Открытый урок литературного чтения (групповая работа) 4 класс «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Коробова Татьяна Владимировна

Урок литературного чтения в 4 классе с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_zhaba_i_roza_garshina.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Сказка о жабе и розе»  В.М. Гаршин

КЛАСС: 4 («Школа России»)

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.  

ВИД УРОКА: урок-диалог

ЦЕЛИ:

Образовательная:  Познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе»; формировать умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

Развивающая: Развивать коммуникативные  навыки;  умение аргументировать свою точку зрения; понимать тему и главную мысль рассказа

Воспитательная: прививать любовь к чтению; воспитывать любовь к прекрасному, помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.  

 Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, выбор видов деятельности на уроке умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: учебники, записи на доске, запись музыкального произведения, карточки для самостоятельной работы, словари.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Технологии: технология развития критического мышления, ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода

МПС: русский язык, физическая культура, ОЗОМ, связь с жизнью.

                                                                                             


 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Самоопределение деятельности

Создание ситуации успеха

Из глубокого колодца (руки “О”).
- Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой).
- Свет его на нас прольется (руки вытянутые перед собой ладошками вверх).
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз).
- Новый день оно начнет (руки вниз широко).
- С наступлением нового дня! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Настраиваются на активную работу на уроке

Регулятивные:

- формирую способность к организации своей деятельности

2. Актуализация

Вхождение в тему.

Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «+»-уже знал, «-»-новое, «?»-не понял.
(Приложение 1)

Кто ничего нового не узнал, а кто что-то новое узнал , что именно? А кому что-то непонятно?

Читают на карточках справочный материал, делают пометки, отвечают на вопросы

Коммуникативные:

- учу отвечать на вопросы;

- учу анализировать

- учу делать выводы.

Познавательные:

- учу работать с материалом

3. Постановка

учебной задачи

Создание проблемной

ситуации

(стадия вызова)

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Сегодня мы познакомимся с произведением Гаршина «Сказка о жабе и розе». Будем развивать мышление, воображение, речь.  

Регулятивные:

- учу определять цели урока

5. Открытие

нового знания

Стадия осмысления

Кто же такой Всеволод Михайлович Гаршин?

Всеволод Михайлович Гаршин был рожден 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии (в наше время это Донецкая область, Украина). Его отец был офицером.

В возрасте пяти лет Гаршин пережил стресс, который в итоге сказалась на его здоровье и значительно повлияла становление характера.

До 9лет Гаршин проживал с отцом, через какое-то время мать увезла его в Петербург и отдала учиться в гимназию. После ее окончания будущий прозаик поступает в Горный институт. Здесь он осознает, что литература увлекает его больше, чем наука, и вскоре начинает писать очерки и статьи по искусствоведению.

Совсем скоро писатель стал известным, а его рассказы о войне «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» пользовались наибольшей популярностью.

24 марта 1888 он погибает. Похоронили Гаршина в Петербурге.

С какими словами мы с вами работали в начале урока?

Придумайте название произведения с которым мы с вами познакомимся сегодня?

Придумайте сюжет.

А теперь давайте послушаем «Сказку о жабе и розе».

Чтение учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов: «…и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его…». С 171

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями?
- А теперь послушайте авторское продолжение сказки.

До слов: «… о морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку…» стр 171.

- Подтвердились  ваши предположения?
Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? - А теперь послушайте авторское продолжение рассказа.

До слов: «В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок.» стр 172

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями?
- А теперь послушайте авторское продолжение рассказа.

До слов: ее заметила жаба. Стр 173.

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями?
- А теперь послушайте авторское продолжение рассказа.

До слов: «А жаба все карабкалась выше» стр 174

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями?
- А теперь послушайте авторское продолжение рассказа.

До слов: «Роза поняла, что погибает..» стр 176.

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями?
- А теперь послушайте авторское продолжение рассказа.

До слов: « … когда жаба хотела схватить цветок…» стр 177.

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями?
- А теперь послушайте авторское продолжение рассказа.

