Урок обучения грамоте «Повторение по теме « Буквы Х, Ц. Звуки [х][х’][ц]. Веселые путаницы», 1 класс. Программа «Планета знаний»
материал по чтению (1 класс) по теме

Степанова Татьяна Юрьевна

Презентация в программе Smart Notebook помогает разнообразить деятельность на разных этапах урока, огранизовать проверку знаний, повторение, рефлексию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Весёлые путаницы. Повторение по теме « Буквы Х,Ц»" Программа «Планета знаний»

Учитель МБОУ СШ № 7 г. Городца Нижегородской области

Степанова Татьяна Юрьевна.


Цели и задачи:

  1. Познакомить с особенностями фольклорного жанра «небылица».
  2. Развивать умение воспринимать небылицы, отличать их от других фольклорных жанров.
  3. Формировать познавательный интерес и творческие способности. Развивать у учащихся фантазию и воображение.
  4. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный, расширять кругозор учащихся.
  5. Закрепить знания о непарных глухих согласных  звуках х,ц

Оборудование :

  • Т. М.Андрианова «Букварь» 1-й класс ( программа «Планета знаний»)
  • набор карточек с незаконченными стихотворными строчками
  • карточки для звуковых схем
  • сигнальные карточки – зеленый и красный «светофорчики»
  • Презентация для интерактивной доски

Ход урока

1. Организационный момент, эмоциональный настрой, рефлексия настроения.

Красиво сядем:

- Руки (На месте),

-Ноги (На месте),

- Локти (У края),

- Спинка (Прямая)

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, откройте ладошки и скажите: «Я хочу много знать!»

Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости – это учителя, которые хотят посмотреть, как вы научились хорошо читать  и работать на уроке.  Всем желаю хорошо потрудиться  и узнать что –то новое с рока.

Приготовьте светофорчики, подумайте, с каким настроением начинаете урок. Если у вас хорошее настроение -зелёный светофорчик, если грустное – красный.

 Итак, продолжаем наше путешествие по городу Алфавитинску (слайд 1.)

2. Повторение изученного

Повторим. , с какими буквами познакомились

Назовем жильцов каждого домика.

 1. буквы гласных звуков.

2 буквы непарных звонких согласных звуков

3.Буквы парных согласных звуков

4. Беззвучные знаки

 Последний домик заселять начали,   расскажите о его жильцах

- Это буквы Х,Ц.

Давайте  уточним, почему их поселили в один домик, чем они похожи .Для этого будем читать слова с этими буквами и внимательно слушать , как произносятся звуки этих букв.

Но сначала речевая разминка

Ца-ца-ца - дождик льется без конца.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Цы –цы  цы  – мы ели огурцы.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

_ Чтение столбиков слов

 Откроем  букварь на странице 95   (слайд 2)

Прочитайте шепотом первые две строчки., подумайте какие слова вставите в скобки, чтобы они подошли по смыслу.

.хитрый (лис, человек, взгляд)

храбрый ( человек, воин)

-Читаем вслух хором.

-Читают девочки,

-читают мальчики

- Прочитайте  слова с мягким звуком х*,  

-с твердым х

Вывод буква х дает твердый и мягкий звуки.

Прочитайте слова с буквой ц про себя. Какой звук дает буква?

всегда твёрдый.

-  Читает первый ряд , второй, третий ряд.

Можем сказать, почему они в одном домике.? Чем похожи звуки. Согласные, глухие .

Почему один подъезд. – нет звонкой пары..

 Слайд открыть среднюю часть (сдвинуть прямоугольник белого цвета)

Буква Х дает звуки ____ [х   х,] Повторим хором. Какие это звуки, дайте характеристику. Согласные, мягкий, твердый, глухие звуки (проверим - рука на горлышко)

Буква Ц – звук [ц] всегда твердый, глухой (проверка)

Звуковые схемы

К нам на урок пришел гость с вчерашнего урока чтения. Кто помнит, о ком вчера читали текст?

О цыпленке.

Прочитайте, как его зовут ! (слайд 3) 

Составьте  схему  слова птенец  или слова Цыпа , Кто успеет, то обе схемы ( на доске – 2 человека  ) Почему Цыпа с заглавной буквы.?

