Урок внеклассного чтения по повести-сказке Е. Габовой "Гришуня на планете Лохматиков"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Стрекалова Светлана Юрьевна

Разработка внеклассного занятия    по произведению коми писательницы Е. В. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков»

включает в себя  рассказ об авторе, обсуждение прочитанного произведения в форме различных конкурсов,  работу в  группах во взаимодействии и знакомство с новой книгой писательницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_zanyatiya_po_povesti.docx139.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево

Сценарий внеклассного занятия по повести-сказке

Е. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков»

Урок разработала учитель начальных классов

Стрекалова Светлана Юрьевна

с. Объячево, 2016 г.

Аннотация

Данная разработка внеклассного занятия    по произведению коми писательницы Е. В. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков» составлена в контексте создания единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения  полноценного развития детей.

Форма проведения:  игра-соревнование с организацией предварительного чтения повести-сказки, с подготовкой  заданий по прочитанному произведению. Подведение результата   –  внеклассное мероприятие. Это занятие включает в себя  рассказ об авторе, обсуждение прочитанного произведения в форме различных конкурсов,  работу в  группах во взаимодействии и знакомство с новой книгой писательницы.

Занятие предназначено для детей 10 лет (3 класс).

Введение.

Роль этнокультурного компонента образования сегодня стала очень актуальной. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира. В этих условиях необходимо максимально эффективно использовать возможности новых и эффективных форм для изучения, сохранения и развития языка и культуры.

Введение  компонента этнокультурной направленности в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Содержание уроков позволяет младшим школьникам  на основе знаний литературы своего региона  открыть для себя имена коми поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым  разнообразием литературного наследия коми края. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.

         Коми литература заняла достойное место среди других национальных литератур нашей страны.  Целая    плеяда  поэтов и писателей,  говорит  со  своим  коми  народом  на  своем родном  языке, говорит о самом сокровенном, о самом нужном.

К сожалению, нет готовых методических разработок уроков по произведениям коми писателей. Разработка урока внеклассного чтения по произведению Е. В. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков» поможет учителям начальных классов провести   живой и интересный урок – игру.

Предмет: внеклассное занятие (внеклассное чтение).

Класс:  3 (третий)

Тема: Е. Габова «Гришуня на планете Лохматиков»

Форма: Урок-игра.

Цель урока: Знакомство с   произведениями Е. Габовой

Задачи урока:

  • Обобщить знания учеников по данному произведению;
  •  Расширить кругозор учеников в области коми художественной литературы;
  • Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей;
  • Формировать потребность и умение работать с книгой.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: игровой, словесный, наглядный,  проблемно-диалогический метод.

Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, ИКТ, групповая технология, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, мультимедийное  оборудование, детские рисунки, карточки с заданиями.

Подготовка к занятию.

Задания детям:

  • Внимательно прочитать повесть-сказку Е. Габовой.
  • Узнать об авторе.
  • Составить вопросы по произведению.
  • Нарисовать рисунки к книге.
  • Нарисовать портреты героев.

Выставка книг Е. В. Габовой

  1. Е. Габова. Вареная сосулька: Повесть, рассказы, сказки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993.
  2. Е. Габова. Гришуня на планете Лохматиков. – Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1983.
  3. Е. Габова. Гришуня на планете Лохматиков. – Сыктывкар: ООО «Титул»,2008.
  4. Е. Габова. Воспитанная муха. – Сыктывкар: Издательство «Титул», 2009.

Решение задач по ориентировке в книге.  (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

- Какие книги сегодня на выставке? Кто автор этих книг? (Е. Габова)

- На какие группы можно разделить эти книги? (сборник и книга-произведение).

