это только горы.
Люблю твои звенящие ручьи!
Несущие жизнь на равнинные просторы.

И шедрости тебе не занимать!
Любому путнику всегда ты рада.
Три пирога поставишь ты на стол!
И пива чашу - путнику услада!

Люблю прохладу твоих пышных рощь
Садов красу! Чудесного цветенья!
И рек твоих, стремительный разбег!
Всем естеством люблю, до поклоненья!!!

И поклоняясь я молюсь!
Небесным силам, всем Всевышним!
Хранить тебя прошу во век!
Моя Осетия, любимая Алания!!!

Вершины гор и солнце золотое,
Шум звонких рек и старые дома..
Всё самое любимое, родное
Живёт в тебе, Осетия моя!
Мы дети гор, земля твоя нам свята,
Мы всем своим обычаям верны.
Ты красотою сказочной обьята,
В Осетии сбываются мечты!
Мы любим младших, старших уважаем,
Горды за юношей и знаем,что они
Гордятся нами... даже там,за краем,
Где все чужие, только не свои..
Живёшь в душе ты каждого из нас,
Мы все едины, пока сердце бьётся
И не сдаётся Осетинский барс...
И Осетин, сын горца не сдаётся!

– За что же мы любим нашу Родину?

- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.

- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?

Чтобы попить с мамой вкусный чай.

- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?

-Что Пришвин называет сокровищами?

- Что нужно делать с сокровищами?

-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?((Призыв)

-Как их нужно читать?

- Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям.

Повторное чтение учащимися

Работа с пословицей. (работа в парах)

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина»

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха

Человек без Родины, что птица без крыльев

На чужой сторонушке рад своей воронушке

Своя земля в горсти мила

Тот герой. Кто за Родину стоит горой.

- Почему вы так думаете?

(Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову 
Родина: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный) 

Работа в гуппах. Синквейн. Тема «Родина»  

А теперь ответьте на вопросы

-Автор рассказа «Моя Родина» (Пришвин)

- И тогда и теперь в находках бала моя (охота)

- Мы хозяева природы и она для нас солнца ( кладовая)

-Надо охранять, открывать и показывать великие жизни (сокровища)

-Охранять природу- значит охранять (Родину)

-Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания (чай)

Рефлексия.

– С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?

VI. Домашнее задание. Придумать свой рассказ о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"

урок был открытым в рамках школы....

Урок литературного чтения 1класс.Тема:«Родина!Она всего милей!»

Это сценарий урока литературного чтения по программе «Начальная  школа  ХХI века». Основа плана урока - авторская (автор курса литературного чтения Ефросинина Л.А.)  ...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....

Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов

Интегрированный урок, презентация к уроку...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

Аннотация.          Урок литературного чтения в 4  классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...