  Проверка – светофорчики

 Цыпа принес лова, но я не смогла их прочитать, запуталась. Поможете мне?

 (слайд 4 , отодвигаю шторку вниз по 1 слову .)

хлопушка ,матрешка, подсолнух, цыпленок, холодильник, циферблат

хоровод,  птенец.(циферблат – что означает слово? - часть часов, на которой написаны цифры )

Что растерял Цыпа? буквы гласных звуков. Нужны ли они в русском языке? да. Без них будет путаница.

- А что может обозначать слово «путаница», ваше мнение, объясните своими словами.

- В словаре Ожегова «Путаница - это нечто запутанное, неясное, бестолковое»

3. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром – путаницей.    слайд 5(тема урока)

- Какие задачи вы поставите перед собой? (карточки-помощники, где записаны цели уроков)

  • Узнать, что такое путаница.
  • Попробовать придумать свою путаницу.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Моя цель, как учителя: помочь вам получить новые знания.

4. Работа по теме урока.

Работа по букварю с.95  ( слайд 6  с путаницей о птицах, шторка закрыта)), 

- Чтение учителем произведения про птиц

- Какое настроение вызвало это стихотворение? (весёлое)

- Бывает ли такое на самом деле? (нет)

- О ком говорится в этом произведении? (о птицах)

- Для чего оно написано? (для того, чтобы развеселить)

- Как можно назвать такое произведение? Почему? (путаницей)

Повторное чтение (хорошо читающий ученик)

- Какие слова нас запутали? Давайте выясним. Один читает, а остальные внимательно следите и хлопните тогда, когда услышите название какого- либо предмета, а не птицы.

(выясняем внешний вид куницы, чижа, чибиса после чтения . на слайде 6 сдвигаем шторку)

В старину такие запутанные стихи очень любили, потому что они были весёлыми и очень добрыми. Называли такие стихи - небылицами.

Послушаем две старинных небылицы

 (подготовленные  дети читают наизусть) – похожи ли небылицы? Почему?

Вспомните, что мы говорили о колыбельных? Небылица передавалась из уст в уста, каждый мог добавить в неё что-то свое.

Слово «небылица» - произошло от слова «быль», что означает, это было на самом деле. Когда к слову «быль» приставили «не», то получилось, что оно стало обозначать, чего на самом деле не было.

Слова «небылица» и «путаница» - близкие по значению слова. Их называют синонимами. Этим понятием учащиеся пользуются в старших классах.

Физкультминутка

Отдохнем, послушайте песню « Небылицы», выполните движения под музыку.

Выделение особенностей литературного жанра «небылица»:

- Посмотрите на текст небылицы. Как он записан? (в форме стихотворения)

- Докажите (есть рифма)

- Что такое рифма? (рифма, это когда 2 слова, оканчиваются одинаково)

- найдите рифмы из небылицы:

  • Птицы – куницы  (синицы, лисицы) (рисунки – подсказки приготовить)
  • Стрижи – чижи (ежи, моржи)
  • Вороны – макароны  ( талоны – патроны)
  • Кукушки – ватрушки (подушки- хлопушки)
  •  Подберите свои рифмы…

- А ещё у небылиц есть ритм, т.е мы можем её простучать в ладоши.

Простукивание в ладоши – чтение хором

Подводим итог.

- Что есть у небылицы? (на доске карточки-помощницы, в процессе называния признаков небылицы)

  1. Рифма
  2. Ритм
  3. То, чего нет

Коллективное составление небылицы

задание Сейчас попробуем придумать свою небылицу, используя текст в учебнике, для этого работаем на карточках белого цвета.(Приложение 1)  Запишите новые концовки строк , на пустых линеечках замените старые рифмы новыми, которые сейчас подобрали  Подсказка – на слайде 8

 ( работа в паре – прочитайте друг другу, что получилось, если трудно, попроси помощи у друга)

Прилетели птицы:

Голуби, __________________

Мухи и стрижи,

 Чибисы, ___________

Аисты, вороны,

Галки,______________

Комары, кукушки,

 Совы и _______________

- Что получилось?

Чтение получившегося текста (листочки на доску – получаются цветочки на магниты0

- Бывает ли такое на самом деле? (нет)

- Есть рифма? (Да)

- Проверьте, есть ли ритм? (да)

- Сделайте вывод: Получилась ли у нас небылица? Почему?

