Разработка урока кружка внеурочной деятельности "Ключ и Заря" в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Зверева Антонина Николаевна

Разработка урока кружка внеурочной деятельности "Ключ и Заря" в 4 классе. Урок проводится в конце мая.  Занятие показывает,как много прочитали дети, обучаясь в начальной школе, поддерживает и развивает интерес к чтению .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ

        Цель: показать учащимся, как много дети прочитали, как это хорошо – много знать; воспитание взаимопомощи; любви к книгам, развитие памяти, речи, мышления.

ХОД УРОКА:

        В красиво оформленном зале выставка книг. Портреты писателей сразу не выставляются.

        - Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!

                             Кто на все вопросы мне ответит?

                             Кто расскажет про дела вокруг?

                             Да, такой волшебник есть на свете:

                             Книга – лучший спутник мой и друг!

        Наш праздник  сегодня мы посвящаем ей – книге! За эти 4 года учебы в школе  вы очень много прочитали, многое узнали. И вы все в этом убедитесь. Сегодня мы будем работать группами.  У нас получилось 3  группы : «Красная шапочка», «Снежная королева» и «Квартет». Чтобы легче было подводить итоги, я сразу же после верного ответа буду выдавать жетон. Успехов вам!  Итак,  вперед.

  1. Игра «Узнай писателя и его произведение»

Сейчас я  покажу  портреты писателей .(Дети называют Г.Х.Андерсена,

А. Л. Барто, М. М. Пришвина).

          - А теперь найдите карточку с отрывком из произведения  названного вами автора на вашем столе.

        «Теперь она знала, где живет принц, и стала приплывать ко дворцу почти каждый вечер или каждую ночь. Ни одна из сестёр не осмеливалась подплывать к земле так близко, ну а она заплывала даже в узкий канал, который проходил как раз под мраморным балконом, бросавшим на воду длинную тень. Тут она останавливалась и подолгу смотрела на юного принца, а он-то думал, что гуляет при свете месяц3а один-одинёшенек.

        Много раз видела она, как принц катался с музыкантами на своей нарядной лодке, украшенной развевающимися флагами».

        … И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба; со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела.

        - Откуда же это в лесу взялся хлеб.

        - Что же тут удивительного. Ведь есть же там капуста!

        - Заячья…

        - А хлеб – лисичкин. Отведай.

                Почему сегодня Петя

                    Просыпался  десять раз.

                    Потому что он сегодня

                    Поступает в первый класс.

                    Он теперь не просто мальчик,

                    А теперь он новичок.

                    У него на новой куртке

                    Отложной воротничок.

                    Он проснулся ночью тёмной.

                    Было только три часа.

                    Он ужасно испугался,

                    Что урок уж начался.

        П.  Мини – викторина «Лекарственные растения»

         - Мы отправляемся в путешествие по дорогам любимых книг. Но надо вспомнить, какие лекарственные растения нам помогут в пути. В какой литературе  мы встречали эти сведения? (В справочной литературе)

        - Вопрос команде № 1.   Ягоды невкусные – уж очень большие у них косточки. Но посмотри : если листочки закручены вниз – будет хорошая погода. Это растение  - хороший барометр. (Костяника).

        - Вопрос команде № 2.   Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках леса , на полянах. У него двойное имя. Одно из них дано за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чай).

- Какое болотное растение можно использовать в лесу вместо ваты

и йода?  (Торфяной мох- сфагнум)

        - Какая болотная ягода может заменить лимон? (Клюква)

        - Кустарник этот  от сорока болезней лечит. (Шиповник).

        - Какую траву любят кошки? Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах. (Валериана).

        Ш.  Гора пословиц.

        - Этот конкурс состоит из двух частей.

        1. Вы получили конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны открыть конверт и собрать из слов пословицу. Когда  пословицы будет готова, поднимете руку. Итак, начали.

        В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки.

          Выбирай книгу, как выбираешь друга.

        Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

        Будешь книги читать – будешь все знать.

  1. Отгадайте загадку по пословицам и поговоркам.

- Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьёт.

- Они – зеркало души.

- У семи нянек дитя без него.

- За чужой щекой он не болит.

- Дарёному коню в них не смотрят. 

- Будет он – будут и грибки.

  1. Музыкальная пауза. ( Дети слушают музыку П. И. Чайковского

«Щелкунчик»

        Отдохнули? Скажите, что вы представляли себе, когда слушали эту прекрасную музыку? Кто написал эту музыку? Из какого произведения? А какой же писатель вдохновил нашего композитора ?  ( Эрнст Теодор Амадей Гофман).