- А чем отличаются они? (годом выпуска)

-  На какую планету мы с вами сегодня отправимся? Что это за предмет? (яблоко)

- О каком произведении мы сегодня будем говорить? (  Е. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков»)

- Какой жанр этого произведения? (повесть-сказка)

- Составьте модель обложки. (СЛАЙД 2)

                                 

                                        Е. Габова

                             Гришуня на планете

                                    Лохматиков

- Что вы узнали об авторе этого произведения? Из каких источников вы узнали об авторе? (из предисловия, других книг, из интернета, из журнала «БИКИНЬ») (СЛАЙД 3)

      Габова Елена Васильевна (Столповская) (род.7 июня 1952) - коми писательница. Родилась в Сыктывкаре в семье дочери коми писателя Попова (Жугыля) Н.П. Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК). Работала в газете "Молодёжь Севера", на телевидении, в театральном обществе. В настоящее время консультант Союза писателей Республики Коми. Публикуется с 1966 в республиканской и всесоюзной печати. Её пьесы-сказки "Венок тундры" и "В стране Дождевании" ставились Воркутинским театром кукол, по её книге "Гришуня на планете, Лохматиков" в Сыктывкаре       в декабре 1998 года на музыку И. Блинниковой поставлен музыкальный спектакль. Габова Е.В. - участница Всероссийского семинара молодых писателей 1983, проходившего в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством Залыгина С., и Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве (1984). Перевела на русский язык сказки Юшкова Г.А., рассказы Козловой Е. и повесть Попова А. "Аддзысьломъяс". Рассказы Габовой Е.В. переводились на иностранные языки и языки народов России: коми, английский, немецкий, японский, украинский. В 1989 была принята в Союз писателей СССР. В 1999 присвоено звание заслуженного работника Республики Коми.

    Повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» вышла в 1983 году, переведена на украинский и японский язык, через 25 лет вышло новое издание книги с иллюстрациями Анжелики Штепа студентки СыктГУ

(СЛАЙД 4)

- Какие еще произведения Е. Габовой вы прочитали?

- Кто художники этих книг?

- О ком повесть-сказка? (О мальчике Гришуне)

- Кто он такой? (земной мальчишка, ученик, который не любит учиться, ленится)

Обсуждение прочитанного произведения.

- Сегодня на уроке мы поговорим об этом произведении. Отвечать на вопросы будем по группам - семейкам. (Класс разбит на три семейки). За правильные ответы семейка получает жетон-яблочко. В конце игры подведем итоги.

1.Конкурс «Самый внимательный читатель»  (СЛАЙД 5)

 Вопросы по содержанию сказки.

- Вспомните начало сказки. Как она начинается? Расскажите. Чем занимался Гришуня в это время? О чем он думал?

- Что нарушило его раздумья? (прилет инопланетного корабля)

-Кто прилетел на этом корабле? (Лохматики – пришельцы

-На что пожаловался Гришуня лохматикам-пришельцам? (с.5-6)

- Что рассказали о своей планете Трепик и Медленник? (с.8)

- Почему они не захотели брать на свою планету Гришуню? (волосы у него были короткие)

- Но почему всё-таки решили взять? (он был, как и они, ленивый, и у него была лохматенок-двойка)

- Откуда появилась двойка?

-Как встретили корабль Трепика и Медленника  на планете?  

- Что рассказали о планете Земля Трепик и Медленник? (с.17)

- Какой закон был на этой планете? (главный тот, у кого волосы длиннее, у кого волосы короткие – он самый неглавный и должен есть кислые яблоки)

-Кому больше всего обрадовались лохматики? (лохматенку-двойке Гришуни)

-Где жили лохматики? Почему?

- Где поставили ящик-домик Гришуне и двойке?

-Расскажите о поведении двойки.

- Кто утром разбудил Гришуню? (петух) Откуда он появился на планете Лохматиков?

-Чем занимался петух? Что он любил делать? (с.24 и путешествовать)

- Как называли детей лохматиков? (лохматята) Откуда они взялись?

- Куда лохматики уводили на день своих лохматят? Почему?