Проблемная ситуация     А теперь вам предстоит самим восстанавливать путаницу Ирины Пивоваровой «Кулинаки – пулинаки»

 По названию понятно , о чем пойдет речь? Это просто веселые слова, значит , дальше будет что – то смешное. Найдем её в Букваре.

 (Слайд с текстом 9)

Читает учитель.

 Было смешно? не очень, не хватает слов в строчках. Как исправить ситуацию?

 Хотите придумать  свою смешную путаницу?

1 способ – переставить рифмы в строчках

2 способ - придумать другие рифмы

Работаем в парах на цветных карточках (написан текст небылицы без концовок)   (На доске слайд 10)

Подготовьтесь, кто будет читать в вашей паре. Подпишите листочки.

Проверка: Кто переставлял слова? встанут эти пары. Зачитывают несколько

Кто пополнил своими рифмами ? выйдите к доске. зачитайте, что получилось.

(прикрепляют на магнитики на доску получаются цветочки)

 У меня тоже есть вариант,  послушаем! (формат- цвет фона – зеленый, или фиолетовый)Слайд 10

Хотите узнать, как закончил путаницу автор?

слайд 11  читает учитель. Кому было смешно?

4. Работа со Спутником Букваря. стр. 89

В спутнике букваря тоже есть путаница современного автора Леонида Каминского. В библиотеке  можно найти и другие его веселые стихи для детей. Одна из книг так и называется «Урок смеха»

Прочитаем её. Что перепутано? Чтение хорошо читающими детьми.

5 Итог урока. Рефлексия деятельности. Путешествие по Алфавитинску подходит к концу. Посмотрим, кто из вас был самым внимательным

- Вспомните, что есть у небылиц? (называем вместе)

  1. Рифма
  2. Ритм
  3. То, чего нет

Вспомните, что вы делали на уроке. Встаньте у парт

 Если такое задание выполняли - хлопаем в ладоши, если нет - приседаем.

- Со звуковыми схемами работали?

- Слова читали?

-Чай пили?

- Рифмы придумывали?

- С горки катались?

-  Значение новых слов  узнали?

- Конфеты ели?

-Путаницы сочиняли?

- Сильно устали?

Если желаете, дома с родителями попробуйте придумать свою небылицу, не забудьте об особенностях небылиц, можно её проиллюстрировать.

Оцените свою работу на уроке.

Если было все понятно , интересно на  уроке -   солнышко.

не всё понял, но старался – тучка с солнышком.(на слайде  12)  По рядам.

Всем спасибо за урок.

Приложение 1

Прилетели птицы:

Голуби, ________________

Мухи и стрижи,

 Чибисы, ________________

Аисты, вороны,

Галки,__________________

Комары, кукушки,

 Совы и _________________



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока «Повторение по теме « Буквы Х, Ц. Звуки [х][х’][ц]. Веселые путаницы»,  1класс

Программа «Планета знаний»

Учитель: Степанова Татьяна Юрьевна.

Используется авторская презентация для интерактивной доски  Smart Notebook

https://youtu.be/0OzABZ8BPi4?list=PLlv1E6XVoUkkYacwybYGLiXQema8AIwFw – видео для физминутки.

Урок подготовлен с использованием  следующей разработки Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Весёлые путаницы" Каскова Мария Леонидовна



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\путаницы\страница3.jpg

C:\Users\User\Desktop\путаницы\страница3.jpg

C:\Users\User\Desktop\путаницы\страница3.jpg

C:\Users\User\Desktop\путаницы\страница3.jpg



Предварительный просмотр:

Рифма

Ритм

То, чего нет

  • 1.Узнать …

  • 2.Попробовать придумать … 

  • 3 . Много …
  • 4. Внимательно слушать 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Урок обучения грамоте 1 класс ПНШ "Буква Лл и звуки"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с презентацией по ФГОС, проведенный для воспитателей д/с и родителей...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Буква Б, б. Звук [ б ], [б\']."

Конспект урока по УМК Школа России для 1 класса по теме:"Буква Б, б. Звук [ б ], [б\']."...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]

Задачи урока: ·         образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.·...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала («Знакомство с буквой Л, л») Задачи урока: образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов...