Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Еремеева Ольга Евгеньевна
 
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенной в произведении.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать содержание текста, план характеристики героя; отличия прямой речи от косвенной;                                                                                         
Уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; отличать прямую речь от косвенной;
Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: Комбинированный
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.03.2018г.                                                                                                ФИО учителя: Кузнецова Вероника Викторовна

Школа: №152                                                                                                        ФИ студента: Еремеева Ольга

Класс:                                                                                                         ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна

Кабинет: 213

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Обучение пересказу с элементами перевода в диалог».

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенной в произведении.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать содержание текста, план характеристики героя; отличия прямой речи от косвенной;                                                                                        

Уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; отличать прямую речь от косвенной;

Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: УМК «ШР», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2016.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесн.: слово учителя

Психологический настрой

Практический: проверка домашнего задания

Практический: выразительное чтение учеников

1 мин

5 мин

Фронтальная форма работы

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Пожалуйста присаживайтесь.

Фронтальная форма работы. Проверка домашнего задания

Итак, ребята, что же было задано на дом?

Прочитаем на оценку отрывки из произведения.

Молодцы.

Фронтальная форма работы.

Речевая разминка

Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте скороговорки про себя, подготовьтесь к речевой разминке.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Соня Зине принесла малину в корзине.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня

- Прочитайте медленно

- Прочитайте быстро

- Прочитайте выразительно.

Приветствуют

Слушают

Отвечают на вопросы

-выразительное чтение произведения, стр. 106 ответы на вопросы по тексту.

Читают скороговорки

Выполняют задание

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

Р: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

 II. Актуализация знаний и мотивация

        

Практич.: выразительное чтение

Словесн.:Ответы на вопросы

Словесн.: Ответы на вопросы

5 мин

1 мин

Фронтальная форма работы

Ребята, давайте внимательно прочитаем предложения со слайда.

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

Чем схожи и чем они отличаются ?

Правильно, но для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю еще отгадать загадку.

Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …

Слушают

Отвечают на вопросы

-они об одном о том же, только форма подачи разная.

Отгадывают загадку

-Светлячок

Р: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

2 мин

Исходя из выше сказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Значит, какие цели мы должны сегодня поставить перед собой, исходя из темы урока?

 Отвечают на вопросы

-«Обучение пересказу с элементами переводы прямой речи в косвенную на основе рассказа Драгунского « Он живой и светится»

-Научиться отличать прямую речь от косвенной;

-Научиться определять прямую и косвенную речи в текста;

-Научиться пересказывать текст на основе переводу из прямой речи в косвенную

Р:обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

П.: построение речевого высказывания;

К.: участвуют в учебном диалоге.

 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесн.: ответы на вопросы

 Практич.: работа с текстом

2 мин

Ребята, вы уже знакомы с понятием прямая речь, кто нам напомнит, что это такое?

А кто-нибудь знает, что такое косвенная речь?

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Рассмотрим пример косвенной речи.

Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

Он сказал, что хочет пойти с нами.

Он сказал о своём желании пойти с нами.

Как образовалась прямая речь в косвенную?

Сегодня мы с вами убедимся в том, что предложения прямой речи мы можем заменить на косвенную. В этом нам поможет произведение «Он живой и светится».

Отвечают на вопросы

-Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

-ответы учеников

- В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения. Обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменяясь другими лексическими средствами. (в данном случае предлог «что»)

К:участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

Динамическая пауза

1 мин

Физминутка

 Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Выполняют упражнения

Словесн.: Ответы на вопросы

 Практич.: чтение текста

Практич.: чтение текста, выборочное чтение

Словесн.: ответы на вопросы

5 мин

Фронтальная форма работы.

Ребята, давайте вспомним немного биографии об авторе нашего сегодняшнего произведения. Кто-нибудь знает что-то о Драгунском Викторе Юзефовиче?

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Совместно с Л. Давидович Драгунский написал такие известные песни, как «Теплоход», «Три вальса», «Березонька», «Чудо-песенка», «Звезда моих полей».

 В школе произведения Драгунского изучаются в начальных классах. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из его произведений «Он живой и светится».

Открываем учебник на странице 102. Прочитаем рассказ.


Фронтальная форма работы

Как вы понимаете название рассказа?

Расскажите, почему мальчик променял игрушечный самосвал на светлячка?

А вы бы на месте мальчика как поступили? Почему?

 

.

Внимательно слушают учителя

Вспоминают факты биографии автора

Внимательно читают текст

Отвечают на вопросы

-индивидуальные ответы детей

-потому что мальчик увидел в светлячке нечто больше, чем просто светящийся червячок.

-поступили бы так же, так как «Светлячок лучше любого самосвала».

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

К:участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 Словесн.: ответ на вопрос

4 мин

Фронтальная форма работы

Ребята, обратимся к нашему произведению. Прочитаем отрывки из текста, которые содержат прямую речь:

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Парная работа.

Посовещайтесь в парах, можно ли прямую речь заменить на косвенную?

Кто нам прочитает получившийся текст, на основе косвенной речи?

Потом мама зажгла свет и сказала, что это волшебно, но не понимала как он решил отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка.

Мальчик сказал, что так долго ждал маму и ему было скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама спросила его, чем же он лучше?

На что мальчик ответил, что мама ничего не понимает Ведь он живой и светится.

Читают выборочные отрывки из произведения

Отвечают на вопросы

-можно, меняя предложения и добавляя в него, например предлоги.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практич.:  составление краткого описание героя

4 мин

Групповая форма работы

.Сейчас ребята, предлагаю вам поработать в группах. Я вам раздам карточки. На которых будет представлен небольшой текст с прямой речью, ваша задача образовать отрывок с косвенной речью.

Выполняют задание

Готовят устный рассказ

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

5 мин

Домашнее задание

Итак, ребята, откройте дневники запишите домашнее задание. Приготовить пересказ текста с косвенной речью.

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

-Одобряете ли вы поступок мальчика?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

Теперь поднимите зеленый карандаш те, у кого все хорошо, на уроке все понял. Желтый - есть над чем поработать. Красный - не получилось. На этом урок окончен. Спасибо!

 

Записывают в дневник

Отвечают на вопросы

Анализируют

Самооценивают

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.Тип урока: рефлек...

Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»

Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...

Технологическая карта урока литературного чтения «В. Драгунский. «Тайное становится явным» (пересказ по плану)» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о творчестве В. Драгунского посредством работы над произведением «Тайное становится явным».Задачи урока Дидактические:1.Закрепить знания о творчест...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...