        - А кто из вас читал сказки Гофмана. В книгах этого писателя много таинственного и интересного. («Крошка Цахес», «Повелитель блох». А вот по мотивам самой известной его сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Петр Ильич Чайковский написал балет «Щелкунчик».

  1. Домашнее задание.

Инсценировка отрывка их произведения С. Маршака «Двенадцать

месяцев»  и басни  И. А. Крылова «Ворона и лисица».

  1. Узнай автора по его псевдониму или настоящей фамилии.

Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.(М.Твен), НАВИ ВОЛЫРК,Николай Корнейчуков

        6. Тайны животных.

- Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но соседствуют  с людьми, а также о тех, которых  человек ввёл в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об этом , наверное, стоит чаще подумать. Ведь животные не могут выбрать себе соседей получше.

1. Этот автор  писал стихи о родной русской природе , но не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, где мать погибает, спасая своих детей. («Лебёдушка» С. Есенин).

2. Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили  охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но всё-таки он ушёл. («Приёмыш», Д. Мамин-Сибиряк).

3. Четыре тысячи подков  не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтобы люди спаслись.  («Лошади в океане» Б. Слуцкий

  1. Узнай писателя по его биографии.

Он стал писателем, когда ему было 57 лет. Тогда был опубликован его

первый сказ. Он родился на Урале в семье  горного мастера, окончил духовную семинарию и мог стать священником, но стал учителем русского языка и литературы. Свои литературные произведения он называл сказами. У его героев простые имена – Данила- мастер, девочка Дарёнка, и сказочные : хозяйка Медной горы, Огневушка-Поскакушка. Самая главная его книга – «Малахитовая шкатулка».

        

        Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь.  Поэт родился в Москве в дворянской семье. Домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила мальчика читать и писать по-русски, а любимая няня Арина Родионовна рассказывала будущему поэту множество замечательных русских сказок. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и,ещё не умея читать, уже повторяем наизусть «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».

           Поэт родился в Москве, воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии, получил превосходное домашнее образование. Первые стихи написал в возрасте 14 лет.

         В январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А. С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, написавший скорбное и гневное  стихотворение «Смерть поэта». Кроме стихов он писал роман, драму, сказку. Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.

  1. Викторина.

- «Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень… Потом Томск… потом…

Потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей». Кто собрался в такое путешествие? («Мальчики» А. П. Чехов.)

        -  «Хотя мне идёт уже девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь – не любишь, хочешь – не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»? («Главные реки» В Драгунский)

        - «Я думал , что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно!» («Никакой я горчицы не ел» В. Голявкин)

        - «Он знал,  что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность.» О ком идёт речь? «Т.Сойер. М. Твен)

        - «Всем детям надо повиноваться родителям. Этого желает сам Бог. Одна из десяти заповедей гласит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.»

        - «Покачивая головой, профессор достал из кармана очки и нагнулся к розетке.

        - Двести двадцать вольт! – В его голосе прозвучала тревога. – Что я наделал! – Он бросился к двери.

        Сбегая по лестнице, профессор заметил удивленное лицо директора и успокаивающе  помахал ему рукой. Сейчас было не до объяснений.

  1. Подведение итогов.

Говорит она беззвучно.

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь лучше и умней.

- Что это?  (Книга)

- Верно, это книга. Я надеюсь, что вы будете продолжать дружить с

книгами.  А сейчас мы подведём итоги.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе  " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...

Разработка внеурочного мероприятия для 1 класса на тему: «Лесные пожары».

Методическа разработка внеурочного мероприятия в начальной школе, чрезвычайная ситуация природного характера "Пожар в лесу"....

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....

разработка внеурочного занятия в 1 классе

разработка внеурочного занятия в 1 классе...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Школа ритора" по теме: "Опорный конспект". 4 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты. В ней дается описание работы с информацией, способы кодирования информации и ее преобразования: от простого плана до схем и моделей...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Школа ритора" по теме: "Опорный конспект". 4 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты. В ней дается описание работы с информацией, способы кодирования информации и ее преобразования: от простого плана до схем и моделей...

Методическая разработка внеурочного занятия в 4 классе

Занятие разработано в рамках проектной деятельности. Разработка состоит из плана занятия,хода занятия, описания каждого этапа и приложений....