Главные вкладки

    «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»
    презентация к уроку по чтению на тему

    Любовь Николаевна Лацыгина

    Многие авторы (Л.С.Выготский, И.И.Тихомирова)  считают, что  для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения. Эта статья даёт рекомендации учителям начальных классов, как формировать читательскую самостоятельность у младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_chitatelskoy_samostoyatelnosti.pptx1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках, а также на занятиях в формах, отличных от урока по ФГОС» Лацыгина Л. Н.

    Слайд 2

    Цель: развивать у детей мотив обращения к книгам, формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом на этапе реализации ФГОС НОО

    Слайд 3

    «Читательская самостоятельность» Ушинский К.Д. это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его Н. Рубакин это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью Г. Наумчук это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

    Слайд 4

    Этапы читательской деятельности Этапы до чтения в процессе чтения после чтения Цель прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения и активной включаться в освоение литературного произведения достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации Способы читательской деятельности прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…) - запоминание - воссоздание картин - анализ-перечитывание - творческая интерпретация - восприятие художественного слова (речи) - смысловое чтение (ознакомительное, выборочное, изучающее) -обобщение -оценка -выразительное чтение -творческие задания - обращение к новым книгам - проектная деятельность

    Слайд 5

    Этапы обучения читательской самостоятельности № п / п Этапы обучения Годы обучения Виды уроков чтения 1. Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности 1 класс обучение грамоте и занятия внеклассным чтением 2. Начальный этап обучения читательской самостоятельности 2 класс уроки классного и уроки внеклассного чтения 3. Основной этап обучения читательской самостоятельности 3 класс уроки классного и уроки внеклассного чтения 4. Заключительный этап обучения читательской самостоятельности 4 класс уроки классного и уроки внеклассного чтения

    Слайд 6

    Формирование навыка чтения • умение правильно прочитывать слова; • понимать смысл текста; • выразительно читать; • выдерживать оптимальный темп чтения. Виды упражнений для совершенствования навыка чтения: упражнения в орфоэпическом произношении; упражнения, вырабатывающие внимание к слову; упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение); упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя; упражнения для развития осознанного чтения; упражнения для формирования правильности чтения; упражнения для развития беглого чтения; упражнения для развития выразительного чтения.

    Слайд 7

    Второй этап Цель обучения: пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения, научить читать книгу

    Слайд 8

    Виды работы с текстом: определяют главную мысль текста озаглавливают текст определяют последовательность событий считают количество предложений в тексте подбирают антонимы, синонимы к словам определяют сравнение чтение произведения и определение его жанра чтение и пометка непонятных слов чтение, нахождение отрывка к рисунку. чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению. чтение и рисование обложки к рассказу, сказке. выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки) чтение по ролям чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например, «зима»

    Слайд 9

    Основной этап обучения читательской самостоятельности Цель обучения: закрепление познавательного интереса к книге, формирование навыка домашнего чтения, расширение читательского кругозора детей Организация работы на основном этапе : экскурсии и занятия в школьной библиотеке привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга; художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста - всех видов и типов; детская периодическая печать ведущая роль принадлежит детям дети самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока издание рукописного журнала или ведение коллективного читательского дневника

    Слайд 10

    Виды работы: - дискуссия; - коллективное чтение; - беседа;- беседа – «приманка»; - состязание чтецов; - реклама книг; - литературный праздник; - литературная игра; - библиотечный час; - литературная гостиная; - час «тихого чтения».

    Слайд 11

    Заключительный этап обучения читательской самостоятельности это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. Цель обучения: предельно расширить читательский кругозор детей, на формирование навыка анализа и оценки содержания книги

    Слайд 12

    Формы организации работы : дискуссии; диспуты; литературные праздники; встречи с интересными людьми, конкурсы сочинений на заданную тему, проекты Например: «Самая старая книга в моей семье» «В моём возрасте родители читали…» создание рисованных «диафильмов» исследовательская деятельность творческие работы. Например: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников возникло желание прочитать книгу от корки до корки

    Слайд 13

    Дневник «Минутка»

    Слайд 14

    Станица первая! Ум сом кот лев мел день рысь Уж сон вот лук мал тень гусь Ус сын тот лак мол пень весь Ух сор так рак мыл дом печь Ёж сыр ток жук мир том речь Скажи, какие слова ты запомнил! Сколько их? Сколько ошибок ты допустил при чтении? Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!

    Слайд 15

    Читай вслух! Л.Н.Толстой Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше неслышно было, прошла ли гроза. Сиди Саша долго в шкафу за то, что ты трус. Как звали мальчика? Где он спрятался? Чего он испугался? ___________________20___ года. (число, месяц) слов в минуту 34 слова

    Слайд 16

    Страница вторая! Читай слова в столбцах. Волк март фант свет сток трос Герб метр весть слон слом трон Зонт серп гость слог смех трус Куст торт кость след снять ткань Кадр танк часть слеп свет твой Лист тигр сесть спор трап хвост Все ли тебе слова понятны? Какие слова тебе надо разъяснить? Прочитай эти слова. Сколько ошибок ты допустил при чтении? Не ошибался? Молодец!

    Слайд 17

    Читай вслух! МЫШКИ. К.Л.Ушинский Собрались мышки у своей норки – старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся. … Ох, берегись мышка. Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостик вам помнёт, шубочки вам порвет. Как выглядят мышки? Какие они? Кто такой Васька? Почему мышкам надо бояться Васьки? ___________________20__года (число, месяц) Слов в минуту 46 слов

    Слайд 18

    Страница третья! Читай вслух! Вьюга. В.А.Сухомлинский Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно…» Тут он увидел Сашу, стоящего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собирался в школу и тоже испугался. Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу. Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной. Про кого говорится в рассказе? В каком классе учились мальчики? Отчего мальчикам стало радостно? ___________________20__ года. (число, месяц) слов в минуту 70 слов

    Слайд 19

    Читай четко без ошибок. Будь внимателен! У Саши в каше Сыворотка из–под простокваши. Хохлатые хохотушки хохотом Хохотали: Ха! Ха! Ха! Лена искала булавку, а булавка Упала под лавку. Ты не ошибся ни разу? Молодец! Допустил ошибку? Не огорчайся. Читай ещё раз.

