Технологическая карта урока литературного чтения "В. Бианки "Музыкант"".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лавренова Светлана Александровна

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме  "В. Бианки "Музыкант"" .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Учитель

Лавренова Светлана Александровна  МБОУ СОШ № 63 г. Пензы

Тип урока

Изучение нового материала

Технология построения урока

проблемно-диалогическая, игровая

Тема

В. Бианки "Музыкант".

Цели

Создать условия для ознакомления учащихся с творчеством В Бианки; учить их читать выразительно, развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе.

Основные термины, понятия

"Доброта человека", музыкант.

Планируемый результат

Предметные умения.

Видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении.

Потребность в систематическом чтении. Осознание значимости чтения для личного развития.

Прогнозировать содержание текста по его заглавию.

Воспринимать и оценивать содержание  текста.

Навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста.

Использовать разные виды чтения(смысловое, поисковое, выборочное).

Осознанно воспринимать и оценивать содержание текста,

 участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев , находить средства худ.  выразительности.

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Пересказывать произведение, определять последовательность событий.

 Личностные УУД: проявлять положительное отношение к процессу познания  ; навыки сотрудничества  со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность; любовь к природе; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные УУД: умение слушать с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять  уточнять высказанные мнения по существу полученного знания; использовать речевые средства для решения познавательных задач; осуществлять поиск и выделять информацию;

 -осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Познавательные УУД: выдвигать гипотезу и обосновывать ее;  осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осуществлять поиск и выделять информацию; осуществлять смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника;

 строить понятные для собеседника высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свою точку зрения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная , парная, индивидуальная.

Книгопечатная продукция . Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение». 1 часть. М., «Просвещение», 2012.

Технические средства обучения.

Компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Постановка цели и задачи урока Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Актуализация знаний.

Активизация соответствующих мыслительных операций. Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

Первичное усвоение новых знаний. Работа над содержанием текста.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичное закрепление. Первичная проверка понимания рассказа.

Работа над смыслом текста.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Домашнее задание, инструктаж о его выполнении.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, понятия учебной задачи;

Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Личностные:  проявление положительного отношение к процессу познания,  внимание.

-Дорогие, ребята! Начинается урок. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Настраиваются на работу.

Проверяют свою готовность к уроку.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предметные:  видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении

умение прогнозировать содержание текста по его заглавию.

Метапредметные (УУД):

познавательные: выдвигать гипотезу и обосновывать ее;  осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

регулятивные : умение слушать с целевой установкой; - принимать и сохранять учебную цель и задачу; - дополнять,  уточнять высказанные мнения по существу полученного знания.

коммуникативные:

-слушать собеседника;

 -строить понятные для собеседника высказывания.

Личностные: -художественно-эстетический вкус;

- любовь  к природе,  к родной стране;

- Сегодня мы с вами поиграем в игру

"Что можно услышать?"

Необходимо представить , что можно услышать, если оказаться "внутри картины".

(Детям предлагаются картины 1. "На реке", 2."В лесу") (Можно использовать репродукции картин В. Поленова "Река" ,

И. И. Шишкина "Сосновая роща")

- А теперь сравните свои предположения с фрагментом записи настоящих звуков леса?

-Совпали ваши предположения с услышанным?

- Сейчас мы прослушаем отрывок из музыкального произведения  М. Мусоргского "Рассвет на Москва-реке", где он отражает красоту родной природы и поделимся впечатлениями .

-Понравилось ли вам произведение?

-Что представили, слушая это музыкальное произведение? Какие чувства испытали?

- Смог ли музыкант М. Мусоргский передать звуки и красоту родной русской природы в своем творении?

- Кого мы называем музыкантами?

(Человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте.)

- Какими способностями  обладают музыканты?

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом  В. Бианки "Музыкант".

-Как вы думаете, о ком будет это произведение?

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту на стр. 144. А сейчас что можете предположить?

Играют в игру "Что можно услышать?" Делают свои предположения относительно увиденного и услышанного. Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга. Совместно с учителем ставят цели и задачи урока.