-Как лохматики относились к лохматятам? Приведите примеры.(с.40,с.64-65)

- Помните, Гришуня очень любил дома  смотреть кино. Что у лохматиков заменяло кинотеатр? (озеро, в котором плавали щураси)

-Чем занимались на озере лохматики? (СЛАЙД 6)

-Прочитайте, как выглядели щураси?(с.34)

-Чему научил Гришуня лохматиков?  (ловить рыбу, рассказывать сказки))

-Чем еще хотел удивить Гришуня лохматиков? (хотел сварить уху)

-Получилось ли у него это сделать? Почему? (не хватало необходимого инвентаря и знаний)

- За что Лохрозан перевел Гришуню на улучшенное питание, разрешил есть желтые (кисло-сладкие) яблоки?

- Прочитайте, как лохматики «добывали» огонь. (с.45 из цветка –миги) (СЛАЙД 6)

- Чем заинтересовал Гришуня лохматиков?(Он рассказывал им сказки) Что пришлось объяснять Гришуне? (булка, мука, но у него нехватало знаний, Гришуне стало стыдно, что он так мало знает)

-Над чем задумался Гришуня? Что он пообещал лохматикам? (Он слетает на свою планету, выучится, вернется и откроет школу)

  1. Конкурс «Узнай по описанию героев сказки»            (СЛАЙД 7-10) 
  1. Они «… были грязные и почти голые, в одних только потрёпанных шортах, сплетенных из какой-то травы… А лохматые!

    У одного волосы ярко-рыжие,  у другого – белые и у обоих спускаются ниже колен. Остальное, как у людей – две руки. Две ноги. Глаза, нос, рот.»(с.5)

  1. «Гришуня оглянулся и увидел ещё одного лохматика. Он был немного выше остальных, но такой же чумазый. Волосы у него были розовые, видно, редкие у лохматиков. Они доставали у него до земли. Поэтому при ходьбе … приходилось подпрыгивать, чтобы не наступать на них.»(с.18)

Он …  «редко куда-нибудь ходил. Разве что в исключительных случаях. Жил он в роскошном ящике. Такие вырастают очень редко. Ящик был с двумя полками, как в вагоне и даже с половиной крыши. На крыше он загорал, под ней скрывался в тени. На верхней полке он лежал на правом боку, а на нижней – на левом.» (с.36)

  1. … «подпрыгнула и превратилась в маленькую лохматую девчонку в белом платьице…

   Никогда в жизни он не видел этой девчонки!

    Девчонка вскарабкалась к нему на руки и прошептала на ухо…»

  1. Конкурс «Определение географических названий» (СЛАЙД 11)

-Какие географические названия встречаются в сказке.

ГОРОД                                                                              (Тарабукин)

(СЛАЙД 12)

РЕЧКА                                                                    (Вишерка)        

  (СЛАЙД 13) 

ПЛАНЕТА                                                                                                          

                                                                                             (Лохматиков)                     

                                                                                                                  (СЛАЙД 14)

  1. Конкурс «Подпиши рисунок»            (СЛАЙД 15 - 18)

Найдите в тексте сказки отрывок, который подходит к данной иллюстрации.

E:\Габова Е.В\x_02154d1b_preview.jpg E:\Габова Е.В\x_8f52ef27_preview.jpg  E:\Габова Е.В\x_568ee750_preview.jpg

  1. Конкурс «Кто такой?"  (СЛАЙД 19) 

Лохрозан ( главный лохматик с розовыми волосами)

Черныш   (Гришуня)

Лохма   (меряльщик волос, лохматик с алыми волосами)

Медленник ( лохматик с ярко-рыжими волосами, космонавт)

Трепик (лохматик с белыми волосами, космонавт)

Соня (лохматик с синими волосами, друг Гришуни)

Кроватка (лохматик с красными волосами)

Зиг и Заг (пришельцы, которые оставили космический корабль лохматикам)

Кукарек (земной петух)

Ящик-Яша  (лохматик с зелеными волосами)

Лёжка (лохматик, который дежурил в лохматарии в тот день, когда пропали лохматята)

Николаша (младший брат Гришуни)

  1. Ты – мне, я – тебе!    (СЛАЙД 20)

Задайте, пожалуйста,  свои вопросы другой семейке. По 2 вопроса каждой семейке.