До слов: «Ах, как хорошо…» стр 178.

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? .Изменилось ли ваше настроение, когда вы услышали окончание рассказа?
Какая это сказка? Почему? Понравился вам конец сказки? Чем? А вы как бы хотели закончить эту сказку?

Слушают биографию автора.

- Жаба, роза, сказка.

Дети придумывают сюжет. Дают название своему произведению (проверка).

Чтение сказки детьми

Познавательные

- учу выбирать из текста нужные  для анализа фрагменты

- учу анализировать

- учу называть существенные признаки объектов

- учу делать выводы  и обобщения по итогам анализа

Коммуникативные

- учу отвечать на вопросы

6. Физминутка

7.  Применение

нового знания

и первичное

закрепление.

Применение

открытого

знания в

практической

деятельности

Работа с текстом.

Что позволило Гаршину назвать свое произведение сказкой? Что в ней сказочного?

Как автор описывает внешний вид розы?  Как автор изображает жабу?

Кто еще действующий герой? Какие чувства он вызывает у вас?

Поработайте группами и дайте характеристику мальчику, жабе и розе.

Составьте кластер.

2. Охарактеризуйте образ жабы, розы: ( зачитываем, характеризующие)

- Можем ли сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу?  

- Ребята, у вас есть предположения о том, что символизирует роза? А жаба?

Объясни. Приведите примеры из текста.  

- Что ты можешь сказать о характере мальчика?

- Почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика? Что их сближает?

Скажите, чему учит сказка?

Отвечают на вопросы,

Составляют кластер

Регулятивные

- учу действовать по выбранному плану

- учу способам самопроверки

Познавательные:

 - учу анализировать

- учу делать выводы

- создаю ситуацию для обсуждени

Коммуникативные:

 - учу работать в группе

- учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

8. Подведение итогов урока

Достижения цели,

Учитель:
- Заканчивая разговор о сказке, я предлагаю каждой группе написать синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Учащиеся:
СИНКВЕЙН - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.
Правила составления синквейна:
Первая строка -
темасинквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка -
характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка -
характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка -
что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка -
новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Тема: Роза, жаба, мальчик.

  1. Роза
  2. прекрасная, нежная
  3. расцвела, пахла, радовала
  4. испытала много страха и горя
  5.  добро
  1. Жаба
  2. противная, прожорливая
  3. охотилась, карабкалась, прыгала
  4. Пыталась слопать розу.
  5. зло
  1. Мальчик
  2. худой, больной,
  3. любил, болел, умер
  4. ценил природу
  5. печаль

Регулятивные:

 - учу действовать по выбранному плану

- учу способам взаимопроверки

Познавательные:

- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи

- учу анализировать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

- учу работать в группе

- учу убеждать другого человека

- учу вносить вклад в совместные действия

9. Рефлексия

Создание ситуации успеха.

Продолжите фразу:

 «Мне понравилось …»

 «Мне было трудно…..»

 «Мне было интересно…»

 «Благодарю….»

- Вы у меня сегодня все молодцы! Все хорошо работали.

Продолжают высказывания.

Познавательные:

 - учу анализировать, обобщать и делать выводы

Регулятивные

- учу способам самопроверки

11. Домашнее задание

Варианты по выбору:

  1. Закончить сказку по-другому.
  2. Найти и прочитать любое произведение Гаршина.
  3.  Нарисовать понравившийся отрывок из сказки и доказать почему он понравился.

 

Регулятивные:

- учу способам самопроверки

Познавательные:

 - учу выделять главную мысль

Коммуникативные:

- учу строить монологическое высказывание

Приложение 1

Роза – род весьма декоративных кустарников, насчитывает около 350 видов и принадлежит семейству розоцветных. Большое количество сортов и декоративных форм роз делятся на садовые группы, которых более 30.

Для выращивания в культурном садоводстве, на открытом грунте наиболее подходят такие группы, как чайно-гибридные, парковые, флорибунда и полиантовые; в меньшей степени - ремонтантные и плетистые.