Дают характеристику слову музыкант.

Прогнозируют содержание рассказа по его названию и иллюстрации.

Актуализация знаний.

Предметные:- потребность в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития;- формирование представлений о Родине и ее людях.

Личностные:-  навыки сотрудничества  со сверстниками, самостоятельности, - любовь к природе.

Регулятивные:

- удерживать учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные: -осуществлять поиск и выделять информацию; -осуществлять смысловое чтение; -структурирование знаний;- работа с информацией,

 Коммуникативные: - проявлять активность в решении познавательной задачи.

- Что вы знаете  об авторе рассказа?

- О чем писал В. Бианки?

- Какие произведения Бианки вы читали?

- Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)

 ( По описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В.Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка)

-На индивидуальных карточках соедините название произведения В. Бианки с соответствующим ему отрывком.

-«Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)

- «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)

- «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)

(Проверка ответов учащихся. )

Учащиеся вспоминают ранее изученную информацию о творчестве В. Бианки.

Индивидуальная работа по карточкам.

Первичное усвоение новых знаний. Работа над содержанием текста.

Предметные: - умение воспринимать и оценивать содержание  текста;- навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста.

Метапредметные (УУД):

познавательные: -осуществлять смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

регулятивные: - умение слушать с целевой установкой;- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

коммуникативные:

- слушать собеседника;

- строить понятные для собеседника высказывания.

Личностные: - любовь к природе,  к родной стране.

Рассказ учителя об авторе.

Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году в семье известного учёного, сотрудника зоологического музея. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, специализируясь в области биологии. Некоторое время работал учителем в школе. За 35 лет литературной деятельности Бианки издал 120 книг. Его творческое наследие насчитывает более 300 рассказов и сказок, повестей и очерков. Книги писателя вводят детей в мир живой природы. Первая сказка В. Бианки «Путешествие красноголового воробья» была напечатана в первом номере детского журнала «Воробей». Затем вышли его книги: «Кто чем поёт?», «Первая охота», «Кукушонок», «Чей нос лучше?». (Выставка книг)
В «Лесной газете» В. Бианки знакомит читателей с природой средней полосы.
Ещё мальчишкой В. Бианки проводил в лесу всё свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников
В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей.
Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые: но и их друзья – люди.

Чтение рассказа "Музыкант"учителем  и учащимися. (После каждой части читается вопрос, на который учащимся предлагается ответить.)

-Пойдет ли старик на охоту или нет?

-Кто в лесу мог издавать звонкий и ласковый звук?

- Как поступит старик с медведем?

Слушают сообщение учителя об авторе. Читают совместно с учителем рассказ, отвечают на вопросы по ходу чтения, прогнозируя дальнейший ход развития событий, ставя себя на место героев.

Первичное закрепление. Первичная проверка понимания рассказа.

Работа над смыслом текста.

Предметные:  - осознанно воспринимать и оценивать содержание текста,

 участвовать в его обсуждении;

-давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;  -находить средства худ. выразительности;

- использовать разные виды чтения(смысловое, поисковое, выборочное);

-устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Метапредметные (УУД):

познавательные: - использовать различных способов поиска учебной информации;

регулятивные:

- удерживать учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:- готовность слушать собеседника и вести диалог, -признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свою точку зрения.

Словарная работа.

Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Медвежатник -  охотник на медведей.

Опушка леса - край леса шириной до 100 м

Колхозник - человек работающий в колхозе.

Обсуждение рассказа. Работа с текстом.

- В какое время года происходили события рассказа?

-Что делал старик, когда встретил колхозника? Ответьте на вопрос словами из текста.

-Выделите строки, которые убедили вас, что старик действительно любил музыку.

- Найдите в тексте, в  какое время суток старик обнаружил медведя?

-Почему  так долго пришлось его искать ?

-Найдите в тексте рассказа , где сидел медведь.

- Почему старик крался из-за елочки?

- Познакомимся с медведем поближе. Перед вами на партах лежат карточки  с  текстом. Прочитаем текст.

Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один его удар способен погубить другое животное. Ноги у косолапого толстые, голова большая с небольшими ушами и глазами, шерсть длинная, коричневого цвета. Мишка любит полакомиться мёдом, черникой, малиной.

-Что вы узнали о медведе из текста?

- Задание для класса. К выделенному слову, подберите, пожалуйста, синонимы и подчеркните их. (Что такое синонимы?) Работа в парах.

- Удивило ли старика поведение медведя? Почему? Найдите в тексте отрывок, относящийся к иллюстрации на стр 144.

Работают над выяснением смысла непонятных слов. Ведут поиск ответов на вопросы, поставленные учителем непосредственно в тексте. Выявляют литературные приемы, используемые автором , главную мысль текста. Дают  и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Обсуждают повадки медведя.

Учащиеся работают в парах , находят синонимы к слову медведь.

Личностные : - любовь к родной природе.

- С чем автор сравнил щепку?

- Послушайте звук гитарной струны (струны балалайки). Охарактеризуйте его, какой он?

-Как  скрипела щепка?

-Каким словом автор называл скрип щепки?

-Какие литературные приемы применил автор в своем рассказе? (Сравнение, звукоподражание)

- Понравилось ли старику, как медведь играл на щепке? Докажите словами из текста.

- А медведю?

- Почему старик не стал стрелять в медведя, ведь он - медвежатник?

- Кто является главным героем рассказа  из этих двух музыкантов?

- Каким был старик -медвежатник?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ В. Бианки "Музыкант"?

- Что удивило вас в этом произведении?

- Почему В. Бианки так назвал этот рассказ?

-Могло ли такое произойти в реальной жизни?

- В чем состоит главная мысль рассказа?

Работа с пословицами.

- Какие пословицы подходят к рассказу "Музыкант" ?

 Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе.

Под хорошую музыку и медведи пляшут.

Добрым быть - добрым и слыть.

Физкультминутка.

Объясняют смысл пословиц, находят ту , которая больше соответствует главной мысли рассказа.

Соотносят главную мысль текста с пословицами. Участвуют в беседе по обсуждению характера героя. Устанавливают причинно-следственные связи в произведении. Определяют героев рассказа, дают им характеристику?

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Предметные: -пересказывать произведение; -устанавливать причинно-следственные связи, делить текст на части, -определять последовательность событий.

Метапредметные (УУД):

познавательные: -использовать речевые средства для решения познавательных задач, - выполнять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

регулятивные:

- удерживать учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:- готовность слушать собеседника и вести диалог, -признавать различные точки зрения и право каждого, иметь и излагать свою точку зрения.

Пересказ текста.

- Перескажите текст, используя следующие вопросы:

1. На чем играл старый медвежатник?

2. Что сказал ему колхозник?

3. Зачем медвежатник пошел в лес?

4. Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

5. Какую картину увидел старик в лесу?

6. Почему старик не застрелил медведя?

Продолжение беседы по рассказу.

-Как развернулись бы события в рассказе, если бы медвежатник не был  музыкантом?

- Какую роль сыграла музыка в жизни героев рассказа?

Пересказывают текст, используя вопросы, следят за последовательностью событий в ходе пересказа.

Моделируют развитие событий  в рассказе при условии изменений в его содержании. Высказывают свои предположения, свои точки зрения.

Домашнее задание, инструктаж о его выполнении.

Регулятивные:

- выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, понятия учебной задачи.

Подготовить пересказ текста.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные  результаты:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, развитие самостоятельности и личной ответственности;

-ценить базовые ценности «добро», «милосердие», «природа»;

- ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

На доске пословица:

Красив тот, кто красиво поступает.

- К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

 - Как вы относитесь к поступку охотника?

– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Оба героя любили музыку. Медведь играл на щепке, такое не часто встречается в природе.)

– Что хотел показать нам автор в своим произведением? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)

– Какие качества может воспитать у  нас этот рассказ? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)

- Нарисуйте смайлик в своей рабочей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Обучающиеся рассказывают о приобретенных на уроке знаниях ,умениях оценивают свою работу.

Обучающиеся подводят итоги урока, отвечая на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...