Возможные вопросы:

  1. Как Гришуня нарушил закон?
  2. Зачем Гришуне меряли волосы?
  3. ПочемуГришуня стал самым уважаемым лохматиком?
  4. Как назвали Гришуню лохматики первый раз?
  5. Чему научил Гришуня лохматиков?
  6. Почему не удалось сварить уху на планете Лохматиков?
  7. Чем Гришуня придумал ловить Щурасей?
  8. Каким образом Трепик и Медленник управляли космическим кораблём?
  9. Куда делась двойка? Почему?
  10. Кто принёс Гришуне ящик-дом, когда он прилетел на планету?
  11. Кто такие Зиг и Заг?
  12. Как лохматики выращивали ящики?

  1. Конкурс «БЛИЦ-турнир»  (СЛАЙД 21)
  1. Сколько нужно лететь до планеты Лохматиков? (1 год)
  2. Где спали лохматики? (в ящиках)
  3. Какая рыба водилась в озере на планете Лохматиков? (щураси)
  4. «Ура» на языке лохматиков. (Бара-бара)
  5. Спутница Гришуни. (Двойка)
  6. Какую сказку очень полюбил кукарек? (Курочка Ряба)
  7. Какой цвет солнца означал у лохматиков «утро». (зеленый)
  8. В каком классе учился Гришуня? (в пятом)
  9. Откуда брались ящики? (росли из земли)
  10. Сколько детей было у Кроватки? (4)
  11. А у Сони сколько было сонечек? (3)
  12. Куда каждое утро лохматики уводили своих лохматят? (в лохматарий)
  13. Что ели лохматики? (яблоки)
  14. Что ел Кукарек? (яблочные семечки)
  15. На что был похож космический корабль, на котором прилетели Трепик и Медленник? (На консервную банку)
  16. Как поприветствовали лохматики-пришельцы Гришуню? (Ленивый день!)
  17. Как будет «спасибо» на языке лохматиков? (Ленивое лохматое спасибо!)
  18. Где мылись лохматики? (под дождем)
  19. Сколько дней Гришуня вырезал котел из чурбака? (три)
  20. Сколько было двоек на белом платье двойки? (столько, сколько Гришуня получил их за свою школьную жизнь)с.7
  21. Сколько лет Гришуниному брату Николаше? (три) с.60
  22. Сколько раз Гришуня ходил с петухом в поход по планете? (2)с.56
  23. Через сколько месяцев появляются всходы (ящички) от посаженных на огороде дощечек? (через 2 ) с.56

  1. Конкурс «Чей портрет ?»  (СЛАЙД 22 - 28)

Узнайте героя сказки по его портрету. (Рисунки рисовали дети)

Итоги конкурса. Сосчитайте жетоны-яблочки. (СЛАЙД 29)

Знакомство с новой книгой Е. В. Габовой   (СЛАЙД 31)

- Сейчас я хочу вас познакомить ещё с одной книгой Е. Габовой «Воспитанная муха или жизнь и фантазии Сени Ёлкина».

Послушайте отрывок. ( с.11) А как третьеклассник Сеня провёл урок в первом классе и  о других приключениях Сени, вы узнаете, прочитав книгу.

Рефлексия

- Понравилось ли вам читать произведение Е. Габовой?

- Что понравилось на уроке?

- Кого можно похвалить за работу на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

Рекомендации

Читайте  произведения о детях других авторов.

Литература.

  1. Е. Габова. Гришуня на планете Лохматиков. – Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1983.
  2. Е. Габова. Гришуня на планете Лохматиков. – Сыктывкар: ООО «Титул»,2008.
  3. Е. Габова. Воспитанная муха. – Сыктывкар: Издательство «Титул», 2009.
  4. https://yandex.ru/images/search?text=елена%20габова%20гришуня%20на%20планете%20лохматиков

Приложение.

Яблоки - жетоны

j0428371.wmf          j0428371.wmf

     

j0428371.wmf         j0428371.wmf

j0428371.wmf          j0428371.wmf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино"

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж.Родари "Приключения Чиполлино". Форма урока: литературная игра -викторина. Части презентации перед демонстрацией следует соединить....

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...