 Природная форма розы – куст, а надземная часть у дикорастущих видов – побеги, которые появляются из нижних глазков корневой шейки. Листья растения непарноперистые, обычно до семи, но у ботанических видов – до девяти. Шипы, являющимся характерным признаком розы, имеют важное значение - они защищают его от обкусывания животными, а у вьющихся видов служат приспособлением для крепления к опоре. Важным органом растения является цветок, который от формы, размеров и плотности своих лепестков, может быть стройным, вытянутым или плоским, а окраска бывает самой разной.

Главное для розы - правильно выбранный участок. Лучше. Если это будет южный, защищенный от северных или северо-восточных ветров. Розы растут практически на любых типах почв. Уход за ними предполагает, рыхление земли. Прополку, полив, подкормку, а также обрезку и формирование куста.

Жаба

Жабы относятся к бесхвостым земноводным. От лягушек  они отличаются прежде всего бугристой кожей — у лягушек она более или менее гладкая. Кроме того, у жаб довольно короткие конечности, и они ставят одну ступню перед другой. А лягушки отталкиваются длинными, приспособленными для прыжков задними ногами и совершают прыжок. Наиболее распространена в Центральной Европе одноцветная серая обыкновенная жаба. Жабы в целом привязаны к воде меньше, чем лягушки. Серую жабу, например, можно встретить далеко от ближайшего водоема. И тем не менее для размножения жабам необходима вода. Каждый год весной за городом можно видеть практически "стада" мигрирующих жаб. Икру самки мечут в виде длинных шнуров, протягивая их между водяными растениями. В этом тоже проявляется их отличие от лягушек — те всегда мечут икру комками.

Питается она червями, улитками и другими насекомыми. Селиться жаба предпочитает на песчаных дюнах, иногда поднимаясь в горы на высоту до 1000 м. Распространена всюду, отсутствует лишь в Италии и на Балканском полуострове.

В России встречается лишь в западных районах, граничащих с Белоруссией.

- Какое литературное произведение можно назвать сказкой? Это литературное произведение, где рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном, где всегда добро побеждает зло. Произведение создано для развлечения.

- На какие группы можно разделить все сказки? Сказки подразделяются на волшебные, сказки о животных, бытовые, докучные. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными.. Докучный - надоедливый, наводящий скуку. В этих сказках события бесконечно повторяются и возвращаются к началу.

Русские народные сказки. Долгими, зимними вечерами какой-нибудь умный, с богатым воображением рыбак или охотник рассказывал о своих приключениях, как водится, преувеличивая и привирая. Если рассказ был интересным, то его охотно слушали и просили еще раз рассказать. Услышанный рассказ передавали из уст в уста, внося свои элементы. Поэтому сказка со временем стала результатом выдумки и фантазии не одного человека, а многих. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ.

У литературной сказки есть автор, поэтому её еще называют авторской. Это художественное произведение, которое может быть написано в прозаической или стихотворной форме. Литературная сказка более разнообразна по сюжету, повествование в ней более насыщено, оно изобилует различными литературными приемами. В ней, как и в народной сказке, тоже есть выдумка и волшебство. Но предшественницей авторской сказки, конечно же, была сказка народная, слишком связана она с породившим ее фольклором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Урок литературного чтения во 2 классе "Сказка про храброго зайца..."

Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. На данном уроке обучающиеся закрепляют знания о сказке, как жанре литературы. Находят сходства и различия  у с...

Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.

В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...

конспект урока литературного чтения в 1 классе "Сказка-ложь, да в ней намёк"

Конспект урока по УМК  "Начальная школа ХХI века" разработан с учетом современных требований к уроку. В конспекте указана работа в парах, группах, предусмотрена индивидуальная работа, включены за...

Уроки литературного чтения в 4 классе" Сказки Г.Х. Андерсена ."

Новый взгляд на старую сказку. Какая бывает любовь? Всегда ли она приносит счастье? Нужна ли она людям?...

Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина.

Урок литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...." в 4 классе по программе "Школа 2100"...