    Слайд 20

    Страница четвертая ! Читаем молча. Про двух козликов. К.Коцюбинский С одного берега подходит к речке белый козлик, а с другой – чёрный козлик. И один речку хочет перейти, и другой. А через речку мостик перекинут такой узенький, что только одному можно, а двоим тесно. Не захотел белый козлик подождать, пока чёрный через мостик перейдет, а чёрный козлик не хотел ждать, пока белый перейдет. Двинулись они оба по мостику, сошлись на середине и давай бить друг друга лбами и рогами. Бились, бились – и кончилось тем, что оба в воду упали и утонули. Где встретились козлики? Почему речку нельзя было перейти обоим козликам? Почему случилась беда? ___________________20___ года. (число, месяц) слов в минуту 82 слова

    Слайд 21

    Посмотри внимательно, прочитай молча. Книга Тетрадь Дневник Ранец Книга Пенал Альбом Ручка Книга Книга Ластик Парта Закрой таблицу. Скажи, сколько одинаковых слов в таблице? Какие это слова? Все слова назвал? Молодец! Не все заметил? Не тужи, тренируйся!

    Слайд 22

    Страница пятая! Читай вслух! Два товарища. Л.Н.Толстой Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: - Ну что,- говорит, - медведь тебе на ухо говорил? - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Расскажи, о чем ты прочитал, Что запомнил. ___________________20__ года. (число, месяц) 85 слов слов в минуту

    Слайд 23

    Читай, дополняй предложения. Не ошибайся! Я живу … … (город), а бабушка … … (деревня). Мама и папа ходили … … (концерт), а я ходила … … (кино). Мы возвращались … … (школы) … … (уроки). Наш класс пойдет … … (экскурсия). Читай быстро без ошибок. Изменяй слова. Из дерева из-под подушка на стол школа кран стол бревно платок дача Ты не допустил ошибок? Очень хорошо! Ошибался? Не беда, учись читать по догадке!

    Слайд 24

    Страница шестая! Читай молча! Стыдно перед соловушкой. По В.А.Сухомлинскому Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. - Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида. Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему? ___________________20__ года. (число, месяц) слов в минуту 89 слов

    Слайд 25

    Прочитай слова молча! Лес Гриб Куст Мох Лиса Заяц Волк Ёж Лист Ель Орех Дуб Муха Оса Пчела Жук Закрой таблицу. Какие слова ты запомнил? Сколько слов ты запомнил? 5, 10, 13, 16. Если ты запомнил 7-10 слов, ты молодец! Запомнил меньше слов? Посоревнуйся с ребятами в запоминании слов. Желаю успеха!

    Слайд 26

    Страница седьмая! Деревце. В.Кузнецов Посадили дети деревце у дороги. Оно ещё маленькое. Принялось деревце и начало расти. Шёл мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. «Зачем же я его сорвал?- подумал он, но тут же успокоился.- А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много». Шёл другой мальчик, сломал веточку и думает: «Что одна веточка! У деревца их четыре». Бежала девочка с мячом, бросила его вверх, а он – бух!- прямо на деревце и сломал верхушку. «Вот плохо, - огорчилась девочка, - ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!» Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил велосипед. Оно затрещало. Шел мальчик с новым ножиком. «Вот,- думает,- сейчас испробую, какой он». Отрезал веточку. Хороший, острый ножик. Деревце и засохло. Пришли ребята, которые посадили его. «Что такое? – говорят.- Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая. 143 слова

    Слайд 27

    Деревце погибло не сразу. Назови по порядку всех, кто погубил деревце. МАЛЬЧИК СНОЖИКОМ ДЕВОЧКА С МЯЧОМ ВЕЛОСИПЕДИСТ КОЗА Кто еще подходил к деревцу и как каждый вел себя? Хорошо, если ты не допускал ошибок при чтении. Ты можешь читать без ошибок? Старайся. ___________________20___года Слов в минуту

    Слайд 28

    Читай молча! Самое страшное. Е.А. Пермяк Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не боятся такого! Товарищей он бил. Девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже самой бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он гордился. Гордился он не долго. Настал такой день, когда мальчики не стали с ним играть. Оставили его - и все. Он а девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот под шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёж давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет, да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое бывает на свете: Вова остался один Одинёшенек! 170 слов

    Слайд 29

    Кто был сильным и крепким? Он: бил кого? стрелял в кого? рожи строил кому? загонял кого? грубил кому? Кто отвернулся от него? ___________________201 года. (число, месяц) Слов в минуту. Прочитай молча! Исправь неточности. Коту Пушку на хвост наступал. Собаке Мурзею усы выдергивал. Замети неточности? Ты читал внимательно.

    Слайд 30

    Поздравляю с успехами! Читай, выполняй правила чтения! М И 60-65 слов Н 50-55 слов У 40-45 Т слов К 30-35 А ОТЛИЧНО! МОЛОДЕЦ! УМНИЦА! Хорошо! 20-25 слов

    Слайд 31

    Памятка для родителей: Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам. Воспитывайте читателя личным примером. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Проконтролируйте , чтобы в дорогу была взята интересная книга. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

    В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

    Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

    В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

    Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

    Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

    Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

    Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...

    «Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    laquo;Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»...